БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :



Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Маркетинг в КНР / Регистрация торговой марки в Китае

Регистрация торговой марки в Китае

Важной моментом при ведении бизнеса в КНР является регистрация товарных знаков, знаков обслуживания, торговых марок, поскольку товарная марка как элемент маркетинга, имеет определенную стоимость и отражает качество продукции или услуг.

Китай является участником многих международных конвенций по вопросам формализации общих процедур и условий международной защиты торговых марок. Это такие документы, как "Подробное соглашение о международной классификации товаров и услуг", выделяющее 42 различные категории, по которым классифицируются практически все возможные продукты и услуги; "Мадридские правила международной регистрации марок", которые стандартизуют и приводят в соответствие с единым форматом регистрацию марок в различных странах; и "Парижская конвенция о защите интеллектуальной собственности", которая является соглашением между ее участниками о защите прав на зарегистрированные торговые марки на равных основаниях. В соответствии с соглашением о вступлении в ВТО, Китай также должен привести свое внутреннее законодательство в соответствие с международными стандартами. Как установлено в соглашении, Китай разрабатывает поправки к своим нормативно-правовым актам, касающимся вопросов защиты прав интеллектуальной собственности. Также обусловлен, что Китай обязуется действовать в соответствии с соглашениями о мерах защиты торговой интеллектуальной собственности и о разрешении споров. И это серьезно делает Китай членом мирового сообщества с обязательствами по защите прав владельцев торговых марок со всего мира.

Для того, чтобы установить, подлежит ли торговая марка международной защите, существуют определенные критерии. Они сводятся к тому, можете ли владелец торговой марки подтвердить, что бизнес осуществляется более чем в пяти странах и, следовательно, торговая марка воспринимается как международный символ. Однако тот факт, что, например, регистрация марки "Новая компьютерная компания" в Сан-Франциско, не дает права требовать запрещения использования марки "Новая компьютерная компания" в Нанкине до тех пор, пока владелец торговой марки в Сан-Франциско не сможет доказать, что его "Новая компьютерная компания" есть международная сеть компаний, и что оппонент получает незаконные доходы от использования его имени. Даже в таком случае было бы лучше зарегистрировать торговую марку в каждой стране, где товары или услуги продаются под этой маркой. Для международных торговых марок существует процедура "Приоритетной регистрации", которая позволяет обратиться с заявлением о регистрации марки в другой стране в течение шести месяцев после того, как эта марка уже зарегистрирована в каком-либо месте. И процедуры в Китае по регистрации любой торговой марки, которая не была ранее зарегистрирована где-либо, будут автоматически прекращены, если будет получено приоритетное заявление о регистрации такой же торговой марки, зарегистрированной в другой стране в течение шести месяцев до данного обращения.

Касательно того, можно ли зарегистрировать только имя, нужно сказать, что, в принципе, можно. Но, строго говоря, имя будет существовать как определенный дизайн или марка. Обычно в торговую марку включают имя вместе с логотипом и регистрируют их вместе. В случае, если компания прошла процедуру регистрации, ее имя не является защищенным. Торгово-промышленная администрация, которая занимается регистрацией хозяйственных единиц, регистрирует наименования компаний и других хозяйственных единиц (и только наименования) на региональном уровне. Хозяйственные единицы в Китае всегда регистрируются под наименованиями, включающими в себя месторасположение единицы как часть ее официального имени. Например, Новая компьютерная компания в Нанкине будет зарегистрирована как “Нанкинская компания с ограниченной ответственностью “Новая компьютерная компания”. Другая компания в Тяньцзине может быть зарегистрирована как “Тяньцзиньская компания с ограниченной ответственностью “Новая компьютерная компания”. Так что регистрация компании не есть регистрация торговой марки.

Собственно процедура регистрации торговой марки сравнительно простая и недорогая. Определив, согласно международной классификации товаров и услуг, под какую категорию попадает продукция или услуга, можно представлять на регистрацию торговую марку, которая может включать в себя логотип, наименование компании и слоган. Величина пошлины за регистрацию зависит от категории товаров или услуг. Если проверка в Пекинском центральном бюро товарных знаков показала, что такая марка еще не зарегистрирована под данной категорией, принимается решение о предварительном утверждении и публикуется официальное извещение об этом. Некоторые слова и графические изображения не могут использоваться в качестве торговых марок, например слово "Китай" или наименования других государств или мест, некоторые общеизвестные понятия и т.п. В случае регистрации торговая марка становится интеллектуальной собственностью, но под выбранной категорией бизнеса. К примеру, компания “Компьютеры “Серебряная стрела” в Нанкине зарегистрировала свою торговую марку под категорией "вычислительная техника" для использования в Китае. При этом использование аналогичной торговой марки мебели “Мебель “Серебряная стрела” не будет считаться нарушением прав владельца первой торговой марки, поскольку категория, под которой зарегистрирована вторая марка "мебель" - иная. В этом есть здравый смысл и справедливость. После принятия решения о предварительном утверждении торговой марки проходит 12-месячный период ожидания до момента ее утверждения и регистрации, когда торговая марка наконец становится вашей интеллектуальной собственностью. Существуют определенные меры защиты на тот случай, если кто-либо копирует торговую марку в течение периода ожидания. В этом случае направляется нарушителю предупреждение о том, что используемая им марка в данный момент находится в процессе регистрации и требование о прекращении ее использования. Если нарушение не прекратится, то убытки, им вызванные, могут быть определены после окончательной регистрации марки, и будут исчисляться с момента данного предупреждения.

Существует явная опасность нерегистрации торговой марки. К примеру, компания с международной сферой деятельности начинает импортировать свою продукцию в Китай для продажи на внутреннем рынке. Для этого она нанимает местного агента в Китае в одном городе для организации импорта. Компания начинает довольно быстро проникать на рынок с массой продуктов под одним товарным знаком, достигая значительного товарооборота. Однако за нарушения в работе фирма увольняет своего местного агента, который, будучи уже уволенным, регистрирует товарный знак компании в другом городе, оформляет в Бюро товарных знаков в Пекине документы о праве его интеллектуальной собственности на данную торговую марку и обращается в суд с иском о наложении ареста на партию товара, импортируемого упомянутой компанией, и на ее банковские счета. В таком случае иск будет удовлетворен наверняка. Для разрешения ситуации компания должна будет направить своих специалистов в Китай, обратиться к юристам, подать встречный иск в суд. С учетом убытков, связанных с задержкой поставок и выполнением существующих обязательств, защита торговой марки может вылиться в сотни тысяч долларов, и это при том, что обычная стоимость регистрации торговой марки в Китае составляет около 2000 долларов США, с небольшими ежегодными регистрационными платежами.

В настоящее время нарушение прав интеллектуальной собственности является распространенным явлением в Китае. Многие случаи нарушения прекращаются после получения строгого предупредительного письма от адвоката, в других случаях требуется судебное решение против нарушителя. Суды требуют подтверждения регистрации марки в Китае (отсюда вытекает необходимость сделать это заблаговременно), а также доказательств того, что права на торговую марку были нарушены.

Правовая система Китая является довольно эффективной. В большинстве случаев суды разрешают дела о нарушениях прав владельцев торговых марок в пользу иностранной стороны, если по обстоятельствам дела такое решение является правильным. Однако проблема в Китае не в выигрыше дела в суде, а в исполнении судебных решений. Как принудительно исполнить судебное решение, если нарушитель его игнорирует? Суд может в данном случае принять серьезные меры к нарушителю, вплоть до тюремного заключения, за неуважение к суду.

Намного легче подстраховаться и выполнить необходимые процедуры по регистрации торговой марки заранее, чем разрешать проблемы после того, как они возникли. Вести дело в суде также намного легче, если уже имеется свидетельство о регистрации торговой марки. После этого любые проблемы будут связаны только со способностью юриста правильно вести дело и добиться прекращения нарушения ваших прав. Но одно представляется совершенно ясным - нужно регистрировать торговую марку, если она представляет для владельца какую-либо ценность.

 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited