|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Бухгалтерский учет в КНР / Закон об аудите в КНР
Закон об аудите в КНРПринят на 9-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва, 31 августа 1994 года,
Статья 1. Данный закон разработан в соответствии с Конституцией, с целью усиления государственного контроля с использованием аудита, поддержание финансово-экономического порядка в стране, способствования созданию беспорочной системы управления и обеспечения здорового развития национальной экономики. Статья 2. Государство использует систему контроля через проведение аудита. Госсовет и местные органы власти, начиная с уездного уровня, должны учредить институты аудита. Статья 3. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль через проведение аудита в соответствии со своими функциями и полномочиями, а также с соблюдением оговоренных законом формальностей. Статья 4. Госсовет и органы местной власти уровня уезда и выше должны ежегодно предоставлять постоянным комитетам народных собраний соответствующего уровня аудиторские отчеты, подготовленные аудиторскими учреждениями относительно исполнения бюджета и прочих бюджетных доходов и расходов. Аудиторские отчеты должны содержать результаты аудита по исполнению бюджета Статья 5. Аудиторские учреждения должны независимо осуществлять свои полномочия по контролю через проведение полагающейся по закону аудиторской проверки, без вмешательства каких либо административных органов, общественных организаций или частных лиц. Статья 6. Аудиторские учреждения и аудиторы должны в своей работе придерживаться четности, объективности, практичности и реализма и сохранять тайну.
Статья 7. Госсовет должен учредить Национальное управление аудита с тем чтобы осуществлять контроль за аудиторской работой по всей стране под руководством Премьера Госсовета. Генеральный аудитор является главой Национального Управления Аудита. Статья 8. Аудиторские учреждения органов власти провинций, автономных районов, муниципальных образований находящихся в прямом подчинении у центрального правительства, городов, имеющих районное деление, автономных префектур, уездов, автономных уездов, городов, не имеющих районного деления и муниципальных районов должны осуществлять контроль работы аудиторов в своих административных районах под руководством губернаторов провинций, председателей автономных районов, мэров, глав префектур или глав уездов и районов, а также под руководством аудиторских учреждений следующего по восходящей уровня. Статья 9. Местные аудиторские учреждения различных уровней отвечают за свою работу и докладывают о ней в местные органы власти соответствующего уровня и аудиторские учреждения следующего по восходящей уровня, а их аудиторская деятельность должна главным образом направляться аудиторскими учреждениями следующего по восходящей уровня. Статья 10. Аудиторские учреждения могут, если возникнет такая необходимость, и после утверждения органами власти соответствующего уровня, назначать местных чиновников-аудиторов в районах, находящихся под их юрисдикцией. Статья 11. Средства, необходимые для обеспечения функционирования аудиторских учреждений, должны включаться в бюджеты органов власти и гарантироваться органами власти соответствующего уровня. Статья 12. Аудиторы должны обладать профессиональными знаниями и способностями, соответствующими выполняемой ими аудиторской работе. Статья 13. При занятии аудитом, аудитор, в том случае, если у него имеется интерес к клиенту или предмету аудита берет самоотвод. Статья 14. Аудитор должен принять на себя обязательство по неразглашению государственной тайны и коммерческой тайны клиента, которые они узнали в ходе выполнения своих функций. Статья 15. Аудиторы, выполняя в рамках закона свои функции, находятся под охраной закона.
Статья 16. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль через проведение аудиторской проверки выполнения бюджета, итоговых отчетов, управления и использования внебюджетных средств отделов(включая прямо подчиняющиеся им подразделения) соответствующих уровней и органов власти нижнего уровня. Статья 17. Национальное управление аудита должно под руководством Премьера Госсовета осуществлять контроль проведения аудиторской проверки выполнения центрального бюджета и предоставлять аудиторские доклады об этом Премьеру. Статья 18. Национальное Управление аудита должно осуществлять контроль через проведение аудиторской проверки финансовых доходов и расходов Центрального Банка. Статья 19. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки финансовых доходов и расходов государственных организаций и других организаций, использующих финансовый капитал. Статья 20. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки активов обязательств, прибыли и убытков предприятий, находящихся в государственной собственности. Статья 21. Принципы аудиторского контроля над предприятиями и финансовыми учреждениями, в которых основную роль играют госактивы, будут разрабатываться Госсоветом отдельно Статья 22. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки исполнения бюджета и итоговых отчетов строительных проектов, инвестируемых или большей частью инвестируемых государством. Статья 23. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки финансовых доходов и расходов фондов социального обеспечения, фондов общественных пожертвований и других подобных фондов и капиталов, управляемых государственными отделами или общественными организациями, уполномоченными органами власти. Статья 24. Аудиторские учреждения должны осуществлять контроль через проведение аудиторских проверок финансовых доходов и расходов проектов, ведущихся на пожертвования и займы, предоставленные международными организациями или правительствами других государств. Статья 25. В соответствии с действующими государственными положениями, аудиторские учреждения осуществляют аудиторский надзор над ответственными лицами государственных органов и других организаций, находящихся под аудиторским контролем аудиторских учреждений, в том, что касается выполнения их финансовых обязательств, финансовых доходов и расходов и другой экономической деятельности в их регионах, отделах или организациях в период их пребывания в должности Статья 26. В дополнение к делам аудита, определенных в данном законе, аудиторские учреждения должны, в соответствие с положениями данного закона, а также других подобных законов или административных правил и инструкций, осуществлять контроль путем проведения аудиторской проверки дел, которые, согласно другим законам или административным правилам и инструкциям должны пройти проверку со стороны аудиторских учреждений. Статья 27. В отношении определенных дел, относящихся к государственным бюджетным доходам и расходам, аудиторские учреждения должны иметь полномочия проведения специальных расследований через проведение аудиторской проверки на определенных участках, в отделах и подразделениях, с последующим докладом о результатах такого расследования в органы власти соответствующего уровня и аудиторские учреждения, стоящие на одну ступень выше. Статья 28. Аудиторские учреждения должны определять свою аудиторскую юрисдикцию на основе подчиненных отношений клиента в бюджетных и финансовых делах или контролирующих и управляющих отношений касательно находящихся в собственности государства активов клиентов. Статья 29. Организации, являющиеся предметом аудиторского контроля со стороны аудиторских учреждений, должны создавать и совершенствовать систему внутреннего аудита в соответствии с действующими государственными положениями. И такой внутренний аудит должен являться предметом профессионального управления и надзора со стороны аудиторских учреждений. Статья 30.Если организация является предметом аудиторского контроля со стороны органов социального аудита, то аудиторские учреждения должны, в соответствии с положениями Госсовета, иметь право проверки аудиторских отчетов, составленными вышеупомянутыми органами социального аудита
Статья 31. Аудиторские учреждения должны иметь полномочия потребовать от организации предоставить, согласно соответствующим правилам свои бюджеты или планы по финансовым доходам и расходам, отчет об исполнении бюджета, итоговые отчеты и финансовый бухгалтерские отчеты, электронные данные касающиеся государственных или финансовых доходов и расходов, сохраненные и обработанные с помощью компьютера, и необходимую компьютерную и техническую документацию, информацию об открытии счетов в финансовых учреждениях, аудиторские отчеты, сделанные органами социального аудита , и другую информацию относящаяся к их бюджетным доходам и расходам или финансовым доходам и расходам. Организации, являющиеся предметом аудита, не должны отказываться от предоставления соответствующих документов, или задерживать предоставление или делать фальшивые доклады. Статья 32. Аудиторские учреждения должны при проведении аудита иметь полномочия проверять бухгалтерские документы, бухгалтерские книги, бухгалтерские отчеты, систему электронных данных, относящиеся к бюджетным доходам и расходам или иные материалы и активы, относящиеся к финансовым доходам и расходам организации, и организация не должна отказываться от такой проверки. Статья 33. Аудиторские учреждения при проведении аудита должны иметь полномочия проводить расследования среди подразделений или частных лиц, связанных с делами, относящимися к вопросам аудита и получить соответствующие свидетельские материалы. Статья 34. При проведении аудиторским учреждением аудиторской организация не должна переводить, скрывать, фальсифицировать или уничтожать свою бухгалтерскую документацию, бухгалтерские книги, бухгалтерскую отчетность или другую информацию, относящуюся к их бюджетным доходам и расходам или финансовым доходам и расходам и не должны переводить или скрывать находящиеся в их распоряжении активы, полученные в нарушение установленных государством правил. Статья 35. Если аудиторское учреждение полагает, что правила полномочных отделов высшего уровня относительно бюджетных или финансовых доходов и расходов, принятые клиентами, противоречат закону или административным правилам и инструкциям, они должны предложить данным отделам внести поправки. Если эти отделы не вносят поправки, то аудиторские учреждения должны передать вопрос на рассмотрение компетентным органам. Статья 36. Аудиторские учреждения могут выпускать циркуляры о результатах своей аудиторской работы для соответствующих правительственных отделов или делать эти результаты достоянием широкой публики.
Статья 38. Аудиторские учреждения должны формировать аудиторские группы в соответствии с предметом проведения аудита, конкретизированных в планах по проведению аудита, и должны давать извещения организациям, в отношении которых проводится аудит за три дня до проведения аудита. Статья 39. Аудиторы должны проводить аудиторскую проверку и получать свидетельские материалы путем проверки бухгалтерской документации, бухгалтерских книг, бухгалтерских отчетов, а также документов и данных относящимся к предмету аудита, проверки наличных, свободно обращающихся ценных бумаг и другой собственности, и проводя расследования среди имеющих отношение к делу подразделений и частных лиц. Статья 40. После проведения аудиторской проверки аудиторские группы должны представить доклады в аудиторские учреждения. Однако, до того как предоставить отчет, они должны спросить мнение организации, в отношение которой проводилась аудиторская проверка. Организация, в отношении которой проводилась аудиторская проверка, должна в течение 10 дней со дня получения аудиторских отчетов, послать свои письменные комментарии аудиторским группам или аудиторским учреждениям. Аудиторская команда должна передать вышеуказанный письменный комментарий совместно со своим отчетом в аудиторское учреждения. Статья 41. Аудиторское учреждение должно рассмотреть аудиторский отчет согласно процедурам, прописанным Национальным Управлением Аудита и представить собственный аудиторский отчет после изучения мнения организации, в отношении которой проводился аудит, об аудиторском отчете команды аудиторов. Оно должно, в пределах сферы своих уставных функций и полномочий вынести аудиторское решение по актам бюджетных или финансовых доходов и расходов, нарушающих государственные положения. Статья 42.В случае, если аудиторское учреждение более высокого уровня полагает, что решение, принятое аудиторским учреждением более низкого уровня нарушает действующие законы и правила, оно может приказать аудиторскому учреждению более низкого уровня изменить или отменить вышеуказанное решение, а при необходимости может единолично решить изменить или отменить указанное решение
Статья 44. В случае если аудиторские учреждения обнаруживают, что организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, в нарушение положения данного закона, переводит, скрывает, фальсифицирует или уничтожает бухгалтерскую документацию, бухгалтерские книги, бухгалтерские отчеты или другие материалы, связанные с бюджетными или финансовыми доходами и расходами, то учреждение имеет право остановить такие действия. Статья 45. В случае если любой иной отдел (включая подчиненные организации) того же уровня или более низкого уровня совершает действия, наносящие ущерб государственному бюджету или иные действия, касающиеся расходов и доходов в нарушение действующих законов, аудиторское учреждение, правительство соответствующего уровня или соответствующие компетентные органы, исходя из своих полномочий и в соответствии с законами и административными правилами, исходя из конкретной ситуации, предпринимают следующие меры Статья 46. В случае если организация, в нарушение положений данного закона, переводит или скрывает незаконно полученные активы, то аудиторское учреждения, органы власти или другие компетентные органы имеют право, в пределах своих уставных функций и полномочий, предпринять меры, описанные в предыдущем параграфе и могут, согласно закону, наложить наказание на организацию, в отношении которой проводится аудиторская проверка. Статья 47. Относительно ответственных лиц и других лиц, несущих прямую ответственность за акты бюджетных или финансовых доходов и расходов, совершенных клиентом с нарушением установленных государством положений, то если аудиторское учреждение полагают, что они должны быть подвергнуты предусмотренным законом административным санкциям, то данное аудиторское учреждение вносит предложение о наложении таких санкции. Организация, или орган, которому она подчиняется, или надзорный орган, должен без промедления принять предусмотренное законом решение. Статья 48. Организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, должны выполнять решение, вынесенное аудиторским учреждением в рамках его компетенции. Статья 50.В случае, если в государственных или финансовых доходах и расходах учреждения, в отношении которого проводится проверка, обнаружились нарушения государственных положений, аудиторское учреждение считает необходимым применить санкции к руководителю учреждения и другим лицам, несущим прямую ответственность, и организация, в отношении которой проводится аудиторская проверка, организация более высокого уровня или надзорный орган должны своевременно вынести решение и письменно известить об этом аудиторское учреждение. Статья 51.В случае, если в государственных или финансовых доходах и расходах учреждения, в отношении которого проводится проверка, обнаружились нарушения законов или административных правил, и деле имеется состав преступления, то в отношении организации проводится предусмотренное законом уголовное расследование. Статья 52. Любое лицо, применяющее репрессалии к аудитору или выдвигающее против него ложные обвинение, подвергается санкциям, а если в деле имеется состав преступления, то проводится предусмотренное законом уголовное расследование Статья 53. В том случае, если аудитор злоупотребляет своими функциями и полномочиями, занимается в личных целях противозаконной деятельностью, халатно относится к своим обязанностям, или разглашает государственную или коммерческую тайну, к которой у него имеется доступ, то он подвергается наказанию; при наличии в деле состава преступления, в отношении него проводится уголовное расследование.
Статья 54. Правила аудита для Народно Освободительной Армии Китая будут разработаны Центральной Военной Комиссией в соответствии с данным законом. Статья 55. Данный закон вступает в силу с 1-го января, 1995 года. Правила Аудита КНР, обнародованные Госсоветом 30 ноября 1988 года с этого момента аннулируются. |