|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Банковская система КНР / Закон о бюджете КНР
Закон о бюджете КНРПринят на второй сессии Всекитайского Собрания Народных Представителей 8-го созыва 22 марта, 1994 года, обнародован указом № 21 Президента Китайской Народной Республики, вошел в силу с 1го января, 1995 года Содержание
Статья 1. Данный закон разработан с целью усиления распределительной и контрольной функции бюджета, улучшения управления государственным бюджетом, усиления видимого управления и контроля со стороны государства и обеспечения здорового развития экономики и общества. Статья 2. Государство устанавливает бюджет на 5 уровнях власти, а именно, на уровне центрального правительства; уровне провинций, автономных районов и муниципалитетов, находящихся в прямом подчинении центральному правительству; городов, в составе которых имеются районы и автономные префектуры; уездов, автономных уездов городов, в которых отсутствует деление на районы и муниципальные районы; поселков, национальных поселков и небольших городов. Статья 3. Бюджеты различных уровней должны поддерживать баланс между доходами и расходами. Статья 4. Бюджет Центрального правительства (далее в тексте - государственный бюджет), состоит из бюджетов его различных отделов (включая прямо подчиняющиеся им подразделения, далее в тексте не разделяются). Статья 5. Местный бюджет состоит из общих бюджетов различных провинций, автономных районов и муниципалитетов, находящихся в прямом подчинении центральному правительству. Статья 6. Бюджет отдела состоит из бюджетов подчиненных им подразделений. Статья 7. Бюджет организации относится к бюджету доходов и расходов государственного органа общественной организации или любого подразделения перечисленного в бюджете отдела. Статья 8. Государство практикует систему разделения налогов между центральным правительством и местными органами власти. Статья 9. Бюджет, принятый съездом народных представителей соответствующего уровня, не может быть изменен без прохождения оговоренных законом процедур. Статья 10. Бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря по Григорианскому календарю. Статья 11. В качестве исчисляемой единицы бюджетных доходов и расходов принимается юань.
Статья 12. Всекитайский Съезд Народных Представителей (ВСНП) проверяет проекты центрального и местных бюджетов, отчеты об исполнении центральных и местных бюджетов, одобряет государственный бюджет, докладывает об исполнении центрального бюджета, изменяет или отменяет неправомерные решения Постоянного Комитета ВСНП, по бюджету и итоговому отчету. Cтатья 13. Местные СНП на уровне уезда и выше проверяют проект общего бюджета местного уровня и отчет об исполнении общего бюджета, принимают бюджеты и отчеты об исполнении бюджетов соответствующего уровня, изменяют или отменяет неправомерные решения постоянных комитетов СНП соответствующего уровня по вопросам бюджета или итогового отчета, отменяют неправомерные решения и приказы принятые органами власти соответствующего уровня по вопросам бюджета или итогового отчета. Статья 14. Госсовет составляет проекты и итоговые отчеты государственного бюджета, докладывает в ВСНП о проектах государственного и местных бюджетов, представляет для регистрации Постоянным Комитетом ВСНП отчеты о суммарных бюджетах, поданных для регистрации органами власти провинций, автономных районов и муниципалитетов, находящихся в прямом подчинении Центральному правительству, организовывает исполнение центральных и местных бюджетов, принимает решения об использовании резервных фондов государственного бюджета, разрабатывает план внесения поправок в государственный бюджет, контролирует исполнение бюджетов отделами центрального правительства и местными органами власти, изменяет или отменяет неправомерные решения и приказы, отданные отделами Центрального правительства или местными органами власти по вопросам, касающимся бюджетов или итоговых отчетов, и докладывает в ВСНП или его Постоянный Комитет об исполнении государственного и местного бюджетов. Статья 15. Местные органы власти уровня уезда и выше составляют на соответствующем уровне проекты бюджетов и проекты итоговых отчетов, докладывают о проектах общих бюджетов соответствующего уровня в Собрание Народных Представителей соответствующего уровня, предоставляют для регистрации суммированные общие бюджеты, представленные для регистрации органами власти следующего по нисходящей уровня в постоянный комитет собрания народных представителей соответствующего уровня, организуют исполнение общего бюджета соответствующего уровня, принимают решения об использовании резервных фондов бюджета соответствующего уровня, разрабатывают план внесения поправок в бюджет соответствующего уровня, контролируют исполнение бюджета отделами соответствующего уровня и органами власти следующего по нисходящей уровня, изменяют или отменяет неправомерные решения и приказы, отданные отделами соответствующего уровня и органами власти следующего по нисходящей уровня, касающиеся бюджета или итоговых отчетов, и докладывают в СНП соответствующего уровня или в его Постоянный Комитет об исполнении общего бюджета соответствующего уровня. Статья 16. Финансовый отдел при Госсовете составляет точный проект государственного бюджета и проект итогового отчета, занимается практической организацией исполнения государственного и местных бюджетов, выдвигает предложения об использовании резервных фондов государственного бюджета, разрабатывает точный план внесения поправок в государственный бюджет, регулярно докладывает Госсовету об исполнении государственного и местного бюджетов. Статья 17. Различные отделы самостоятельно составляют проекты своих бюджетов и итоговых отчетов, организуют и контролируют исполнение своих бюджетов и регулярно докладывают в финансовые отделы органов власти соответствующего уровня об исполнении своего бюджета. Статья 18. Различные подразделения самостоятельно составляют проекты своих бюджетов и итоговых отчетов, передают, как предписано государством, свои бюджетные доходы, управляют бюджетными расходами и принимают контроль соответствующих государственных отделов.
Статья 19. Бюджет состоит из бюджетных доходов и расходов. Статья 21. Конкретные меры по разделению доходных и расходных статей между государственным и местными бюджетами, передача местными органами власти доходов в центральное правительство и возмещение доходов или выделение центральным правительством субсидий в местные органы власти должны быть оговорены Госсоветом и переданы для регистрации в Постоянный Комитет ВСНП. Статья 22. Решение об использовании доходов государственного бюджета принимается после тщательного анализа и составления четкого плана. Учреждение любого направленного на конкретные цели фонда, при том, что его учреждение действительно необходимо, должно быть одобрено Госсоветом. Статья 23. Ни один орган власти более высокого уровня не может, выходя за пределы своих полномочий, распоряжаться бюджетными средствами органа власти более низкого уровня. Ни один орган власти более низкого уровня не может использовать или перехватывать бюджетные средства, принадлежащие органам власти более высокого уровня. Статья 24. Органы власти, отделы и подразделения разных уровней должны составлять свои бюджеты в оговоренный Госсоветом срок. Статья 25. Государственный бюджет и местные бюджеты разных уровней должны составляться с учетом реального исполнения бюджета прошлого года и оценки доходов и расходов следующего года. Статья 26. Государственный бюджет и местные бюджеты разных уровней должны быть составлены согласно требованиям двойной бюджетной системы. Меры по составлению двойной бюджетной системы и правил ее исполнения должны быть сформулированы Госсоветом. Статья 27. Бюджет центрального правительства должен быть бездефицитным. Статья 28. Местные бюджеты различных уровней должны составляться по принципу не превышения расходов над доходами, сохранения баланса между доходами и расходами, и бездефицитности. Статья 29. Составление бюджетных доходов разного уровня должно соответствовать темпам роста валового национального продукта. Статья 30. При составлении бюджетных расходов различных уровней руководящим принципом является укрепление страны через экономию и тяжелый труд. Статья 31. Необходимо выделить в государственном и местных бюджетах средства, направленные на помощь в развитии экономики и культуры отдельных районов, таких как районы региональной национальной автономии, районы, ставшие колыбелью революции, удаленные и бедные районы. Статья 32. В бюджетах разных уровней 1 до 3% от суммы бюджетных расходов должно закладываться на борьбу и преодоление последствий природных бедствий и на другие непредвиденные расходы при исполнении бюджета текущего года. Статья 33. Согласно указаниям Госсовета в бюджетах различных уровней должны быть созданы бюджетные оборотные фонды. Статья 34. Сальдо прошлогоднего бюджета любого уровня может быть использовано в следующем году на расходы на расходы по проектам, оставшимся невыполненными с прошлого года, а любой излишек этого бюджета может быть использован в качестве дополнения к бюджетным оборотным фондам; дополнительный остаток может быть использован в статье бюджетных расходов следующего года. Статья 35. Госсовет должен давать своевременные указания по проектам бюджетов следующего года. Статья 36. Органы власти провинций, автономных районов и муниципалитетов, непосредственно подчиненных центральному правительству, должны, в определенный Госсоветом срок представить свои проекты общих бюджетов в Госсовет для проверки, подтверждения и суммирования. Статья 37. Финансовые отделы при Госсовете должны за месяц до ежегодной сессии ВСНП представить основное содержания проекта государственного бюджета для предварительной проверки в Комитет по финансам и экономике при ВСНП.
Статья 38. Государственный Совет в ходе сессии ВСНП докладывает Собранию о проектах государственного бюджета и местных бюджетов. Статья 39. Государственный бюджет должен быть проверен и одобрен ВСНП. Статья 40. Органы власти поселка, национального поселка или небольшого города должны незамедлительно подать бюджет, одобренный собранием народных представителей, на регистрацию в органы власти следующего по восходящей уровня. Органы власти уровня уезда и выше должны незамедлительно подать бюджет, одобренный собранием народных представителей соответствующего уровня вместе с бюджетом, поданным органами власти нижнего уровня, в органы власти следующего по восходящей уровня. Статья 41. В случае, если Госсовет или местные органы власти уровня уезда и выше считают, что бюджет, который, согласно положениям статьи 40 данного параграфа был подан для регистрации органами власти следующего по нисходящей уровня, противоречит законам или административным правилам и инструкциям, или содержит другие несоответствия, и что резолюция об одобрении бюджета должна быть отменена, то указанные органы должны представить вопрос постоянному комитету собрания народных представителей соответствующего уровня для обдумывания и принятия решения. Статья 42. После одобрения местных бюджетов различных уровней собраниями народных представителей соответствующих уровней, финансовые отделы местных органов власти должны без промедления дать официальный письменный ответ касательно их бюджетов в соответствующие местные отделы. Местные отделы различных уровней должны без промедления дать официальный письменный ответ, касаемо их бюджетов своим подчиненным подразделениям. Статья 43. Исполнение местных бюджетов разных уровней должно быть организовано местными органами власти соответствующих уровней. За конкретную работу отвечают финансовые отделы местных органов власти. Статья 44. После начала бюджетного года и до одобрения проектов местных бюджетов разного уровня собраниями народных представителей соответствующего уровня, местные органы власти соответствующего уровня могут первым делом спланировать свои расходы в соответствии с суммой бюджетных расходов предыдущего года. После одобрения соответствующих бюджетов местным собранием народных представителей одобренный бюджет должен быть исполнен. Статья 45. Отделы, отвечающие за сбор доходов в бюджет, должны, согласно положениям законов или административных правил и инструкций своевременно собрать полный объем положенных бюджетных средств. Эти отделы не могут, в нарушение положений закона или административных правил и инструкций, делать скидки или освобождать от сбора положенных бюджетных доходов или откладывать сбор этих доходов, и не могут перехватывать, задерживать или незаконно присваивать доходы бюджета. Статья 46. Отделы или подразделения, имеющие обязательства по передаче бюджетных средств должны, в соответствии с законами, административными правилами и инструкциями и положениями, разработанными финансовым отделом при Госсовете, своевременно и полностью передавать положенное количество бюджетных средств в государственное казначейство (далее в тексте – казначейство), и не могут перехватывать, задерживать, незаконно присваивать или прекращать платежи доходов бюджета. Статья 47. Финансовые отделы органов власти разных уровней должны, в соответствии с законом, административными правилами и инструкциями, и положениями, разработанными финансовым отделом при Госсовете своевременно и полностью распределять фонды бюджетных расходов и усиливать управление и контроль бюджетных расходов. Статья 48. В каждом бюджете уровня уезда и выше должно быть создано казначейство, ее также, при наличии условий, следует создавать в каждом поселке, национальном поселке или небольшом городе. Статья 49. Органы власти разных уровней должны укреплять руководство исполнением бюджета, поддерживать отделы, ведающие сбором доходов в бюджет, в том числе финансовые отделы, администрацию по сборам налогов и таможню, в сборе предусмотренных законом бюджетных доходов и поддерживать финансовые отделы в строгом управлении бюджетными расходами. Статья 50. Отделы или подразделения должны усиливать управление бюджетными доходами и расходами и не должны перехватывать или использовать бюджетные средства, предназначенные для передачи или проводить каких либо внебюджетные расходы в качестве бюджетных расходов. Статья 51. План использования резервных фондов бюджета любого уровня должен составляться финансовыми отделами при органах власти соответствующего уровня и передаваться в эти органы власти для принятия решения. Статья 52. Бюджетные оборотные фонды органов власти любого уровня управляемые финансовыми отделами при этих органах власти, должны использоваться для оборота средств и не могут быть использованы в других целях.
Статья 53. Корректировкой бюджета называется любое частичное изменение государственного бюджета, уже одобренного ВСНП, или местных бюджетов разных уровней, одобренных собраниями народных представителей соответствующих уровней, произошедшее из-за увеличения расходов или уменьшения доходов из-за особых обстоятельств в исполнении соответствующего бюджета, что приводит к превышению общими расходами общих доходов первоначально принятого сбалансированного бюджета, или к увеличению долговых обязательств, которые предстоит на себя взять по сравнению с первоначально принятым бюджетом. Статья 54. Органы власти разных уровней должны разрабатывать планы внесения поправок в бюджет. План внесения поправок в государственный бюджет должен быть представлен на проверку и утверждение в постоянный комитет ВСНП. Планы внесения поправок в бюджет местных органов власти на уровне уезда и выше должны быть представлены на проверку и утверждение в постоянные комитеты собраний народных представителей соответствующего уровня. Планы внесения поправок в бюджет поселков, национальных поселков и небольших городов должны быть представлены на проверку и утверждение в собрания народных представителей соответствующего уровня. Никакая корректировка бюджета не может быть проведена без должного одобрения. Статья 55. В случае если поправки к бюджету не одобрены, органы власти любого уровня не могут принимать какого то ни было решения, которое приведет к превышению общими расходами общих доходов первоначально принятого сбалансированного бюджета, или к увеличению долговых обязательств, которые предстоит на себя взять по сравнению с первоначально принятым бюджетом. Статья 56. Изменения бюджетных доходов и расходов, обусловленных возвращением средств или субсидиями, выделенными органами власти более высокой ступени во время исполнения бюджета, не должны считаться корректировкой бюджета. Местные органы власти уровня уезда и выше должны, по получении возвращаемых и субсидируемых средств, доложить об этом в постоянный комитет собрания народных представителей соответствующего уровня. Местные органы власти поселка, национального поселка и небольшого города должны, по получении возвращаемых и субсидируемых средств, доложить об этом в собрания народных представителей соответствующего уровня. Статья 57. Бюджетные расхода отдела или подразделения должны проводится согласно статьям бюджета. О любом необходимом переводе бюджетных средств по различным бюджетным статьям необходимо сообщить, для того, чтобы согласно положениям финансового отдела при Госсовете, получить разрешение. Статья 58. После одобрения составленного местными органами власти плана внесения поправок в бюджет, эти органы должны передать этот план для регистрации органам местной власти следующего по восходящей уровня. Статья 59. Проекты итоговых отчетов должны составляться органами власти разных уровней, различными отделами и подразделениями в конце каждого финансового года в соответствии с составленным Госсоветом расписанием. Статья 60. Составление проекта итогового отчета должно соответствовать законам и административным правилам и инструкциям, и обеспечивать точность подсчета доходов и расходов, полноту содержания и своевременность подачи данных. Статья 61. Отдел проверяет, подтверждает и суммирует проекты итоговых отчетов всех подотчетных ему подразделений и затем составляет собственный проект итогового отчета, и в течение оговоренного срока подает этот проект в финансовый отдел органов власти соответствующего уровня для проверки и подтверждения. Статья 62. Финансовый отдел Госсовета должен составить проект государственного итогового отчета и представить его в Госсовет для проверки и принятия решения, а затем Госсовет должен передать его на проверку в Постоянный комитет ВСНП для проверки и одобрения. Статья 63. После одобрения итогового отчета органов власти любого уровня, соответствующие финансовые отделы должны дать официальный письменный ответ, касающийся финансового отчета во все отделы соответствующего уровня. Статья 64. Органы местной власти любого уровня должны передать одобренный финансовый отчет местным органам власти следующего по восходящей уровня для регистрации. Статья 65. В случае если органы власти уровня уезда и выше считают итоговый отчет, который, в соответствии с положениями статьи 63 данного закона, был подан для регистрации органами власти следующего по нисходящей уровня, противоречит законам или административным правилам и инструкциям, или содержит другие несоответствия, и что резолюция об одобрении итогового отчета должны быть отменена, то Госсовет и местные органы власти уровня уезда и выше должны представить Дело Постоянному Комитету Совета Народных Представителей соответствующего уровня для рассмотрения и принятия решения. Если после рассмотрения принято решение об отмене резолюции, Постоянный Комитет Совета Народных Представителей следующего по нисходящей уровня должен поручить нижестоящим органам власти переделать итоговый отчет в соответствии с положениями данного закона и затем представить проект в Постоянный Комитет Собрания Народных Представителей соответствующего уровня для проверки и одобрения. Статья 66. ВСНП и его Постоянный Комитет осуществляют контроль государственного и местных бюджетов и итоговых отчетов. Статья 67. Собрание народных представителей любого уровня и постоянный комитет собрания народных представителей уровня уезда и выше имеет полномочия проводить расследования по важным проблемам или конкретным вопросам, касающимся бюджета и итогового отчета; органы власти, отделы или частные лица имеющие к этому отношение, должны честно сообщить о сложившейся ситуации и предоставить необходимые материалы. Статья 68. В период сессий собраний народных представителей разных уровней и постоянных комитетов собраний народных представителей уровня уезда и выше, депутаты собраний народных представителей или члены постоянных комитетов могут, согласно оговоренным законом процедурам, поднимать вопросы или посылать запросы, касающиеся бюджетов или итоговых счетов в соответствующие органы местной власти или финансовые отделы, которые должны своевременно дать ответ на вопросы или запросы. Статья 69. Органы власти любого уровня должны, не менее двух раз в год, отчитываться об исполнении бюджета перед собранием народных представителей соответствующего уровня или его постоянным комитетом. Статья 70. Органы власти любого уровня должны контролировать исполнение бюджета органами власти низших ступеней; органы власти низших ступеней должны регулярно отчитываться об исполнении бюджета перед органами власти следующего по восходящей уровня. Статья 71. Финансовый отдел органов власти любого уровня отвечает за контроль и проверку исполнения бюджета всеми отделами соответствующего уровня и подчиненных им подразделений и отчитываться об исполнении бюджета перед органами власти соответствующего уровня и финансовым отделом следующего по восходящей уровня. Статья 72. Отдел аудита органов власти любого уровня должен осуществлять аудиторский контроль исполнения бюджета и итоговых отчетов всех отделов и подразделений соответствующего уровня и органов власти низшего уровня.
Статья 73. В случае если органы власти любого уровня, без получения требуемого законом разрешения, произвольно меняют свой бюджет, что приводит к превышению общими расходами общих доходов первоначально принятого сбалансированного бюджета, или к увеличению долговых обязательств, которые предстоит на себя взять по сравнению с первоначально принятым бюджетом, то расследуется административная ответственность руководителя и лиц, несущих прямую ответственность. Статья 74. В случае произвольного использования средств казначейства, или в случае, если положенные в казну средства используются каким-либо другим образом, в нарушение законов или административных правил и инструкций, финансовые отделы органов власти дают распоряжение о возвращении или возмещении данных средств в казну, а органы власти более высокого уровня применяют административные санкции к руководителю и лицам, несущим прямую ответственность. Статья 75. В случае скрытия бюджетных доходов, или проведения внебюджетных расходов в качестве бюджетных, органы власти следующего по восходящей уровня или финансовые отделы органов власти соответствующего уровня дают распоряжение об исправлении данных нарушений, а органы власти более высокого уровня применяют административные санкции к руководителю и лицам, несущим прямую ответственность.
Статья 76. Органы власти разных уровней, все отделы и подразделения должны усиливать управление внебюджетными средствами. Меры управления внебюджетными средствами будут отдельно разработаны Госсоветом. Собрания народных представителей разных уровней должны усилить контроль над использованием внебюджетных средств. Статья 77. Управление бюджетами национальных автономных районов должно проводится согласно соответствующим положениям закона о региональной национальной автономии; при отсутствии таких положений в законе региональной национальной автономии, применяются соответствующие положения данного закона и соответствующие правила, разработанные Госсоветом. Статья 78. Госсовет, согласно данному закону, формулируют правила его исполнения. Статья 79. Данный закон вступает в силу с 1 января, 1995 года. С этого же дня Положения об управлении государственного бюджета, обнародованные Госсоветом 21 октября, 1991, становятся недействительны. |