БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :



Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Бухгалтерский учет в КНР / Закон об аудите в КНР

Закон об аудите в КНР

Принят на 9-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва, 31 августа 1994 года,
Исправлен в соответствии с Решением о внесении поправок Закона Китайской Народной Республики об аудите,
принятым на 12-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП десятого созыва 28 февраля 2006 года


Содержание:
Глава I. Общие положения
Глава II. Аудиторские учреждения и аудиторы
Глава III. Функции и ответственность аудиторских учреждений
Глава IV. Полномочия аудиторских учреждений
Глава V. Процедуры аудита
Глава VI .Юридическая ответственность
Глава VII. Дополнительные положения

Глава I. Общие положения

Статья 1. Данный закон разработан в соответствии с Конституцией, с целью усиления государственного контроля с использованием аудита, поддержание финансово-экономического порядка в стране, способствования созданию беспорочной системы управления и обеспечения здорового развития национальной экономики.

Статья 2. Государство использует систему контроля через проведение аудита. Госсовет и местные органы власти, начиная с уездного уровня, должны учредить институты аудита.
Бюджетные доходы и расходы различных отделов Госсовета, местных органов власти различных уровней и их отделов, финансовые доходы и расходы государственных денежно кредитных организаций, предприятий и учреждений, а также другие бюджетные и финансовые доходы и расходы, которые, согласно данному закону, являются объектом проведения аудита должны, в соответствии с положениями данного закона, контролироваться через аудит.
Аудиторские учреждения должны, в соответствии с законом, осуществлять контроль подлинности, законности и эффективности бюджетных или финансовых доходов и расходов, определенных в предыдущем параграфе.

Статья 3. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль через проведение аудита в соответствии со своими функциями и полномочиями, а также с соблюдением оговоренных законом формальностей.
Аудиторские учреждения должны, в соответствии с законами, правилами и другими нормативными актами, регулирующими государственные и финансовые доходы и расходы, давать аудиторскую оценку, и, действуя в пределах своих функций и полномочий, принимать аудиторские решения

Статья 4. Госсовет и органы местной власти уровня уезда и выше должны ежегодно предоставлять постоянным комитетам народных собраний соответствующего уровня аудиторские отчеты, подготовленные аудиторскими учреждениями относительно исполнения бюджета и прочих бюджетных доходов и расходов. Аудиторские отчеты должны содержать результаты аудита по исполнению бюджета
При необходимости, постоянные комитеты советов народных представителей принимают резолюции относительно аудиторских отчетов.
Госсовет и местные органы власти уровня уезда и выше должны сообщать в советы народных представителей соответствующего уровня относительно результатов по исправлению ошибок и решению проблем, выявленных в аудиторских отчетах

Статья 5. Аудиторские учреждения должны независимо осуществлять свои полномочия по контролю через проведение полагающейся по закону аудиторской проверки, без вмешательства каких либо административных органов, общественных организаций или частных лиц.

Статья 6. Аудиторские учреждения и аудиторы должны в своей работе придерживаться четности, объективности, практичности и реализма и сохранять тайну.


Глава II. Аудиторские учреждения и аудиторы

Статья 7. Госсовет должен учредить Национальное управление аудита с тем чтобы осуществлять контроль за аудиторской работой по всей стране под руководством Премьера Госсовета. Генеральный аудитор является главой Национального Управления Аудита.

Статья 8. Аудиторские учреждения органов власти провинций, автономных районов, муниципальных образований находящихся в прямом подчинении у центрального правительства, городов, имеющих районное деление, автономных префектур, уездов, автономных уездов, городов, не имеющих районного деления и муниципальных районов должны осуществлять контроль работы аудиторов в своих административных районах под руководством губернаторов провинций, председателей автономных районов, мэров, глав префектур или глав уездов и районов, а также под руководством аудиторских учреждений следующего по восходящей уровня.

Статья 9. Местные аудиторские учреждения различных уровней отвечают за свою работу и докладывают о ней в местные органы власти соответствующего уровня и аудиторские учреждения следующего по восходящей уровня, а их аудиторская деятельность должна главным образом направляться аудиторскими учреждениями следующего по восходящей уровня.

Статья 10. Аудиторские учреждения могут, если возникнет такая необходимость, и после утверждения органами власти соответствующего уровня, назначать местных чиновников-аудиторов в районах, находящихся под их юрисдикцией.
Местные чиновники аудиторы должны, в пределах полномочий, данных им аудиторскими учреждениями, заниматься аудиторской работой в соответствии с законом.

Статья 11. Средства, необходимые для обеспечения функционирования аудиторских учреждений, должны включаться в бюджеты органов власти и гарантироваться органами власти соответствующего уровня.

Статья 12. Аудиторы должны обладать профессиональными знаниями и способностями, соответствующими выполняемой ими аудиторской работе.

Статья 13. При занятии аудитом, аудитор, в том случае, если у него имеется интерес к клиенту или предмету аудита берет самоотвод.

Статья 14. Аудитор должен принять на себя обязательство по неразглашению государственной тайны и коммерческой тайны клиента, которые они узнали в ходе выполнения своих функций.

Статья 15. Аудиторы, выполняя в рамках закона свои функции, находятся под охраной закона.
Ни одна организация или частное лицо не может препятствовать аудиторам в осуществлении их функций или применять репрессалии к аудиторам.
Лица, стоящие во главе аудиторских учреждений должны назначаться и смещаться с должности в соответствии с юридическими процедурами. Никто из них не может быть произвольно смещен или заменен, за исключением тех случаев, когда они признанны виновными в незаконных действиях или халатном отношении к своим обязанностям, или потеряли необходимую квалификацию для занятия должности.
Назначение и смещение руководителей местных аудиторских учреждений разных уровней производится после консультации с аудиторским учреждением, стоящим на одну ступень выше.


Глава III. Функции и ответственность аудиторских учреждений

Статья 16. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль через проведение аудиторской проверки выполнения бюджета, итоговых отчетов, управления и использования внебюджетных средств отделов(включая прямо подчиняющиеся им подразделения) соответствующих уровней и органов власти нижнего уровня.

Статья 17. Национальное управление аудита должно под руководством Премьера Госсовета осуществлять контроль проведения аудиторской проверки выполнения центрального бюджета и предоставлять аудиторские доклады об этом Премьеру.
Местные аудиторские учреждения должны, под руководством, соответственно, губернаторов провинций, председателей автономных районов, мэров, глав префектур и глав уездов и районов, а также под руководством аудиторских учреждений более высокого уровня осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки исполнения бюджетов соответствующих уровней и предоставлять доклады органам власти соответствующего уровня и аудиторским учреждениям, стоящим на одну ступень выше.

Статья 18. Национальное Управление аудита должно осуществлять контроль через проведение аудиторской проверки финансовых доходов и расходов Центрального Банка.
Аудиторские учреждения осуществляют контроль через проведение аудиторской проверки активов, обязательств, прибыли и убытков государственных монетарных организаций.

Статья 19. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки финансовых доходов и расходов государственных организаций и других организаций, использующих финансовый капитал.

Статья 20. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки активов обязательств, прибыли и убытков предприятий, находящихся в государственной собственности.

Статья 21. Принципы аудиторского контроля над предприятиями и финансовыми учреждениями, в которых основную роль играют госактивы, будут разрабатываться Госсоветом отдельно

Статья 22. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки исполнения бюджета и итоговых отчетов строительных проектов, инвестируемых или большей частью инвестируемых государством.

Статья 23. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки финансовых доходов и расходов фондов социального обеспечения, фондов общественных пожертвований и других подобных фондов и капиталов, управляемых государственными отделами или общественными организациями, уполномоченными органами власти.

Статья 24. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль через проведение аудиторских проверок финансовых доходов и расходов проектов, ведущихся на пожертвования и займы, предоставленные международными организациями или правительствами других государств.

Статья 25. В соответствии с действующими государственными положениями, аудиторские учреждения осуществляют аудиторский надзор над ответственными лицами государственных органов и других организаций, находящихся под аудиторским контролем аудиторских учреждений, в том, что касается выполнения их финансовых обязательств, финансовых доходов и расходов и другой экономической деятельности в их регионах, отделах или организациях в период их пребывания в должности

Статья 26. В дополнение к делам аудита, определенных в данном законе, аудиторские учреждения должны, в соответствие с положениями данного закона, а также других подобных законов или административных правил и инструкций, осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки дел, которые, согласно другим законам или административным правилам и инструкциям должны пройти проверку со стороны аудиторских учреждений.

Статья 27. В отношении определенных дел, относящихся к государственным бюджетным доходам и расходам, аудиторские учреждения должны иметь полномочия проведения специальных расследований через проведение аудиторской проверки на определенных участках, в отделах и подразделениях, с последующим докладом о результатах такого расследования в органы власти соответствующего уровня и аудиторские учреждения, стоящие на одну ступень выше.

Статья 28. Аудиторские учреждения должны определять свою аудиторскую юрисдикцию на основе подчиненных отношений клиента в бюджетных и финансовых делах или контролирующих и управляющих отношений касательно находящихся в собственности государства активов клиентов.
В случае, возникновения разногласий по поводу аудиторской юрисдикции между аудиторскими учреждениями, вопрос должен быть решен аудиторским учреждением, которому подчинены обе стороны.
Аудиторские учреждения более высокой ступени могут уполномочить аудиторские учреждения более низкой ступени вести аудиторскую работу в вопросах, находящихся в компетенции учреждений более высокого уровня, и определенных в начиная с параграфа 2 Статьи 18 до статьи 25 данного закона. Аудиторские учреждения более высокого уровня могут прямо вести аудиторскую работу в основных вопросах, находящихся в юрисдикции аудиторских учреждений низшего уровня. Однако излишних повторных аудиторских проверок следует избегать.

Статья 29. Организации, являющиеся предметом аудиторского контроля со стороны аудиторских учреждений, должны создавать и совершенствовать систему внутреннего аудита в соответствии с действующими государственными положениями. И такой внутренний аудит должен являться предметом профессионального управления и надзора со стороны аудиторских учреждений.

Статья 30.Если организация является предметом аудиторского контроля со стороны органов социального аудита, то аудиторские учреждения должны, в соответствии с положениями Госсовета, иметь право проверки аудиторских отчетов, составленными вышеупомянутыми органами социального аудита


Глава IV. Полномочия аудиторских учреждений

Статья 31. Аудиторские учреждения должны иметь полномочия потребовать от организации предоставить, согласно соответствующим правилам свои бюджеты или планы по финансовым доходам и расходам, отчет об исполнении бюджета, итоговые отчеты и финансовый бухгалтерские отчеты, электронные данные касающиеся государственных или финансовых доходов и расходов, сохраненные и обработанные с помощью компьютера, и необходимую компьютерную и техническую документацию, информацию об открытии счетов в финансовых учреждениях, аудиторские отчеты, сделанные органами социального аудита , и другую информацию относящаяся к их бюджетным доходам и расходам или финансовым доходам и расходам. Организации, являющиеся предметом аудита, не должны отказываться от предоставления соответствующих документов, или задерживать предоставление или делать фальшивые доклады.
Глава учреждения, являющегося предметом аудита отвечает за подлинность и целостность финансовых отчетных материалов, поданных его организацией

Статья 32. Аудиторские учреждения должны при проведении аудита иметь полномочия проверять бухгалтерские документы, бухгалтерские книги, бухгалтерские отчеты, систему электронных данных, относящиеся к бюджетным доходам и расходам или иные материалы и активы, относящиеся к финансовым доходам и расходам организации, и организация не должна отказываться от такой проверки.

Статья 33. Аудиторские учреждения при проведении аудита должны иметь полномочия проводить расследования среди подразделений или частных лиц, связанных с делами, относящимися к вопросам аудита и получить соответствующие свидетельские материалы.
Указанные подразделения и частные лица должны оказывать аудиторским учреждениям помощь и поддержку, предоставляя им достоверную информацию и соответствующие свидетельские материалы.
Аудиторские учреждения должны иметь право делать запросы относительно счетов
организации, в отношении которой проводится аудит в финансовых учреждениях после одобрения лица, стоящего во главе аудиторского учреждения при органе власти уровня уезда и выше
Если аудиторское учреждение имеет любое доказательство того, что организация, в отношении которой проводится аудит, вкладывает государственные деньги от имени частных лиц, то оно имеет право провести расследование в отношении вкладов в организации, осуществляемых от имени частных лиц в соответствующем финансовом учреждении, после одобрения лица, стоящего во главе аудиторского учреждения при органе власти уровня уезда и выше

Статья 34. При проведении аудиторским учреждением аудиторской организация не должна переводить, скрывать, фальсифицировать или уничтожать свою бухгалтерскую документацию, бухгалтерские книги, бухгалтерскую отчетность или другую информацию, относящуюся к их бюджетным доходам и расходам или финансовым доходам и расходам и не должны переводить или скрывать находящиеся в их распоряжении активы, полученные в нарушение установленных государством правил.
В случае если организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка нарушает положения предыдущего параграфа, то аудиторское учреждение имеет полномочия пресечь это , и при необходимости, с разрешения лица, стоящего во главе аудиторского учреждения при органе власти уровня уезда и выше, опечатать соответствующие материалы и активы полученные в нарушение законов. Если аудиторскому учреждению необходимо заморозить соответствующие депозиты в финансовом учреждении, то оно обращается в суд
В случае если организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, совершает какие либо действия касающиеся интересов государства или финансовых доходов и расходов, то аудиторское учреждение имеет полномочия пресечь это. Если этого недостаточно, то аудиторское учреждение может, с разрешения лица, стоящего во главе аудиторского учреждения при органе власти уровня уезда и выше, уведомить финансовые отделы и компетентные власти приостановить распределение средств, прямо связанных с нарушающими государственные законы действиями, касающимися бюджетных и финансовых доходов и расходов, или приостановить использование уже выделенных средств.
При этом применение мер, о которых говорится в предыдущих двух параграфах, не должно препятствовать законной коммерческой и производственной деятельности организации, в отношении которой проводится аудит.

Статья 35. Если аудиторское учреждение полагает, что правила полномочных отделов высшего уровня относительно бюджетных или финансовых доходов и расходов, принятые клиентами, противоречат закону или административным правилам и инструкциям, они должны предложить данным отделам внести поправки. Если эти отделы не вносят поправки, то аудиторские учреждения должны передать вопрос на рассмотрение компетентным органам.

Статья 36. Аудиторские учреждения могут выпускать циркуляры о результатах своей аудиторской работы для соответствующих правительственных отделов или делать эти результаты достоянием широкой публики.
При выпуске циркуляров или публикации результатов аудиторской проверки, аудиторские учреждения должны, в соответствии законом, сохранять государственную и коммерческую тайну и придерживаться соответствующих инструкций Госсовета


Глава V. Процедуры аудита

Статья 37. При исполнении своих обязанностей по аудиторскому контролю, аудиторское учреждение может запрашивать помощь от административных отделов безопасности, контроля, государственных финансов, налогообложения, таможни, ценообразования или промышленности и торговли

Статья 38. Аудиторские учреждения должны формировать аудиторские группы в соответствии с предметом проведения аудита, конкретизированных в планах по проведению аудита, и должны давать извещения организациям, в отношении которых проводится аудит за три дня до проведения аудита.
Организации, в отношении которых проводится аудит, должны сотрудничать с аудиторскими учреждениями в работе и предоставлять необходимые условия для работы.
Аудиторские учреждения должны работать над повышением эффективности своей работы.

Статья 39. Аудиторы должны проводить аудиторскую проверку и получать свидетельские материалы путем проверки бухгалтерской документации, бухгалтерских книг, бухгалтерских отчетов, а также документов и данных относящимся к предмету аудита, проверки наличных, свободно обращающихся ценных бумаг и другой собственности, и проводя расследования среди имеющих отношение к делу подразделений и частных лиц.
При проведении расследования среди соответствующих подразделений и частных лиц, аудитор должен предъявлять свое аудиторское удостоверение и копии извещения о проведении аудиторской проверки.

Статья 40. После проведения аудиторской проверки аудиторские группы должны представить доклады в аудиторские учреждения. Однако, до того как предоставить отчет, они должны спросить мнение организации, в отношение которой проводилась аудиторская проверка. Организация, в отношении которой проводилась аудиторская проверка, должна в течение 10 дней со дня получения аудиторских отчетов, послать свои письменные комментарии аудиторским группам или аудиторским учреждениям. Аудиторская команда должна передать вышеуказанный письменный комментарий совместно со своим отчетом в аудиторское учреждения.

Статья 41. Аудиторское учреждение должно рассмотреть аудиторский отчет согласно процедурам, прописанным Национальным Управлением Аудита и представить собственный аудиторский отчет после изучения мнения организации, в отношении которой проводился аудит, об аудиторском отчете команды аудиторов. Оно должно, в пределах сферы своих уставных функций и полномочий вынести аудиторское решение по актам бюджетных или финансовых доходов и расходов, нарушающих государственные положения.
Аудиторское учреждение должно отослать аудиторский отчет решение по аудиту в организацию, в отношении которой проводилась аудиторская проверка и в соответствующий компетентный орган или организацию. Решение вступает в силу с момента его доведения до сведения заинтересованных сторон.

Статья 42.В случае, если аудиторское учреждение более высокого уровня полагает, что решение, принятое аудиторским учреждением более низкого уровня нарушает действующие законы и правила, оно может приказать аудиторскому учреждению более низкого уровня изменить или отменить вышеуказанное решение, а при необходимости может единолично решить изменить или отменить указанное решение


Глава VI. Юридическая ответственность

Статья 43. В случае если организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, в нарушение данного закона отказывается от предоставления информации по вопросам аудита или задерживает ее, отказывается от проверки или препятствует ее проведению, то соответствующие аудиторские учреждения должны приказать ей исправиться и могут послать ему письменное замечание и вынести предупреждение. Ответственность организации, отказывающейся изменить свое поведение, расследуется согласно закону.

Статья 44. В случае если аудиторские учреждения обнаруживают, что организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, в нарушение положения данного закона, переводит, скрывает, фальсифицирует или уничтожает бухгалтерскую документацию, бухгалтерские книги, бухгалтерские отчеты или другие материалы, связанные с бюджетными или финансовыми доходами и расходами, то учреждение имеет право остановить такие действия.
В случае, если проверяемая организация совершила одно из действий, о которых сказано в предыдущем параграфе и если аудиторское учреждение полагает, что ответственные лица и другие лица, несущие прямую ответственность за случившееся, должны, согласно закону, быть подвергнуты административным санкциям, то данное аудиторское учреждение вносит предложение о наложении таких санкций. Организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, или учреждение более высокого уровня и надзорный орган должны своевременно принять решение и сообщить результат аудиторскому учреждению в письменной форме. Если в деле имеется состав преступления, то в отношении организации проводится предусмотренное законом уголовное расследование.

Статья 45. В случае если любой иной отдел (включая подчиненные организации) того же уровня или более низкого уровня совершает действия, наносящие ущерб государственному бюджету или иные действия, касающиеся расходов и доходов в нарушение действующих законов, аудиторское учреждение, правительство соответствующего уровня или соответствующие компетентные органы, исходя из своих полномочий и в соответствии с законами и административными правилами, исходя из конкретной ситуации, предпринимают следующие меры
1)Приказывает ему уплатить деньги, которые должны быть внесены в предписанный срок
2)Приказывает вернуть государственные активы в предписанный срок
3)Приказывает возвратить незаконные доходы в предписанный срок
4)Приказывает рассмотреть вопрос в свете соответствующих положений унифицированной общенациональной системы бухгалтерского учета
5)Предпринимает другие меры

Статья 46. В случае если организация, в нарушение положений данного закона, переводит или скрывает незаконно полученные активы, то аудиторское учреждения, органы власти или другие компетентные органы имеют право, в пределах своих уставных функций и полномочий, предпринять меры, описанные в предыдущем параграфе и могут, согласно закону, наложить наказание на организацию, в отношении которой проводится аудиторская проверка.

Статья 47. Относительно ответственных лиц и других лиц, несущих прямую ответственность за акты бюджетных или финансовых доходов и расходов, совершенных клиентом с нарушением установленных государством положений, то если аудиторское учреждение полагают, что они должны быть подвергнуты предусмотренным законом административным санкциям, то данное аудиторское учреждение вносит предложение о наложении таких санкции. Организация, или орган, которому она подчиняется, или надзорный орган, должен без промедления принять предусмотренное законом решение.

Статья 48. Организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, должны выполнять решение, вынесенное аудиторским учреждением в рамках его компетенции.
В случае, если аудиторское учреждение приказывает организации заплатить деньги, но организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка отказывается это делать, то аудиторское учреждение извещает об этом соответствующие компетентные органы и эти органы, в соответствии с законами и административными правилами, изымают указанные деньги или предпринимают иные меры и письменно извещают аудиторское учреждение о результатах

Статья 49.В случае, если организация, в отношении которой проводится аудит, не согласна с принятым аудиторским решением относительно финансовых расходов и доходов, она может подать ходатайство об административном пересмотре или подать в суд.
В случае, если организация, в отношении которой проводится аудит, не согласна с принятым аудиторским решением относительно государственных расходов и доходов, она может обратиться за решением в правительство того же уровня, что и аудиторское учреждение и решение правительства того же уровня будет являться окончательным

Статья 50.В случае, если в государственных или финансовых доходах и расходах учреждения, в отношении которого проводится проверка, обнаружились нарушения государственных положений, аудиторское учреждение считает необходимым применить санкции к руководителю учреждения и другим лицам, несущим прямую ответственность, и организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, организация более высокого уровня или надзорный орган должны своевременно вынести решение и письменно известить об этом аудиторское учреждение.

Статья 51.В случае, если в государственных или финансовых доходах и расходах учреждения, в отношении которого проводится проверка, обнаружились нарушения законов или административных правил, и деле имеется состав преступления, то в отношении организации проводится предусмотренное законом уголовное расследование.

Статья 52. Любое лицо, применяющее репрессалии к аудитору или выдвигающее против него ложные обвинение, подвергается санкциям, а если в деле имеется состав преступления, то проводится предусмотренное законом уголовное расследование

Статья 53. В том случае, если аудитор злоупотребляет своими функциями и полномочиями, занимается в личных целях противозаконной деятельностью, халатно относится к своим обязанностям, или разглашает государственную или коммерческую тайну, к которой у него имеется доступ, то он подвергается наказанию; при наличии в деле состава преступления, в отношении него проводится уголовное расследование.


Глава VII. Дополнительные положения

Статья 54. Правила аудита для Народно Освободительной Армии Китая будут разработаны Центральной Военной Комиссией в соответствии с данным законом.

Статья 55. Данный закон вступает в силу с 1-го января, 1995 года. Правила Аудита КНР, обнародованные Госсоветом 30 ноября 1988 года с этого момента аннулируются.
ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ ВСНП 28 февраля 2006 года.

 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited