БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :



Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Внешняя торговля КНР / Комментарии к положению об антидемпинге и антидотациях

Комментарии к положению об антидемпинге и антидотациях



Антидемпинговые и компенсационные пошлины

Антидемпинговая пошлина — это особый вид косвенного налога, взимаемого, по итогам специального расследования с импортера товара, поставляемого по демпинговой цене, наносящей материальный ущерб (создающей угрозу его нанесения или препятствующей становлению) национальной отрасли экономики Компенсационная пошлина предназначена для противодействия ущербу, вызванному субсидией — финансовой поддержкой или выгодой, непосредственно или косвенно предоставленной предприятию иностранной правительственной или общественной организацией Особенность использования компенсационных пошлин в Китае заключается в том, что они применяются по правилам, установленным для антидемпинговых пошлин


Источники правового регулирования

Правовой основой применения антидемпинговых пошлин в Китае являются два нормативных правовых акта Во-первых, это Закон КНР от 12 мая 1994 г “О внешней торговле” В его ст 30 закреплено, что, если товар импортируется по цене меньшей, чем нормальная стоимость, и наносит или угрожает нанести материальный ущерб внутренней промышленности либо существенно замедляет учреждение специфической внутренней промышленности, государство вправе принять необходимые меры для устранения такого ущерба или угрозы ущерба или замедления Кроме того, в том же законе, в ст 32 обозначено условие для установления антидемпинговых пошлин: для реализации права, закрепленного в ст 30 Закона КНР “О внешней торговле”, власти или агентство, уполномоченное Государственным советом КНР, должны провести расследования и вынести определения согласно соответствующим законам и административным правилам, т е антидемпинговое расследование названо в качестве неотъемлемого условия для применения антидемпинговых пошлин Во-вторых Правила КНР от 25 марта 1997 г “Об антидемпинге и антисубсидиях” В этом нормативном правовом акте детализированы положения Закона КНР “О внешней торговле” Причем в ст 39 определено, что соответствующие положения по ущербу, расследованию и мерам в равной степени распространяются и на компенсационные пошлины
Следует отметить, что в Гонконге и Макао так называемое антидемпинговое законодательство отсутствует, в отличие от Тайваня, где даже наработана определенная практика*

Демпинг и ущерб
По определению ст 3 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” демпинг— это ситуация, когда экспортная цена импортируемого товара меньше, чем его нормальная стоимость Из этого определения следует, что для установления демпинга необходимо сравнить два элемента: экспортную цену и нормальную стоимость Нормальная стоимость определяется согласно двум методам:
1) если товары, идентичные или подобные импортируемому товару, имеют сравнимые цены на рынке стран экспорта, то эти цены принимаются за нормальную стоимость;
2) если товары, идентичные или подобные импортируемому товару, не имеют сравнимых цен на рынке страны экспорта, то в качестве нормальной стоимости могут выступать: а) сравнимая цена идентичных или подобных товаров, экспортируемых в третью страну, или б) себестоимость производства идентичных или подобных товаров плюс приемлемые расходы и прибыль
Экспортная цена, так же как и нормальная стоимость, определяется посредством двух методов:
1) цена, фактически уплаченная, или цена, которая должна быть уплачена за импортируемый товар, является экспортной ценой;
2) если никакая цена фактически не была уплачена или не должна быть уплачена за импортируемый товар либо его цена не может быть определена, экспортной ценой могут быть: а) цена, по которой импортируемый товар продается впервые независимому покупателю, или б) цена, составленная Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества КНР после консультации с таможенным управлением
В результате сравнения установленных элементов определяется демпинговая маржа: демпинговая маржа — сумма, на которую экспортная цена импортируемого товара меньше, чем ее нормальная стоимость (ст 6 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях”)
Понятие “ущерб” включает в себя нанесение материального ущерба или угрозу материального ущерба уже существующей внутренней промышленности или препятствие посредством демпинга учреждению соответствующей внутренней промышленности; внутренние отрасли промышленности — это все производители, делающие идентичные или подобные товары в пределах территории Китайской Народной Республики, или производители большой части идентичных или подобных внутренних товаров
Ущерб является вторым основанием для применения антидемпинговых пошлин Однако одного факта установления демпинга и ущерба для применения этих пошлин недостаточно Третьим условием является определение причинно-следственной связи между демпингом и ущербом В определении причинно-следственной связи между демпингом и ущербом внутренним отраслям промышленности ст 8 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” предписывает исследовать следующие вопросы:
— количество демпингового товара, включая суммарное количество демпингового товара или увеличения суммарного количества относительно идентичных или подобных внутренних товаров и возможности больших увеличении;
— цены демпинговых товаров, включая понижения в ценах отгруженных товаров или воздействия на цены идентичных или подобных внутренних товаров;
— воздействие демпингового товара на внутреннюю промышленность;
— возможности экспортирующей компании

Антидемпинговое расследование
Все три основания, необходимые для установления антидемпинговых пошлин, определяются в ходе специальной процедуры, именуемой антидемпинговое расследование Порядок проведения этой процедуры прописан в гл Ill Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” Антидемпинговое расследование проводится в Китае Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества Комиссией по государственной экономике и торговле и таможенным управлением с привлечением в отдельных случаях различных департаментов и Комиссии Государственного совета по таможенному обложению
Следует отметить, что аналогичная “коллегиальность” проведения антидемпингового расследования является стандартной, в том числе и для ближайших соседей Китая При проведении данной процедуры в Японии, в ней участвуют Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли Бюро таможенной службы и тарифа и т д В Республике Корея — Министерство финансов и экономики Комиссия по торговле и Таможенная администрация

Для инициирования антидемпингового расследования внутренние производители товаров, идентичных или подобных импортируемым, могут представлять на рассмотрение Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества письменное заявление с просьбой о проведении антидемпингового расследования Согласно ст 12 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” данное заявление должно содержать:
— наименование и адрес заявителя (или заявителей) и производителей, которых он представляет;
— описание импортируемых товаров с указанием их кодов по товарной номенклатуре;
— сведения о количестве импортированных товаров и их ценах, а также воздействие на внутреннюю промышленность;
— данные о причинно-следственной связи между демпингом и ущербом;
— другую информацию (по требованию Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества)

После получения письменного заявления Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества должно исследовать заявление и доказательства, а затем, после консультации с Комиссией по государственной экономике и торговле, должно решить — передавать или нет дело для проведения антидемпингового расследования Это первый способ инициирования антидемпингового расследования Вторым способом является так называемое самоинициирование: если Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества имеет достаточно доказательств существования демпинга, ущерба и причинно-следственной связи, то оно после консультации с Комиссией по государственной экономике и торговле может передать дело на расследование по собственной инициативе (ст 14 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях”) В обоих случаях необходимы опубликование решения о передаче дела на расследование и доведение соответствующей информации до экспортеров, импортеров, властей страны экспорта и других заинтересованных лиц Дата такого опубликования является точкой отсчета для исчисления сроков проведения антидемпингового расследования Окончательное определение по итогам расследования должно быть вынесено в течение двенадцати месяцев с даты опубликования решения об инициировании антидемпингового расследования
В отдельных случаях этот период может быть продлен до восемнадцати месяцев
После решения о передаче дела для расследования Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества и таможенное управление должны совместно исследовать вопросы существования демпинга и определить демпинговую маржу, а Комиссия по государственной экономике и торговле и соответствующие департаменты Государственного совета должны совместно исследовать существование ущерба Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества и Комиссия по государственной экономике и торговле, независимо друг от друга, должны вынести предварительное определение по рассматриваемым вопросам (ст 17 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях”) Эти определения публикует Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества Если предварительные определения окажутся положительными, то власти продолжат проведение антидемпингового расследования и должны будут вынести окончательные определения, которые также по той же схеме подлежат опубликованию Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества

При проведении антидемпингового расследования уполномоченные органы власти используют различные инструменты Они вправе направлять письменные запросы заинтересованным сторонам, проводить выборку и объединять (аккумулировать) антидемпинговые расследования, направлять сотрудников в другие государства для проведения расследований на месте и т д Заинтересованные стороны вправе знакомиться с материалами дела, предоставлять информацию, излагать свою позицию
Согласно ст.18 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” антидемпинговое расследование должно быть завершено, и такое завершение публично объявляется Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества при следующих обстоятельствах:
— заявитель отзывает заявление;
— предварительные определения не устанавливают существование демпинга и ущерба;
— окончательные определения не устанавливают существование демпинга и ущерба;
— демпинговая маржа и импортируемое количество демпингового товара может игнорироваться


Антидемпинговые меры
Понятие “антидемпинговые меры” включает в себя окончательную антидемпинговую пошлину и временные меры, а также обязательства
Если предварительное определение устанавливает существование демпинга и ущерба соответствующим внутренним отраслям промышленности, то могут быть приняты временные антидемпинговые меры Они могут быть установлены в виде временной антидемпинговой пошлины, обеспечиваемой, внесением денежных сумм на депозит или предоставлением банковской гарантии Общим требованием для любой временной антидемпинговой меры является запрет на превышение предварительной установленной демпинговой маржи Обеспечение исполнения решения об установлении временной антидемпинговой пошлины ст 23 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” возлагает на таможенное управление Срок их действия составляет от четырех до девяти месяцев

Вторым видом антидемпинговых мер является обязательство Решение о его использовании принимает Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества после консультации с Комиссией по государственной экономике и торговле В этом случае антидемпинговое расследование приостанавливается, о чем делается соответствующая публикация Обязательство принимает на себя экспортер демпингового товара Если он их нарушит — антидемпинговое расследование будет продолжено
В отсутствие обязательств и при наличии положительного окончательного определения о существовании демпинга, ущерба и причинно-следственной связи между ними устанавливается окончательная антидемпинговая пошлина Соответствующее решение принимает Комиссия Государственного совета по таможенному обложению по предложению Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества Обеспечение исполнения, так же как и в случае с временными антидемпинговыми мерами, возложено на таможенное управление (ст 28 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях”)
Плательщиком антидемпинговой пошлины является импортер демпингового товара Сумма антидемпинговой пошлины не должна превышать демпинговую маржу, определенную в окончательном определении Если сумма антидемпинговой пошлины, установленной окончательным определением, ниже, чем сумма временной антидемпинговой пошлины, излишек уплаченной пошлины должен быть возмещен; если сумма выше — разница не доплачивается Таково соотношение между временной и окончательной антидемпинговой пошлиной Данные правила действуют, когда окончательная антидемпинговая пошлина установлена Если же этого не произошло, то суммы, внесенные в счет временной антидемпинговой пошлины, подлежат возврату

Особенностью окончательной антидемпинговой пошлины, отличающей ее от других налогов, пошлин и сборов, применяемых в Китае, является то обстоятельство, что она может быть установлена с обратной силой действия, т е ретроактивно В соответствии со ст 32 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” Комиссия Государственного совета по таможенному обложению на основании предложения Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества может установить антидемпинговую пошлину ретроактивно на товары, импортированные в пределах девяносто дневного периода, до объявления решения принять временные антидемпинговые меры.
Такая ситуация возможна, если:
— имеется история демпинга, вызывающего ущерб внутренней промышленности, или импортер демпингового товара знал, должен был знать, что экспортер товара осуществлял демпинг товара и что этот демпинг вызовет ущерб внутренней промышленности;
— большое количество демпингового товара импортировалось в пределах короткого периода и вызвало ущерб внутренней промышленности

Срок действия окончательных антидемпинговых пошлин и ценовых обязательств составляет пять лет В пределах этого периода Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества, после консультации с Комиссией по государственной экономике и торговле, по своей собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороны может проводить пересмотр решений, установивших антидемпинговую пошлину В течение двенадцати месяцев с даты начала такого пересмотра Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества вправе предложить Комиссии Государственного совета по таможенному обложению изменить, отменить или поддержать продолжение взимания антидемпинговых пошлин (ст 33 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях”) Результаты пересмотра подлежат публичному опубликованию Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества

Процедура возврата излишне уплаченной суммы антидемпинговой пошлины регламентируется ст 34 Правил КНР “Об антидемпинге и антисубсидиях” Если импортер демпингового товара представляет доказательства, показывающие, что сумма антидемпинговой пошлины, которую он уже уплатил, превышает демпинговую маржу, импортер может обратиться в Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества за возмещением излишне уплаченной суммы пошлины Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества и таможенное управление совместно исследуют и проверяют факты После этого Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества представляет на рассмотрение Комиссии Государственного совета по таможенному обложению предложение о возмещении требуемых сумм Исполнение решения возложено на таможенное управление

* Правда следует оговориться, что правительство Аомыня решением № 9/GM/96 инкорпорировало 26 февраля 1996 года Антидемпинговый кодекс 1994 года (Марракеги, 15 апреля 1994 года) в национальную правовую систему
 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited