БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :



Путь по сайту: Главная / История и культура Китая / Исторический очерк Ведерникова Ю.В. "Гибель кораблей и судов в русско-японскую войну 1904-1905 г." / Глава 4. Осколки войны

Глава 4. Осколки войны

<< К оглавлению документа
Подводная лодка "Дельфин".
5 мая 1905 года.
Для защиты порта и крепости Владивосток от японских кораблей в конце 1904 года во Владивостоке был сформирован отряд подводных лодок. Одной из них была подводная лодка "Дельфин", доставленная во Владивосток 23 декабря 1904 года на специальном железнодорожном транспортере. Основной задачей отряда было защита ближних подступов к Владивостоку и атака японских кораблей в случае их обнаружения. Четвертого мая 1905 года на "Дельфине" во время крейсерства у о. Русский, возникли неполадки в управлении вертикальным рулем. Для устранения неполадок "Дельфин" вернулся из похода, поскольку доступ к приводам руля был возможен только через горловины топливных (бензиновых) цистерн. Когда "Дельфин" да горловины были вскрыты, из за большой концентрации паров работы были невозможны и поэтому приступили к вентиляции лодки. Доступ на лодку был ограничен - верхним вахтенным было запрещено пускать на лодку посторонних. На следующий день, в нарушение приказа командира, верхний вахтенный - минный машинист Хамченко, запустил внутрь лодки своего земляка - машиниста с миноносцев Владивостокского отряда и вместе с ним сам спустился в лодку. Через некоторое время внутри лодки произошел взрыв и из нее выскочил только Хамченко. Из открытого рубочного люка пошел черный дым, вызванный воспламенением бензина. После второго взрыва внутри лодки, прогремевшего через некоторое время, она затонула на глубине 14 метров. Начавшиеся в тот же день спасательные работы, позволили поднять лодку плавучим краном и перевести на мелкое место. При откачивании воды из лодки, через рубочный люк, произошел взрыв и лодка погрузилась. Подъем лодки пришлось проделывать пять раз, поскольку каждый раз происходили взрывы гремучих газов. На шестой раз лодку удалось вытащить на берег, где и выяснили причину затопления -выбитые взрывом заклепки.
Комиссия, расследующая обстоятельства дела, определила возможную причину взрыва - искра при включении электрического освещения или курение внутри лодки. После ремонта лодка смогла вступить в строй только по окончании войны в октябре 1905 года.
Рейд вспомогательных крейсеров   
Второй эскадры. Потопление 4 судов
Вспомогательные крейсера Второй эскадры - "Рион", "Кубань", "Днепр" и "Терек" получив от адм. Рожественского секретные пакеты с инструкциями отделились от эскадры в период с 8-го по 12-е мая. Инструкциями предписывалось - "Риону" крейсеровать на торго­вых путях Шанхай - Квельпарт - Нагасаки, "Кубани" восточнее Токийского залива, "Днепру" в Восточно - Китайском море и "Тереку" юго - вос­точнее о. Сикок.
Крейсер "Рион" 13 и 14 мая задержал и досмотрел два норвежских парохода, не имеющие контрабанды, а к вечеру 15-го числа им был остановлен германский пароход "Тетартос", в р-не о. Росс. Задержанный пароход перевозил железнодорожный груз в сопровождении семи японских экспедиторов, был признан контрабандным и потоплен по утру 16 мая. Двадцатого мая на крейсере от встречного английского парохода получили известие о Цусимской трагедии и прекратив рейд направились на Балтику, достигнув ее 16 июля.
По прибытии в район крейсерства "Кубань" находясь на оживленных путях по какой то случайности за 10 дней крейсерства не встретило ни одного судна, а 23 мая переходя к б. Камрань заметило три иностранных судна, но не смогло их досмотреть в силу большого волнения. В последующие два дня крейсер досмотрел австрийский и немецкий пароходы, но военной контрабанды на них не обнаружил. Узнав о гибели 2-ой эскадры, "Кубань" свернула крейсерство и направилась на Балтику, достигнув Либавы третьего августа.
Семнадцатого мая крейсер "Днепр" узнал от встречного герман­ского парохода о Цусимском поражении русской эскадры, но в тот же день задержал и потопил в р-не Сайгона английский пароход "Сент - Кильд". В качестве интересного трофея русским морякам достались почтовые отправления, адресованные в Японию, а некоторые из них лично военному министру Японии маркизу Ямагата. Дальнейшее плавание на запад происходило без приключений, и во второй половине июля крейсер прибыл в Кронштадт.
Расположившись в р-не о. Сикок, крейсер "Терек" перекрыл пути из Южно-Китайского моря на Кобэ и Иокогаму. С утра 23 мая "Терек" перехватил английский пароход "Айкона" и обнаружив на нем контрабандный груз, адресованный в Японию, потопил его подрывными патронами и артиллерией. Последующие дни крейсерства происходили безрезультатно и только 8 июня "Тереком" была задержана "Принцесса Мария", датский пароход шедший из Копенгагена на Японию. Перевозимый груз - железный и стальной прокат, безусловно составлял военную контрабанду, но положение осложнялось тем, что в числе акционеров владеющих "Принцессой Марией" были и "высокопоставленные русские" - вдовствующая императрица Мария Федоровна и Великий князь Александр Михайлович. Несмотря на это "Принцесса Мария" была потоплена "Тереком" 9 июня, по решению его призового суда. Пробыв в отдельном крейсерстве почти месяц, 10 июня придя в Батавию "Терек" не успел загрузиться углем в предусмотренные международным правом 24-е часа и вынужден был разоружиться до окончания войны.

Рейд миноносцев "Грозный" и "Бравый".  
Потопление японского парохода
После Цусимского боя три русских корабля прорвались к Влади­востоку. С утра 16 мая подошел "Грозный", а к полудню того же дня крейсер - яхта "Алмаз" и сутками спустя миноносец "Бравый". Совместно с Владивостокским отрядом миноносцев "Грозный" и "Бравый" продолжили боевые действия и после Цусимы.
18 и 19 июля "Грозный" и "Бравый" совершили набег к северокорейскому побережью потопив японский пароход. Рекогносцировку набега произвели миноносцы Владивостокского отряда встретившие их в б. Гашкевича
 
Английский пароход "Ольдгамия".  
21 мая 1905 года
В ночь на 6 мая 1905 года корабли Второй эскадры проходя между Филиппинскими островами и Формозой задержали английский пароход "Ольдгамия", шедший без огней. Досмотровая партия, высаженная с крейсера "Олег", осмотрела судно и ничего предосудительного не нашла. По судовым документам и фактическому наличию "Ольдгамия" перевозила керосин в жестяных банках, следуя на Гонконг. Однако из-за малого удельного веса, данный груз не соответствовал фактической осадке судна по полную грузовую ватерлинию. По словам одного из членов экипажа парохода, сказанным им русским офицерам - под керосином находились пушки, доставляемые в Японию. Для окончательного разъяснения всех вопросов было принято решение направить судно во Владивосток, вокруг Японии, с русской призовой партией. Английская же команда была переведена на госпитальное судно "Орел". Тридцать семь русских моряков во главе с прапорщиком Трегубовым по вели "Ольдгамию" на Владивосток, оставив эскадру 8 мая.
В последующие дни судно следовало Тихим океаном, огибая Японию с восточной стороны. Туманным утром 21 мая пароход подошел к пр. Фриза, разделяющему курильские острова Уруп и Итуруп. Туман густел так, что с мостика не было видно носа судна. Из-за ошибки в счислении и показаниях лотовых, командир судна считал себя прошедшим пролив и находящимся в Охотском море, и приказал увеличить ход до полного. В результате "Ольдгамия" выскочила с океанской стороны на камни о. Уруп, приблизительно в средине острова, в месте с координатами - широта - 45 град., 55 мин. N., долгота - 150 град. Е. Попытка снятся с камней не увенчалась успехом, а судно подталкиваемое океанской зыбью распорола себе днище о камни в районе машинного отделения. В последующую ночь корпус судна прогнулся, и экипаж сошел на берег острова, прихватив с собой шлюпки и провизию на два месяца. Перед оставлением судна был подожжен керосин во всех его четырех трюмах.
В последующие два месяца русские моряки на шлюпках под парусами дошли до Корсаковского порта на Сахалине, где и попали в плен к японцам.
 
Пароход "Князь Горчаков". 
18 мая 1906 года.
Грузовой пароход "Князь Горчаков" следуя из Одессы на Владивосток, около 11 часов утра 18 мая, подорвался на мине носовой частью корпуса, в районе трюма. Из - за размеров пробоины попытка откачать воду не имела успеха и через некоторое время судно погрузилось носом по верхнюю кромку форштевня. Команда сошла в спущенные шлюпки и "Горчаков" встав на нос, погрузился в воду.
Столб дыма от взрыва судна был замечен наблюдательным пос­том на о. Аскольд, сообщившим во Владивосток - "неизвестный пароход шедший около м. Гамова, взорвался на мине на SW 85 град. от Аскольда".
Сошедшая команда "Горчакова", на шлюпках к 8 час. вечера подошла к о. Попова и была доставлена на следующий день во Владивосток миноносцем, посланным за ними командиром военного порта.
По прибытии капитана "Горчакова" во Владивосток, им был подан Морской протест, успеха, однако, не имевший. Погибших среди экипажа не было, пароход затонул между о. Стенина и о. Аскольд, на SW 85 град. от последнего. Сведений о перевозимом грузе не обнаружено.
 
Пароход "Варягин".  
7 октября 1906 года
 
Осенью 1906 года "Товарищество пароходных предприятий на Дальнем Востоке" (более известное как "Пароходство прапорщиков"), арендовало у владивостокского купца - А.С. Варягина пароход "Варягин", намереваясь использовать его на каботажных линиях Приморья.
В начале восьмого утра, 7 октября 1906 года, судно, приняв 13 пассажиров первого класса, 210 пассажиров третьего класса и разнообразный груз вышло в рейс по Приморскому краю. Обогнув м. Басаргина, судно шло в миле от берега и миновав створ Трех камней с горой Варгли, лег курсом на б. Ханькоудза (ныне - б. Суходол). Следуя последним курсом "Варягин" подорвался на мине и мгновенно затонул. Шлюпки спустить не успели и из почти 300 человек спаслось не более 15-ти. Среди спасенных был и капитан судна Овчинников.
Как показало последующее расследование, причинами гибели стали - русская мина заграждения и отсутствие на борту судна карт с указанием районов минных заграждений времен прошедшей войны.
По окончании следствия Овчинников от ответственности был освобожден, а в покрытии убытков от гибели парохода купцу Варягину было отказано. В перечне утраченного при гибели имущества упоминалось особо ценный груз и 60 000 рублей золотом (второй позицией перечня утраченного), следовавших в сопровождении чиновника и охраны.
В 1913 году, по получении разрешения, Овчинниковым была организована судоподъемная экспедиция на поднятие затонувшего парохода. Работая на глубине 13-ти сажен (ок. 26 м. - Ю.В.), водолазы подняли часть груза. Пароход был основательно замыт песком, а начавшиеся осенние шторма заставили перенести основную работу на следующий год. Первая мировая война, а затем последвовшая "смена эпох" заставили отложить дело, а потом оно само собой забылось за давностью лет.
 
 
Приведенные выше два факта гибели судов от мин после русско-японской войны наверняка являются не единственными. Так, журнал "Русское судоходство" Nо 6 за 1912 год (стр.83) писал: "...по окончании Русско-японской войны, когда возобновилось грузовое и пассажирское движение пароходов между Владивостоком и портами Дальнего Востока, произошло свыше десяти крушений (возможно под крушением понималось не столько гибель от мины, сколько подрыв на ней - Ю.В.) больших пароходов от мин...". Но, к сожалению, найти каких либо свидетельств этому пока не удалось.  


<< К оглавлению документа


 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited