БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :





Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 12.04.2010 - Степень зависимости Китая от импорта сырой нефти впервые превысила порог в 50%

12.04.2010 - Степень зависимости Китая от импорта сырой нефти впервые превысила порог в 50%

Степень зависимости Китая от экспорта сырой нефти впервые превысила порог в 50% и составила 51,29%.

Согласно недавно опубликованным Государственным энергетическим управлением данным, в 2009 году Китай произвел около 189 млн. тонн сырой нефти, импортировал – около 199 млн. тонн сырой нефти. Степень зависимости Китая от экспорта сырой нефти впервые превысила порог в 50% и составила 51,29%. Вместе с тем, источники импорта и транспортировки нефти в Китай практически совпадают, что еще больше повышает риски в сфере государственной энергетической безопасности.

По мнению экспертов, сырая нефть в качестве стратегического ресурса непосредственно затрагивает национальную энергетическую безопасность. Для снижения зависимости Китая от импорта сырой нефти следует сократить потребление нефти или найти ей альтернативу, увеличить зарубежные приобретения нефти и освоение месторождений, содействовать строительству нефтепроводов.

Быстрый рост зависимости от импорта нефти

В условиях быстрого экономического развития все больше обостряется проблема энергетического дефицита. По статистическим данным, в период с 2000 по 2009 годы объем потребления сырой нефти в Китае вырос с 241 млн. тонн до 388 млн. тонн, ежегодный прирост показателя составил 6,78%. Общий объем импорта сырой нефти вырос с 59,69 млн. тонн до 199 млн. тонн, степень зависимости Китая от импорта нефти также выросла с 24,8% до 51,29%.

«Спрос на нефть в Китае в будущем продолжит расти». Руководитель Китайского центра по исследованию энергетики и экономики Сямэньского университета Линь Боцян отметил, что в Китае отмечается тенденция сокращения производства сырой нефти. В 2009 году в Китае произведено 189,49 млн. тонн сырой нефти, что на 0,4% меньше аналогичного показателя предыдущего периода. По сравнению со среднегодовым темпом роста в период с 2004 по 2008 годы, который составил 2,3%, производство сырой нефти заметно сократилось.

«При таком темпе роста в будущем китайской экономике будет трудно сохранять динамику развития в течение длительного периода времени, - сказал Линь Боцян, - в 2015 году степень зависимости Китая от импорта нефти достигнет 65%, в 2020 году - 70%».

Линь Боцян подчитал, что потребление нефти на душу населения в Китае в 2008 году составило 283 килограмма, в мире - 587 килограммов, в США - 2,91 тонны, в Японии - 1,74 тонны. Если потребление нефти на душу населения в Китае достигнет среднего мирового уровня, то общий объем потребления нефти в Китае составит 660 млн. тонн. «При достижении пикового показателя производства нефти в Китае, составляющего 180-200 млн. тонн, общая степень зависимости от импорта нефти достигнет 72%, в то время как зависимость США от импорта нефти в настоящее время составляет всего 63%», - сказал Линь Боцян.

Сейчас более половины объема нефти Китай, являющийся вторым по величине потребления нефти в мире, приобретает за рубежом, в стране не наблюдается даже малейших намеков на сокращение спроса на нефть. По мнению экспертов, в случае, когда Китай не имеет права влиять на стоимость нефти на международном рынке, степень зависимости, превышающая порог в 50%, является небезопасной. Слишком большой энергетический дефицит создает неопределенность в сфере энергетической безопасности Китая.

Источники импорта и транспортировки нефти совпадают, что также повышает риски

По словам научного сотрудника Института по комплексному исследованию транспорта Госкомитета по делам развития и реформ Ци Айхуа, в течение 50 лет развития общая протяженность нефте- и газопроводов Китая выросла с 200 километров в 1958 году до 60 тысяч километров в 2008 году.

Но темпы строительства нефте- и газопроводов и роста объема импорта сырой нефти не совпадают. Ци Айхуа сказал, что в последние годы динамично растет спрос на нефть и газ, который не могут удовлетворить внутренние ресурсы, поэтому отмечается ежегодный рост объема импорта энергоносителей и повышение степени зависимости от импорта энергоносителей.

Согласно статистическим данным таможенных органов Китая, в 2009 году Китай в общей сложности импортировал около 203,8 млн. тонн сырой нефти, рост данного показателя составил 14,08%. Десять крупнейших стран-поставщиков нефти в Китай: Саудовская Аравия (1,953 млн. тонн), Ангола (32,172 млн. тонн), Иран (23,147 млн. тонн), Россия (15,304 млн. тонн), Судан (12,191 млн. тонн), Оман (11,638 млн. тонн), Ирак (7,163 млн. тонн), Кувейт (7,076 млн. тонн), Ливия (6,344 млн. тонн), Казахстан (6,006 млн. тонн).

По словам экспертов, в настоящее время Китай переживает излишнюю централизацию источников импорта нефти, многие из которых переживают нестабильность политической обстановки. Китай приобретает сырую нефть главным образом в странах Ближнего Востока (более 50%), кроме того объем импорта нефти из стран Африки также составляет значительную долю.

Вместе с тем, Китай чрезмерно зависит от транспортировки нефти через Малаккский пролив. Согласно сообщениям, Малаккский пролив является одним из жизненно важных морских коридоров для импорта нефти в Китай. В случае террористических атак в данном регионе импорт Китая окажется под угрозой.

Но Китай не может изменить сложившуюся ситуацию, он имеет большие запасы угля, маленькие запасы нефти и незначительные запасы газа. По мере экономического роста ожидается неизбежный рост потребления нефти. В предстоящие несколько десятилетий трудно рассчитывать на значительное увеличение производства сырой нефти в Китае, поэтому большой объем импорта нефти является неизбежной тенденцией. Совпадение источников импорта и транспортировки нефти создает повышенные риски для энергетической безопасности Китая.

По мнению экспертов, Китай должен стремиться к диверсификации источников энергии, нефтяных поставок, способов транспортировки нефти и созданию стратегических запасов нефти в целях решения вопроса энергетической безопасности.

Поиск способов сокращения потребления для обеспечения энергетической безопасности

Эксперты признали, что складывается очень серьезная ситуация с поставками нефти в Китай. В качестве решений проблемы и сокращения потребления в целях обеспечения национальной энергетической безопасности они предлагают следующие меры.

Во-первых, сократить потребление нефти и усилить контроль над потреблением энергии. По мнению экспертов, необходимо путем повышения стоимости единицы энергии, сокращения потребления энергии, повышения эффективности и сокращения выбросов добиться оптимизации использования энергоресурсов.

Во-вторых, искать альтернативные источники энергии. В настоящее время бурно развивается производство этанола. Город Чунцин, провинции Хубэй и Шаньдун готовы реализовать проекты по производству этанола.

В-третьих, приобретать зарубежные нефтяные активы и осваивать зарубежные нефтяные месторождения. Эксперты считают, что китайские нефтяные предприятия имеют много преимуществ для освоения зарубежных рынков, в том числе в сферах технологий по разведке и освоению месторождений, технологий по повышению эффективности добычи, бурению скважин и персонала, управления и себестоимости работ.

В-четвертых, нужно ускорять строительство нефтепроводов для достижения диверсификации источников импорта нефти и газа.

В настоящее время ведутся работы в рамках строительства трех нефте- и газопроводов на северо-западе, юго-западе и северо-востоке Китая. По словам Ци Айхуа, в рамках создания северо-западного энергетического коридора уже завершено строительство первой стадии газопровода в Центральную Азию и первой стадии китайско-казахстанского нефтепровода, в рамках строительства юго-западного энергетического коридора в октябре прошлого года началось строительство первой стадии проекта нефтепровода между Китаем и Бирмой – нефтяного пирса, в рамках создания северо-восточного энергетического коридора ведется строительство китайско-российского нефте- и газопровода.

 



Китайский информационный интернет центр
 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited