|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том I / Арбитраж и арбитражная практика / Нормативная база для ведения международных арбитражных процессов
Нормативная база для ведения международных арбитражных процессовСодержание
Действующее в настоящее время соглашение “Общие условия поставки товаров” (из СССР в КНР и из КНР в СССР), заключённое между двумя странами 13 марта 1990 года, относят рассмотрение таких споров к ведению арбитражных судов в стране ответчика. В России таким арбитражем является Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ (г. Москва и г. Владивосток). В Китае – Китайская международная торгово-экономическая арбитражная комиссия при Китайской палате международной торговли (г. Пекин). Последняя действует на основании Свода арбитражных правил, которые мы и представляем читателям.
Стоит отметить некоторое сходство Свода арбитражных правил Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии с регламентом Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС). Это неудивительно, т.к. оба эти акта основаны на типовом законе, принятом в 1985 году Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своём законодательстве.
Однако есть и существенные отличия: если МКАС принимает к своему рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров, то Свод арбитражных правил предусматривает приём на рассмотрение дел только при наличии арбитражного соглашения во внешнеэкономическом договоре. Российские предприниматели, имеющие опыт работы с китайскими партнёрами, вероятно, заметили, что в типовых контрактах, предлагаемых китайскими партнёрами к подписанию, обязательно содержится такая оговорка.
Мы, в свою очередь, настоятельно рекомендуем читателям при заключении любого договора с китайской стороной использовать следующую оговорку: “Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора, или в связи с ним, в том числе касающиеся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, подлежат разрешению в стране ответчика; в России — в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ, в соответствии с его Регламентом; в Китае — в Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии, в соответствии со Сводом арбитражных правил”.
Модель пункта договора, предусматривающего арбитражное разбирательство:
“Все споры, возникающие из настоящего контракта, или в связи с ним, подлежат рассмотрению в Китайской международной торгово-экономической арбитражной комиссии, действующей в соответствии с Арбитражными правилами. Решение арбитража является окончательным и обязательным для обеих сторон, в соответствии с правилами”. Официальное постановление Госсовета о переименовании Внешнеэкономической и Внешнеторговой арбитражной комиссии в Китайскую международную торгово-экономическую арбитражную комиссию и внесении поправок в Свод арбитражных правил. Китайскому комитету содействия развитию международной торговли. От 21 июня 1988 года Госсовет принял решение переименовать Внешнеэкономическую и Арбитражную комиссию торговли в Китайскую международную торгово-экономическую арбитражную комиссию. Существующие субординационные отношения остаются неизменными, рамки ведения дел включают в себя все споры, возникающие в процессе торговой и экономической деятельности.
Арбитражные правила Китайской международной торгово-экономической комиссии будут изменены Комитетом, в соответствии с законодательными актами Китая и международными договорами, заключенными Китаем, или в которых Китай состоит, с учетом международной практики, и будут приняты к исполнению.
В дальнейшем любые поправки к Арбитражным правилам будут вноситься Комитетом по усмотрению.
Госсовет КНР.
Заявление Госсовета КНР о переименовании Внешнеторговой арбитражной комиссии во Внешнеэкономическую и Внешнеторговую арбитражную комиссию (26 февраля, 1980 г. Пекин) 6 мая 1954 года ранее существующий Государственный административный совет при Центральном народном правительстве принял решение, в соответствии с которым, при Китайском комитете содействия развитию международной торговли создана Внешнеторговая арбитражная комиссия. В целях постоянного развития экономических и торговых связей Китая с зарубежными странами, решено: переименовать Внешнеторговую арбитражную комиссию во Внешнеэкономическую и Внешнеторговую арбитражную комиссию; полномочия ведения дел по спорам в данной Комиссии могут быть расширены до ведения дел по спорам, возникающим в результате появления разного рода форм экономической кооперации Китая с зарубежными странами, такими как совместные предприятия, использующие китайские и иностранные инвестиции в строительстве промышленных объектов внутри Китая, кредиты и займы между китайскими и иностранными банками и пр. В соответствии с увеличением объема выполняемой работы увеличивается количество членов Комиссии.
Решение Государственного административного совета Центрального народного правительства относительно создания Внешнеторговой арбитражной комиссии при Китайском комитете содействия развитию международной торговли (Принято 6 мая 1954 года на 215 сессии Государственного административного совета) Для разрешения спора, который может возникнуть в области внешней торговли, путем арбитражного разбирательства, необходимо создание арбитражного органа внутри социальной сферы, касающейся внешнеторговых отношений, согласно следующим правилам.
Для решения споров, которые могут возникнуть на основании контрактных соглашений и деятельности, осуществляемой внешнеторговыми предприятиями, компаниями и другими коммерческими организациями, с одной стороны, и китайскими торговыми предприятиями, компаниями и другими коммерческими организациями, с другой стороны, создать Внешнеторговую арбитражную комиссию (именуемую, в дальнейшем — Арбитражной комиссией) при Китайском комитете содействия развитию международной торговли.
Арбитражная комиссия осуществляет рассмотрение споров в области внешней торговли на основании соответствующих контрактов, соглашений и/или других документов, заключенных между сторонами.
Арбитражная комиссия состоит из 15-20 членов, избранных или назначенных Китайским комитетом содействия развитию международной торговли на срок до 1 года среди лиц, обладающих специальными навыками и знаниями в области внешней торговли, коммерции, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, страхования и т.п., а также в области юриспруденции. Арбитражная комиссия назначает председателя и двух заместителей из своего состава.
При передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд, каждая из сторон, участвующих в процессе, в установленные Арбитражной комиссией сроки, или же в сроки, установленные путем договоренности между сторонами, избирает арбитра из членов Арбитражной комиссии. Избранные подобным образом арбитры в течение установленного Арбитражной комиссией срока избирают суперарбитра.
Если одна из сторон в указанные сроки не избрала арбитра, председатель Арбитражной комиссии по просьбе другой стороны назначает арбитра, действующего от имени первой стороны. Если избранные или назначенные арбитры в определенные сроки не в состоянии достигнуть договоренности, относительно выбора суперарбитра, он назначается председателем Арбитражной комиссии.
Любая из сторон, принимающих участие в арбитражном процессе, может уполномочить Арбитражную комиссию избрать для нее арбитра, который совместно с арбитром, избранным другой стороной, избирает суперарбитра, который вместе с арбитрами рассматривает данное дело. Если обе стороны согласны поручить Арбитражной комиссии выбор арбитров, председатель Арбитражной комиссии может самостоятельно назначить для разбирательства дела единоличного арбитра.
Стороны, участвующие в споре, для защиты своих интересов во время разбирательства дела в Арбитражной комиссии, могут назначать своих представителей.
Представителями сторон могут выступать граждане КНР или иностранные граждане. Во время разбирательства спора Арбитражная комиссия, с целью защиты интересов сторон, участвующих в деле, может назначить временные меры, по сохранению материалов, имущественных прав и/или других вопросов, относящихся к спору.
С целью компенсации судебных расходов, Арбитражная комиссия может взимать сбор, не превышающий 1 % от суммы иска. Решение, принятое Арбитражной комиссией, является окончательным, и ни одна из сторон не может выступать с апелляцией дела в суде и в другой инстанции.
Решение Арбитражной комиссии исполняется сторонами самостоятельно, в сроки, указанные в арбитражном решении. В случае невыполнения решения по истечении обозначенных сроков, любой из народных судов КНР, по просьбе одной из сторон, принуждает другую сторону к исполнению вынесенного решения.
Правила арбитражной процедуры введены Китайским комитетом содействия развитию международной торговли.
|