БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :



Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Создание предприятий в КНР / Типы предприятий с иностранным капиталом в КНР

Типы предприятий с иностранным капиталом в КНР

Существует 4 основных вида подобных предприятий:

  • Представительство
  • Совместное предприятие
  • Совместное предприятие на основе кооперации.
  • Предприятие со 100% иностранным капиталом.


На практике выделяются еще 4 подвида:

  • 2 а) СП в бондовой зоне.
  • б) СП в СЭЗ.
  • 4 а) 100% капитал в бондовой зоне.
  • б) 100% капитал в СЭЗ.

Представительство

Компания имеет право изучать рынок, заниматься рекламой, участвовать в ярмарках, заключать контракты от имени головного офиса. Не имеет права заключать контракты от своего имени, заниматься торговлей, экспортом, импортом, учреждать юридическое лицо, использовать свой счет в банке для коммерческих целей. Т.е. организация имеет право изучать рынок, а не работать на нем.

В исключительных случаях, возможно заключение контракта с использованием счета через представительство, но в этом случае необходимо очень подробное описание порядка платежа: что остается представительству на хозяйственные нужды, а что поступает головному офису. Это необходимо для избежания двойного и тройного налогообложения. Так, например, любая сумма, поступившая на счет представительства, по факту прихода денег на хозяйственные нужды и содержание, облагается налогом на прибыль.

Главный недостаток: представительство не имеет права зарабатывать на свое содержание, а должно только получать все из-за границы.

Совместные предприятия

В названии суть. Редкое предприятие России, работающее с Китаем, за прошедшие 15-17 лет не создавало СП либо в РФ, либо в КНР. В 99 случаях из 100 судьба у всех СП одна – через год-два тихая мирная смерть и самоликвидация, обычно даже без скандалов. Причина одна – стороны не планируют инвестиции в экономику соседа, а ориентированы только на получение сверхприбыли от торговли (обычно сырьем). И как только либо в России, либо в КНР вводились новые регулирующие дикую торговлю правила, СП начинают в массе прекращать свою хозяйственную деятельность и закрываться.
Вторая причина короткого срока жизни российско-китайских СП – двоевластие.

В СП обязательно два (как минимум) хозяина: русский – председатель Совета директоров, китаец – генеральный директор, или наоборот. Через 2-3 года по уставу они должны меняться местами. Обе стороны друг другу не доверяют и убеждены (и правы в своем подозрении), что партнер готов в любую минуту обмануть и обманывает. При отсутствии оборотных средств и взносах в уставный капитал, сделанных только площадями, станками, персоналом, технологиями, ждать успеха от такого предприятия очень трудно, Успеха и не было.

С точки зрения властей КНР, подобные СП не приносят ощутимой пользы китайскому государству и поэтому не имеют значительных льгот. Участие в таких СП для бизнеса России на территории КНР не только не выгодно, но, как правило, приводит к потере взноса в уставный капитал. В таких предприятиях некоторую пользу извлекает тот, на чьей территории компания создается. У него остается имущество СП, в придачу к проблемам по его ликвидации. Наверное, есть счастливые исключения из правил, но если говорить об общей тенденции, то СП, созданные не в СЭЗ КНР, - нежизнеспособные образования.

Совместные предприятия в виде кооперации без создания юридического лица

Данная форма предприятий обычно создается при переработке сельскохозяйственного сырья на территории КНР с последующим возвратом полуфабриката поставщику. Расчет с китайской стороной производится частью выработанной продукции. Эта схема сегодня не имеет в российско-китайских отношениях существенного объема. Она используется на заводах КНР при переработке рыбопродукции, выловленной российскими компаниями.
По мере того, как китайская экономика становится все сильней, сами предприятия КНР начинают постепенно от нее отказываться. Власти КНР в целом относятся положительно к подобной международной кооперации, но льгот не предоставляют, т.к. нет совместно созданного юридического лица, а значит, нет и того, кто получит льготу.

Предприятия со 100% иностранным капиталом

Перед всеми прочими типами компаний у этого типа есть ряд преимуществ:

  • нет двоевластия, вы сами хозяин своей компании;
  • в случае, если работа новой структуры окажется недостаточно рентабельной, работу можно приостановить, но при этом ваши деньги и имущество останутся вашими и не осядут на балансе и в карманах соучредителя, а через какой-то период по своему усмотрению возобновить.

Китайские власти поддерживают такой тип компаний. Правда, есть и ряд недостатков. Для того чтобы компания успешно работала необходимо:

  • проводить обучение персонала, знать Китай и правила игры в нем;
  • за все приходится платить самому – за сертификацию продукции, за склады, офис, рекламу, если в СП, обычно, это проблемы удается переложить на китайского партнера, то здесь за все отвечает и платит владелец;
  • главный недостаток – необходимость инвестировать в КНР от $100 000.

Суммируя все сказанное, исходя из требований законов КНР о трех основных типах предприятий с иностранным капиталом (кооперативное СП, в связи с его правовой аморфностью, рассматривать не будем), можно сделать ряд выводов.
Во-первых, все они имеют ряд недостатков:
а) бухгалтерия будет находиться под китайским контролем, т.к. бухгалтер в любой схеме будет китайцем;
б) льготы по налогам незначительны;
в) отчетность по экспортным/импортным операциям ежемесячная;
г) отчетность по товарным остаткам на складах ежемесячная;
д) наиглавнейший недостаток – компания должна производить товар, а не торговать, движение товара в рамках одного юридического лица недопустимо;
е) 100% продажа валюты;
ж) наличие профсоюза в компании и обязательное исполнение требований законов КНР о налогах на заработную плату, их выплат, и т.д.;
з) счет можно открывать только в китайском банке;
и) офис компании можно открыть, только согласовав в МВД КНР, и разрешение на его открытие дают далеко не в каждом здании;
к) относительно представительств, коммерческая деятельность запрещена;
л) необходимо платить все налоги, за этим зорко следит ваш бухгалтер.

Т.е. работать в Китае можно, но это достаточно сложно и накладно. Большинство из перечисленных недостатков можно обойти, нарушая законы КНР в мелочах, но, к нашему сожалению, китайское государство достаточно сильно и эффективно и большинство нарушений будут быстро выявлены китайскими таможенниками, налоговиками, полицией. После чего у компании начнутся проблемы, на преодоление которых уйдут месяцы и значительные средства.

Возникает закономерный вопрос – если все так плохо и сложно, почему весь мир везет и несет свои кровные доллары в КНР и вкладывает в его экономику. Ответ прост – Китай создал СЭЗ – 33 основных, 15 бондовых и несколько десятков местных. В этих зонах установлен особый режим работы и налогообложения.
Следует особо отметить, что СЭЗ КНР это не оффшоры, где прячут и отмывают деньги. СЭЗ КНР – это центры размещения современных отраслей промышленности, это производство, ориентированное на экспорт и только в третью и четвертую очередь “купля-продажа”. Не приняв это как факт, и все время сравнивая СЭЗ КНР с Орегоном, Виргинскими островами и Кипром, успешно работать там будет невозможно.

СП и предприятия со 100% иностранным капиталом в СЭЗ

Регистрация в СЭЗ - та же процедура, что и в остальной части КНР, за одним отличием – в СЭЗ документы выдает администрация СЭЗ, теоретически на 2-3 день после подачи всех документов, на практике в течение 1-1,5 недель. В остальном Китае местные власти выдают временные разрешения в течение месяца, через 4-6 месяцев из Пекина придет подтверждение и постоянное свидетельство о регистрации. Однако, принципиального значения это не имеет, т.к. с временным разрешением можно нормально работать до получения постоянного.
Очень велики различия в налогообложении. Так, первый год компания освобождается от налога на прибыль; на 2, 3 годы - ставка снижена в два раза - до 7,5%, последующие - с 4 по 10-й годы - ставка 15%.

Если компания зарегистрирована в СЗЭ, а на территории остального Китая купила товар и оплатила его валютой, то продавец товара получает возвратный НДС – 12-17%, что означает возможность снижения цены закупленного товара на 10-15%.
При ввозе в СЭЗ КНР оборудования для офисов и оборудования для капитального строительства или производственных нужд, оно не облагается ввозными пошлинами.
Следующее достоинство – это возможность беспрепятственно заниматься куплей-продажей, что на остальной территории Китая ограничено законами.
Производство, складирование и продажа возможны в рамках одного юридического лица, что запрещено в остальной части КНР. В то же время, производственник вправе создать торговую компанию.
На таможенных складах можно хранить неограниченно долго импортированные в КНР товары, без оплаты пошлины и НДС и уже очищенные для свободной продажи.

Счета компания может открывать в иностранных банках.
Облегчен валютный контроль, расчет может производиться как в юанях, так и в СКВ.

При закупе сырья за рубежом (дерево, металл, рыба), на 3-4 годы компания, обычно, получает льготу по ввозной пошлине.
Например, обычная пошлина на кедр равна 70%, а льготная пошлина – 20%, разница составляет 50%.
Огромный плюс – возможность получения кредитов под гарантии администрации СЭЗ.
Это правило распространяется на предприятия, имеющие производственные мощности. Оформление кредита в $500 000 – $1 000 000 под гарантию администрации занимает 2-3 дня, включая получение гарантии.

Недостатки те же, что и в остальном Китае:
- необходимость инвестировать средства в экономику КНР в размере от $100 000; без депозита на эту сумму или акта оценки имущества, поставленного в уставный капитал на эту сумму, документы не пройдут. Оценку стоимости имущества и технологий производит специальная комиссия в пунктах пересечения границ. Материальный взнос оценивается обычно раза в 2-3 ниже, чем он был оценен в России;
- контроль над бухгалтерией и уплатой налогов осуществляет китайский главный бухгалтер, работающий в первую очередь на себя, во вторую - на Китай, в третью - на родственников, и после этого - на хозяина;
- в варианте создания СП те же проблемы, что и при регистрации в остальном Китае: двоевластие, недоверие и противоположность интересов, а также потеря тайны высоких технологий.
Работать в СЭЗ намного привлекательнее, легче и комфортней, чем в остальном Китае. При этом все же лучше отдать предпочтение компаниям со 100% иностранным капиталом.

СП и предприятия со 100% иностранным капиталом в бондовых зонах

Еще интересней условия работы в бондовых зонах.
Идеология бондовых зон сориентирована на развитие производства, работающего на экспорт. Предприятия в этой зоне имеют еще больше возможностей для успешной работы и получения прибыли, чем компании, работающие в СЭЗ. В бондовой зоне компании имеют все льготы компаний СЭЗ, плюс:
- входящие из-за границы на производство или перепродажу товары не облагаются ни НДС, ни пошлиной;
- налогообложение аналогично вышеописанному, но, кроме этого, ставка 7,5% в течении 2-х лет применяется с момента получения прибыли, а не по календарю. Если вы 5-6 лет работаете с убытками или 0 балансом, то и налог на прибыль не взимается, а срок работы по льготе отодвигается до момента получения прибыли:
- еще важнее – отчетность, если на остальных территориях Китая по экспортно-импортным сделкам и товарным остаткам на складах отчетность ежемесячная, то в этих зонах ежегодная;
- полностью отсутствуют квоты и не нужны лицензии на экспортно-импортную деятельность;
- при продаже товара на внутреннем рынке КНР, НДС и пошлину платит покупатель, а не продавец;
- для удобства продаж созданы оптовые биржи (рынки) по нефтепродуктам, авто технике, лесу и т.д.

Недостатки:
- продажа товара на внутренний рынок Китая производится через биржу или через посредника, правда, никто не запрещает создать брокерскую фирму для работы на бирже самому;
- бухгалтерия контролируется китайцами;
- сравнительно скромные размеры таможенных складов, в них можно разместить 3-4 вагона леса, но 3000-6000м3 не войдут, их придется хранить на складах СЭЗ;
- уровень заработной платы национальных кадров на 20% выше, чем по КНР в целом;
- в основном работа зоны сориентирована на экспорт из Китая, а не на импорт в Китай, что в определенной мере вступает в противоречия с интересами компаний России.

Для работы на внутреннем рынке КНР предприятия лучше размещать в СЭЗ. Для работы на внешнем рынке предприятие лучше размещать в бондовой зоне.

Для России, с ее сырьевой направленностью, большими объемами хранения и переработки грузов, недостаточными ресурсами для создания крупных промышленных объектов в КНР и постоянным стремлением освоить её внутренний рынок, оптимальным является комбинирование схем. Склад и переработка на основе предприятия со 100% иностранным капиталом в бондовой зоне и торговая компания, возможно СП в СЭЗ, для работы на внутреннем рынке, параллельно с биржей.

Принимая решение о создании поддерживающей торговой структуры в виде СП, следует помнить о следующем:
Все каналы сбыта, личные контакты, реальные потребители будут в руках китайцев, а не у Вас.
Это всегда надо помнить, создавая СП для сбыта своей продукции.
По нашим оценкам и по оценкам западных исследователей, рентабельность компаний в СЭЗ КНР и бондовых зонах КНР достигает 18-25%.

Регистрация

Регистрация всех видов и типов предприятий построена по одной схеме. Предоставляется от 15 до 15 различных справок и согласований, платятся обязательные платежи в бюджет.
Объемы платежей государственным органам КНР колеблются от $1,5 тыс. у представительства до $3 тыс. у СП или предприятия со 100% иностранным капиталом. Издержки по регистрации на месте будут равны еще $4-5 тыс.

А можно воспользоваться услугами китайских юристов. Они возьмут за услуги $0,5-1 тыс., но в итоге Вы получите только пакет регистрационных документов, а вопросами аренды, найма кадров, открытия банковских счетов будете заниматься сами еще 4-6 недель, вместо того, чтобы начать работать, и стоить это будет $2,5-3,0 тыс. Кроме того, в России подготовка документов к регистрации займет у Вас еще 1-1,5 месяца и обойдется в $1-1,5 тыс.

Выгоднее заказать компанию под ключ и заплатить $4-5 тыс., чем платить $5-6 тыс. в 3-4 адреса в течении 2-3 месяцев, а потом еще раза два переделывать документы и заверки.

Можно много говорить о прелестях работы в СЭЗ и бондовых зонах Китая. Но лучший аргумент в их пользу – это $60 млрд. США, входящих со всей планеты ежегодно в 33 Свободных Экономических Зоны Китая в виде инвестиций.

Схема работы по типу потребительской кооперации

Эта схема работы в КНР не подразумевает создание юридического лица. При ее работе использован опыт потребительской кооперации СССР в 60-70-е годы.
Суть схемы проста: гражданин Росси с крупной суммой денег $50-60 тыс. заезжает в КНР, селится либо в снятой квартире, либо в недорогой гостинице, нанимает переводчика и помощника. Помощник нанимает 10-20 агентов, выдает каждому сумму в пределах $200-300 и отправляет их закупать по окрестным селам рис, арахис, фисташки, груши, яблоки и т.д.

Агенты с крестьянами рассчитываются за сельскохозяйственную продукцию по очень низкой цене. Так, собирают в течение месяца 1-2 вагона риса из десятков хозяйств. Рис свозится на рисоперерабатывающий завод для лущения, сушки, шлифовки и фасовки. Как частное лицо, представитель из России арендует на 3-4 дня цех завода, доводит рис до кондиции и через агентирующую фирму в зоне приграничной торговли отправляет рис из КНР в РФ на собственный адрес.
Платятся все налоги и сборы. Суть схемы в минимализации затрат при закупе товара. Экономия средств в подобных схемах может достигать 15-20% от затрат при закупе товаров через китайского посредника.

Проблемы, возникающие при этом:
- необходимость представителю возвращаться в РФ раз в месяц;
- необходимость обналичивать в КНР значительные суммы;
- в целом, это серая схема работы и по законам РФ и по законам КНР;
- схема применима и эффективна при закупе сельскохозяйственной продукции;
- реально более 3-4 вагонов товара в месяц собрать, закупить и отправить трудно, 150-200 тонн товара – естественный предел развития объемов работ.

И огромный плюс – дешевизна товара и надежность схемы. Обман возможен в незначительных пределах - $300, если один-два агента исчезнут, взяв деньги на закуп.

Косвенное поощрение компаний в СЭЗ КНР

Кроме налоговых льгот и возврата налогов, есть еще одна форма государственной поддержки компаний в СЭЗ КНР - это возврат части уплаченных предприятиями зоны налогов в бюджет КНР, администрации зоны на развитие инфраструктуры и поддержку бизнеса.
В разных зонах ставки возврата средств из бюджета разные от 100% в первые годы до 25-30% через 10-15 лет. Эти средства идут на строительство дорог, мостов, линий связи, муниципального жилья, офисных зданий.
В Чаньчуне на эти отчисления построили электростанцию. Такая политика центра снижает стоимость оказываемых услуг в зоне, улучшает условия работы, что создает хороший психологический климат среди бизнесменов.

Бонификация

Система поощрений предприятий, занятых экспортными/импортными операциями, через возврат части налогов.
В КНР русских граждан, создавших свои предприятия, могут заинтересовать два случая возвратных налогов.

Во-первых, это возврат налогов при поставках за рубеж высококачественной продукции, когда это признает покупатель и органы сертификации на сопредельной территории. Ее размер может достигать 17% (ставка НДС). Этим часто пользуются СП и компании со 100% иностранным капиталом в случаях, когда отгрузка продукции идет в адрес компании, учредившей китайское юридическое лицо.

Второй вид бонификации – это возврат налогов при приобретении в КНР оборудования для создания производственных подразделений компаний со 100% иностранным капиталом и СП. В этом случае возврат налогов может достигать 17%.

Говоря о поощрении международной торговли властями КНР, нельзя не сказать о возврате НДС. Механизм его возврата в КНР аналогичен российскому, с той лишь разницей, что, зачисленные на счет предприятия налоги, выплачиваются прямо из бюджета ежемесячно.

Для Российского бизнеса интерес здесь представляют возможности, которые открываются при комбинированной работе структуры, состоящей из трех элементов:
первый элемент - головное предприятие в СЭЗ,
второй элемент – торгово-закупочная компания, также принадлежащая россиянам на таможенной территории КНР,
третий элемент - структура для закупа товаров по принципу потребительской кооперации.

На первом этапе это дает удорожание проекта на $15-20 тыс. США, но, в дальнейшем, сэкономит средства при закупе сельскохозяйственной продукции в размере 30-40% при работе с ТНП и 20-25% при работе с промышленными товарами.
При продаже товаров на таможенной территории, это увеличивает прибыль на 10-12% по пищевым товарам и на 20-25% по сырью и промышленной продукции. Увеличение затрат, вызванное созданием дополнительных структур, окупится за 1-2 месяца работы.

 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited