БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :



Путь по сайту: Главная / История и культура Китая / Культура Китая / Красота по-китайски

Красота по-китайски

Китайские ножки

Китай – одна из древнейших мировых цивилизаций. Высокоразвитая культура и наука существовали там уже тогда, когда на большей части земной суши еще бродили в поисках пропитания дикие племена. Доподлинно известно, что китайцы первыми изобрели шелк, бумагу, порох, компас и другие полезные вещи, которыми сейчас пользуется все человечество. Превосходство китайцев над другими народами в развитии цивилизации было настолько велико, что это породило чудовищный комплекс собственной полноценности.
До сих пор иностранцев в Китае называют «варварами», а самоназвание Китая переводится с китайского как «Срединное государство» (при этом подразумевается, что все остальные страны находятся на окраине). Еще одно узаконенное китайцами имя собственной страны не менее скромно – «Поднебесная». Китайцы так долго любовались собой, что другие народы со временем обошли их в развитии. Но толчок, который дали человечеству предки тех, кто сейчас заполонил рынки российских городов на Дальнем Востоке и в Сибири, мы ощущаем до сих пор.

Издревле китайцы большое внимание уделяли уходу за телом. Жаркий климат и нехватка пресной воды заставляли их обращать особое внимание на поддержание личной гигиены. Европейцев всегда удивляла традиционная манера умывания, принятая в Китае: китайцы не плещут на себя водой, а смачивают полотенце в тазике и обтираются им, одновременно с водными процедурами массируя влажной материей лицо и другие части тела.

В Китае задолго до нашей эры научились применять произраставшие там тогда в изобилии лекарственные растения в косметических целях. Отвары, настои и мази из женьшеня, лимонника, ариземы, лотоса, лазурника и других экзотических целебных растений употреблялись не только в качестве лекарств, но и как средства по уходу за кожей. А пахучие вещества, вроде сандала и мускуса, использовались как в ритуальных целях для изгнания злых духов, так и для устранения неприятного запаха, который мог исходить от тела в жарком китайском климате. В дело также шли и другие вещества, использовавшиеся в традиционной китайской медицине: медвежья желчь, тигриные когти, черепаховый панцирь и даже истолченный в порошок нефрит.
С дальнейшим развитием средств ухода за телом они начинают применяться не только в гигиенических, но и в эстетических целях. Уже более 4-х тысяч лет назад в Китае ценили женскую красоту и пытались ее всячески подчеркнуть. Читая древнекитайские летописи и трактаты, трудно обнаружить упоминания о парфюмерных и косметических средствах того времени. Абсолютно верным является лишь то, что косметический уход за кожей лица и тела у китайцев с древних времен являлся составной частью традиционной китайской медицины наряду с иглоукалыванием, аккупунктурой, массажем и т.д.
Кроме того, китайцы глубоко убеждены в том, что между телом и душой существует тесная связь. Поэтому по-настоящему привлекательной считалась женщина, которая, помимо красивого лица и тщательно «ухоженной» фигуры, разбиралась бы в живописи и поэзии, могла бы поддержать разговор в присутствии своего мужа или господина. И к этому были созданы все предпосылки. Ведь в отличие от доисторического Китая, где царствовал матриархат, во времена Конфуция и после единственным занятием, которое дозволялось женщине, было рождение детей. Женщины могли быть проститутками, свахами, сводницами, повивальными бабками. Разумеется, крестьянки и женщины в бедных городских семьях вели далеко не праздную жизнь. Однако не они, а женщины из зажиточных семей развивали искусство ухода за собой.
Нанесенная на лицо густым слоем рисовая пудра, яркие румяна на щеках, блестящие алые губы, резко контрастирующие с белыми зубами, подведенные сурьмой брови, иссиня-черные волосы, убранные в высокие прически или заплетенные в косы и украшенные разноцветными лентами и цветами – вот портрет китайской девушки или молодой женщины, практически не менявшийся на протяжении столетий вплоть до начала XX века.
Критериями женской красоты в Китае всегда считались круглое лицо («как луна»), маленький нос, большие яркие губы, изящная стройная фигура.
О развитии искусства макияжа в Древнем Китае мы можем судить по персонажам традиционного китайского театра – «пекинской оперы». Этот вид театрального искусства практически не изменился на протяжении тысячелетий. Каждое амплуа актера (а их не больше десятка) имеет свой тип грима, который практически преображает лицо актера. Поскольку главное в китайском театре не мимика, а жест, то для гримирования, а точнее создания характера персонажа при помощи грима, применяется практически вся цветовая палитра, и процесс этот может продолжаться не один час.

Не секрет, что большинство людей в мире рассуждают так же, как герой одной из сказок Андерсена: «В Китае и сам император и все его подданные – китайцы». И будут правы, но только в той степени, в какой верно утверждение, что в России все жители – русские. Китай – многонациональная страна. И представления о женской красоте у разных народов, проживающих в Китае, отличаются от ханьских (т.е. собственно китайских).
Когда маньчжуры в XVII веке завоевали Китай, они были поражены красотой китайских женщин. На протяжении последующих двух веков правившие в Китае императоры маньчжурской династии Цин, как правило, брали в жены и наложницы китайских девушек. И лишь во второй половине XIX века одна наложница-маньчжурка смогла поразить китайского императора своей неканонической по китайским меркам красотой. Овальное лицо, высокий рост и громкий голос юной наложницы Цы Си резко контрастировали с прелестями других обитательниц императорского гарема. И именно это привлекло внимание государя.

Совершив головокружительный прыжок из рядовых наложниц в императрицы, Цы Си долгие годы впоследствии правила гигантской страной. Роскоши ее двора могли бы позавидовать самые богатые монархи мира. И долгие годы она оставалась моложавой и привлекательной, поскольку значительное количество времени тратила на косметические процедуры. Свой вклад в практику омолаживания стареющего женского тела императрица внесла тем, что каждое утро принимала ванны из женского молока.

Другие народы Китая имеют свои стандарты женской привлекательности. Так, иностранцы, побывавшие в Тибете, отмечали красоту тибетских женщин, любуясь их привлекательными смуглыми лицами, гордой осанкой и длинными черными волосами, перехваченными жгутами черных и красных нитей. Однако они же дружно указывали на специфический запах прогорклого топленого масла, исходивший от представительниц прекрасного пола Тибета. Дело в том, что у жителей этого горного района принято смазывать свое тело жиром, который предохраняет кожу от обветривания и ожогов.
Лицо же тибетские женщины, заботясь о своей внешности, мажут сливочным маслом, а затем посыпают сверху землей. Непосвященному европейцу измазанное маслом и землей лицо тибетской дамы кажется попросту грязным: он и не догадывается, что это своего рода гигиеническая процедура, связанная с особенностями климата (сухой воздух и горное солнце).

А, например, на острове Хайнань, где проживает народность ли, женщины издавна покрывают свое тело татуировками. Старинная легенда гласит, что когда-то вождь племени надругался над красивой девушкой, покрыв ее и ее семью позором. С тех пор все девушки стали уродовать свое тело, шею и ноги татуировкой, чтобы избежать подобной участи.

После прихода к власти в Китае в 1949 году коммунистов китайская женщина была уравнена в правах с мужчиной. На долгие годы это равенство сохранялось и во внешнем виде китайцев: одинаковая одежда, почти одинаковые прически и полное отсутствие косметики на женских лицах. Макияж и все остальное, что связано с женской красотой и привлекательностью, было объявлено буржуазными предрассудками. Все стало меняться в 80-х годах XX века. Открытость и реформы в Китае вновь сделали китайскую женщину женщиной.

Китайским женщинам, как впрочем и женщинам всего мира, пришлось вынести многое в погоне за красотой. Но только смогли ли мужчины, ради которых все это делалось, по достоинству оценить это – вот вопрос. Остается надеяться, что наступивший век даст китайской женщине то, к чему она так долго стремится, – возможность чувствовать себя самой красивой и самой желанной. И задача мужчин – дать ей это в полной мере.

Китайские ножки

Ножки как лотосы. Семенящая походка. Покачивающаяся, словно ива, фигурка. Чарующий взгляд... Так выглядела идеальная красавица в старом Китае. Не менее обаятельные красавицы 21-го века едва ли догадываются о том, что их стильные "лодочки" лишь вторят дизайну миниатюрных "лотосовых туфелек", которые веками носили китайские модницы-предтечи. 
Сегодня настоящие "лотосовые туфельки" - уже не обувь, а ценный предмет коллекционирования. Известный на Тайване энтузиаст, врач Го Чжи-шэн, собрал за 35 лет больше 1200 пар туфелек и 3000 аксессуаров для ступней, голеней и прочих достойных украшения участков бинтованных женских ножек. 
Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно. 

По преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала, изгибаясь, как ива или молодой месяц. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции. Красавицы-китаянки стали подражать Ю и вскоре мода на маленькие ножки стала повсеместной. Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучи. Забавно видеть, как и сегодня молодые китаянки, решив слегка пококетничать на людях, начинают совершенно подсознательно имитировать семенящие шажки "лотосовых ножек". 
Впрочем, современные китаянки не одиноки в своем подражании древнекитайской моде. Пару веков назад шагавшие впереди Европы всей парижанки уже усердно копировали "лотосовые туфельки", зорко приметив их рисунок на китайском фарфоре и прочих безделушках модного стиля "шинуазери" (китайщины). Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как "китайские туфли".Обычай бинтования ног был привилегией женщин из высоких слоев китайского общества, не считая певичек-проституток. Миниатюрная ступня была важнейшим критерием элегантности, вкуса и сексуальности. 

Как полагают знатоки, живучесть этого странного и специфичного обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет. 
Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через "бинтование ног" прошло около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук. Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться лишь при помощи посторонних. 
 
В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого страдалицы начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье". 
С тех пор, как бинтование ног возобладало в быту и эстетических взглядах китайцев, размеры "лотосовой ножки" стали важным критерием при заключении браков. Невесты, делавшие первый шаг из свадебного паланкина в доме супруга, удостаивались за маленькие ножки самых восторженных похвал. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног. 

Интересно, что в разных краях Поднебесной были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили "лотосовых туфелек". 
Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были подлинным мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае безумно гордились своими "лотосовыми ножками". Как утверждает Го Чжи-шэн, ему довелось беседовать не менее чем с парой сотен женщин, и большинство из них по-прежнему гордились своими бинтованными ногами. 
 
Хоть это и трудно представить европейцам, "лотосовая ножка" была не только гордостью женщин, но и, вполне закономерно, предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид "лотосовой ножки" мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения. 
Ну, а "раздевание" такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских плэйбоев. Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и ... АРОМАТНЫМИ! 

Правда, сами китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до откровенного костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять и нормально себя чувствовать. 
Предельно иронично и живописно страдания знатных красавиц обрисованы в китайском романе "Цветы в зеркале": мужчина-герой неожиданно попадает в женское царство и водворяется в мужской гарем, где ему начинают насильно бинтовать ноги и подвергать порке за попытки сорвать ненавистные бинты. 
Литературная сатира отразила небезосновательный взгляд на бинтование ног как на одну из форм половой дискриминации и порождение сурового патриархального домостроя.

Женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже "просвещенные" китайцы. Впервые тема "лотосовых ножек" стала предметом общественных споров в начале 20-го века, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев "лотосовые ножки" служили позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. Но вторившие им китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов. 

Знаменитый китайский писатель Лао Шэ изобразил в сатирической повести "Записки о Кошачьем городе" пародию на китайских женщин начала 20-го века, пытавшихся подражать западным дамам. Не подозревая о том, откуда пошла мода на высокие каблуки, они привязывали к пяткам случайно подвернувшиеся кирпичи и консервные банки. 

В общем, если вы носите остроносые туфли или сапожки, прикрывая высокий каблук длинными джинсами, значит, вы - обладательница "лотосовых ножек". В таком случае, порадуйтесь, что ваши неудобства не идут ни в какое сравнение с муками хозяек настоящих "лотосовых ножек". Мужчины же пусть присмотрятся заново к ножкам прекрасных спутниц. А заодно пусть увидят и семенящую походку. Покачивающуюся как ива фигурку. Чарующий взгляд. Одним словом, идеальный образ древнекитайской красавицы.
 

 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited