БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :



Путь по сайту: Главная / История и культура Китая / Вехи истории Китая / 1. Становление цивилизации

1. Становление цивилизации

  1. Древние люди на территории Китая
  2. Эпоха Шань-Инь
  3. От царства Чжоу к Разделенным Царствам
  4. Эпоха Борющихся Царств

Древние люди на территории Китая

Далекие предки современного человека появились на территории Китая около полумиллиона лет назад. Во всяком случае, таков приблизительный возраст черепов древнейшего человека, или архантропа, обнаруженных в 60-х годах, уезде Ланьтянь провинции Шэньси.

Но больше известен другой вид архантропа, именуемый синантропом. Его останки были найдены в конце 20-х годов неподалеку от Пекина.

Синантроп жил приблизительно 300 000 лет назад, и объем его чере­па составлял 1075 см3, что на 300 см3 превышает соответству­ющий показатель у ланьтяньского человека.

Вопрос о том, является ли синантроп предком современных монголоидов.

Но бесспорно Китай не был родиной этих древнейших людей, которые пришли в бассейн Хуанхэ из западной части Азии.

В разных местах Китая — в Гуандуне, Хубэе, Шаньси, Ордосе — об­наружены останки людей, относившихся к последующей ступени развития человеческого рода - так называемым палеоантропам, или древним людям. Люди этого типа обитали примерно 100-70 тысяч лет назад. Наконец, к эпохе позднего палеолита (40-16 тыс. лет назад) относятся так называемые новые люди, или неоантропы которые стали непосредственными предками современного человека.

В 20-х годах ХХ в. шведский археолог Андерсон открыл близ деревни Яншао в провинции Хэнань остатки культуры эпохи неолита — позднейшего этапа каменного века, когда древние люди уже умели изготовлять керамические изделия. Андерсон назвал культуру Яншао «культурой крашеной керамики» по типу обнаруженных в тех местах керамических сосудов с ярким геометрическим орнаментом.

Возраст культуры Яншао насчитывает до б тыс. лет, а территория ее в основном совпадает с районом Лёссового плато. Тогда же, недалеко от селения Цицзя провинции Ганьсу, Андерсон обнаружил остатки родственной неолитической культуры, которая, по мнению большинства современных ученых, существовал одновременно с культурой Яншао. Ее жители пользовались сосудами серого цвета без росписи.

Наиболее показательным для ранней культуры Яншао является крупное поселение раскопанное в 50-х годах ХХ в.

Близ деревни Баньпо в провинции Шэньси. Жители этого поселения обитали в полуземлянках круглой или прямоугольной формы, крыши которых поддерживались столбами; очаг в хижине располагался прямо на земле. Некоторые землянки служили гончарными мастерскими. Наряду с керамикой найдены орудии из шлифованного камня. Люди культуры Яншао занимались в основном земледелием, засевая свои поля просом. Их домашними животными были собаки и свиньи.

Одновременно с культурой Яншао, а точнее, к концу IV тысячелетия до н. э., в районе нижнего течения Янцзы возникли самостоятельные неолитические культуры неополитические культуры, связанные с областями Юго-Восточного Китая. В последующее тысячелетие наблюдается перемещение этих культур на север. Здесь, на территории провинций Шаньдун и Хэнань, складывается ареал неолитических культур, известный под названием культуры Луншань, или культуры черной керамики.

Отличительная черта культуры Луншань — изящные сосуды из прочной керамики черного цвета, изготовленные при помощи гончарного круга. Поселения этой культуры располагаются обычно на возвышенностях и окружены глинобитным валом. Их жители обрабатывали свои поля особым двузубым орудием с перекладиной, сохранившимся в китайских деревнях почти до наших дней. В качестве домашних животных они держали собак, свиней и быков. Следов письменности, впрочем, не обнаружено.

Слияние культур Луншань и Яншао — а точнее, наложение пер­вой на вторую — заложило основу для появления на территории Северо-Китайской равнины древнейших городов, с которых начинается история китайской цивилизации. Одновременно в верхнем течении Хуанхэ и в приморском районе существовали неолитические культуры, со временем породившие народности, которых древние китайцы называли «западными жунами» и «восточными и». На Юге в ту эпоху имелись свои неолитические культуры, связанные с предысторией Юго-Восточной Азии.

Эпоха Шань-Инь

Обитатели Срединной Империи вели отсчет своей истории от полубожественного существа Фу Си и его сестры, или жены, Нюй Ва. В представлении древних китайцев, у них были человеческие головы и змеиные тела. Фу Си считался изобретателем календаря, музыки, первых графических символов и даже супружества. Фу Си и Нюй Ва наследовал мифический правитель Шэньнун ( т.е. Божественный земледелец), научивший людей земледелию и торговле. После Шэньнуна миром правил Хуан-ди или Желтый Владыка, который слыл в Китае основоположником государственности и многих полезных ремесел.

С Желтого Владыки начинается эпоха так называемых Пяти императоров, из которых последние два, Яо и Шунь, уже фигурируют в древнейших письменных памятниках Китая. Яо почитался в китайской историографии как образцовый правитель, который был настолько бескорыстён, что решил передать трон не собствённому сыну, а некоему Шуню, человеку бедному, но, мудрому. Яо окончательно убедился в правильности своего выбора после то­го, как Шунь обнаружил способность жить в мире и согласии с двумя дочерьми Яо, данными ему в жены.

В свою очередь, Шунь передал трон достойнейшему из своих служащих Юю, который, по преданию трудился до изнеможения, чтобы обуздать потоп и наве­сти порядок на Земле. Когда же Юй умер, люди пожелали видеть на престоле его сына. Так возникла первая династия, которая называлась Ся. Ею открывается эпоха «Трех Династий» — древнейшая историческая эпоха в Китае.

Прямых свидетельств существования династии Ся не обнаружено, хотя. А вот о следующей из Трех Династий — династии Шан, или Инь, — китайские хроники содержат вполне достоверные сведения.

Об эпохё Инь мы узнаем главным образом из двух источников. Во-первых, из надписей на костях жертвенных животных, использовавшихся шанскими царями для гаданий. Эти кости были обнаружены в 1889 г.в одной из китайских аптек, где они продавались под видом «зубов дракона». Второй важнейший источник наших знаний о шанской династии — данные археологических раскопок. В1950 г, близ города Аньян в провинции Хэнань было раскопано городище, которое, как выяснилось, служило столицей царства Шан.

Во многих отношениях раннешанская цивилизация была прямой наследницей культуры Луншань: шанцы применяли те же земледельческие орудия и те же способы обжига керамики, что и по­селенцы из Луншаня, они окружали свои поселения такими же глинобитными стенами и гадали, прижи­гая кости жертвенных животных. Но шанская цивилизация имела одно революционное новшество: она знала способ литья 6ронзы, из бронзы отливались только сосуды, использовавшиеся в обрядах жертвоприношения умершим предкам, оружие, мелкие орудия ремесла, некоторые детали упряжи. Особенной красотой и изяществом отделки отличаются, конечно, ритуальные сосуды — главное средство общения шанцев с умершими предками.

В Аньянском городище были найдены усыпаль­ницы иньских царей, где имеется несколько погребальных камер и захоронено большое количество бронзового оружия и ритуальных сосудов, боевые колесницы, запряженные лошадьми (новое средст­во ведения войны, которому в течение нескольких последующих столетий было суждено играть гла­венствующую роль в военных конфликтах), десятки туш домашних животных, а также множество тел людей. Большинство погребенных, были военнопленными, принесенными в жертву для умершего царя. Война с целью захвата добычи пленников была главным занятием шанских правителей. А добыча была нужна для того, чтобы совершать пышные об­ряды жертвоприношения душам предков, ибо связь живых с умевшими родичами была стержнем всего общественного уклада шанцев. В надписях на гадательных костях — гигантский «царский архив» этих костей был найден в столице Инь — часто встречаются вопросы, касающиеся военных походов иньцев против соседних племен. Свое государство шанские цари мыслили по образу и подобию рода. Гадание по костям жертвенных животных в эпоху Шан было уже занятием профессиональных писцов и толкователей. Га­дали же они по форме трещин, которые появлялись на кости после того, как ее прижигали раскаленной палочкой. Тут же, на кости, записывали вопрос к предкам и полученный от них ответ.

Для людей эпохи Инь мир мертвых был устроен точно так же, как мир живых: положение в нем каждого усопшего предка определялось его местом на родовом древе. Существовал Верховный Предок, Шанди, который в силу своей отдаленности от мира живых почти не вмешивался в людские дела. Была еще категория «старших предков», уже лишившихся имени и в религии шанцев имевших, скорее, лишь символическое значение.

Таким образом для иньских культов характерны строгая иерархия и формализация, напоминающая бюрократический порядок. Вместе с тем иньская религия предполагала экстатическое общение живых с умершими, тесно связанное с оргиастическими празднествами и человеческими жертвоприношениями.

Противоречие между формалистической организацией и экстатическим содержанием шанской религии стало одной из при­чин кризиса и гибели иньского государства.

От царства Чжоу к Разделенным Царствам

Агрессивность государства Шан-Инь, нуждавшегося в постоянном притоке военной добычи и пленников, не могла не вызывать сопротивления соседних племен. Одним из таких племен, обитавших на запад­ных рубежах шанских владений, было племя чжоу.

Одно время иньцы совершили несколько удачных походов против чжоусцев и даже уби­ли их предводителя. Сын последнего задумал отомстить убийцам отца, собрал антииньскую коалицию племен, но умер, не успев перейти к решительным действиям. Это сделал его сын, который, воспользовавшись тем, что иньские войска были заняты военными действиями на юго-востоке, пошел походом на иньскую столицу и в битве у местечка Муе нанес поражение иньцам. Столица Инь пала, последний иньский правитель (в историю он вошел под именем «тирана Цзе») был убит или покончил с собой. Это произошло, вероятнее всего, в 1027 г. до" н. э. В последующее столетие чжоусцы раздвинули пределы своих владений на юге, севере, и западе. Они переняли культурные достижения иньцев, в том числе письменность и технику литья бронзы

Первые правители Чжоу раздали своим родственникам и предво­дителям дружёственных племен уделы в наследственное владение. Всего таких пожалований зарегистрировано около 200. Свой удел получили и потомки иньского дома. Владельцы уделов образовали сословие наследственной знати (чжу хоу), где титул отца, впрочем наследовал только старший сын. Самые знатные титулы — гун и хоу — носили ближайшие родственники правителя, который наименовался Сыном Неба (тянь цзы). В свою очередь, гунны и хоу жаловали своим близким родичам титулы дайфу. Низший слой чжоуской аристократии составляли ши, или «служилые люди»-потомки знатных людей по боковой линии. Наконец, ниже ши находились простолюдины-земледельцы, из которых набиралось пешее войско. Имелись в обществе и рабы.

Так в государстве Чжоу сложился иерархический строй, охватывавший все строны жизни общества. Чжоусцы отказались от человеческих жертвоприношений и оргиастических культов, провозгласив главной доблестью человека его добродетель. Вообще Чжоускую династию можно считать основоположницей китайской цивилизации: именно при ней сложились основные государственные институты и нравственные ценности, определившие лицо китайской империи и китайской культуры.

Со временем традиционные местообитания чжоусцев стали под­вергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. правитель Чжоу Пин-ван был вынужден перенести свою столицу на восток на место нынешнего Лояна. Теперь чжоуский правитель жил на земле удельных правителей, и его власть над последними стала чисто номинальной. Им оставалось уповать лишь на силу нравственного авторитета.

Начался период Восточного Чжоу, или, как его еще называют, «Разделенных Царств» -период все более усугублявшейся раздробленности и постепенно усиливавшегося соперничества между отдельными уделами. На политической карте Китая того времени можно выделить две основные группы уделов, а фактически самостоятельных царств.

В центре тогдашнего ареала китайской цивилизации располагались относительно небольшие и слабые в военном отношении царства, которые в большинстве своем были основаны ближайши­ми родственниками первых чжоуских царей. К их числу относились царства Лу, Вэй, Чжэн, Цзинь, Хань, Сун и др. Именно правители этих центральных уделов впервые стали называть свои владения Срединными Государствами. На периферии же возникли более крупные и могущественные государства на востоке — приморское царство Ци, разбогатевшеё на торговле солью, железом и продуктами моря; на севере — царство Янь; на западе — царство Цинь, богатое боевыми лошадьми; в районе среднего течения Янцзы — царство Чу, самое крупное из всех древнекитайских царств; в низовьях Янцзы — царства У и Юэ. Эти окраинные государства, особенно южные, не включались жителями цен­тральных уделов в число Срединных Государств.

С VII в. до н. э. среди сильнейших царств разгорается борьба за первенство. В 544 г. до н. э. удельные правители на своем общем съезде заключили договор о мире, но и это соглашение соблюдалось не долго. Вскоре войны вспыхнули с новой силой.

Эпоха Борющихся Царств

481 г, до н. э..— год окончания древнейшей китайской летописи «Чунь цю» («Весна и Осень») - традиционно считается рубежом, отделяющим эпоху Разделенных Царств от следующей за ней эпохи Борющихся Царств. Распространение железных орудий, создание больших оросительных систем, применение новых удобрений и прочие достижения агротехники позволили заметно увеличить производительность земледелия, что вкупе с совершенствованием транспортных средств привело к быстрому росту населения, появлению крупных центров ремесленного производства и больших городов.

Новые условия хозяйствования и бурный pocт торговли сделали возможным появление частной собственности. В обществе обострялись противоречия между богатыми выходцами из низов — землевладельцами, купцами, владельцами мастерских и наследственной аристократией с ее привилегией занимать высшие государственные посты. В IV в. До н.э. а большинстве крупных царств были проведены политические реформы, которые упразднили многие традиционные привилегии родовитой знати и открыли доступ к власти богатым простолюдинам. При дворах правителей царств ведущая роль переходит к наемным стратегам и администраторам, которых ценили за их таланты и профессиональные знания. Во многих царствах были учреждены административные округа, которые управлялись назначенными правителем чиновниками. Так складываются начатки бюрократического управления, характерного для государственного строя китайской империи. Все эти перемены в политической жизни древнекитайских царств означали усиление единоличной власти правителя и имели целью добиться максимальной мобилизации всех сил государства в его борьбе за выживание. Войны превратились в способ завоевания чужой территории с целью присвоения ёё ресурсов.

Ожесточенные войны между царствами в IV—III вв., до н.э. при­вели в конце концов к возвышению наиболее сильного в военном от­ношении царства Цинь. В 314 г. циньский правитель одер­жал крупную победу над западными кочевыми племенами, а три года спустя покорил Сычуаньскую котловину. В 249 г. циньцы ликвидировали домен чжоуского царя, положив конец Чжоуской династии. В последующие годы правителю Цинь удалось поодиночке разгромить противостоявшие ему государства: Так весь древний Китай был объединен под властью Цинь.

 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited