БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :





Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Налоги в КНР / Налогообложение в КНР

Налогообложение в КНР

Содержание:
Введение
Налоговое законодательство
Законы



Введение

Китайская Народная Республика была образована на проходившей с 21 по 30 сентября 1949 г. первой пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая. 29 сентября была принята Общая программа Народного политического консультативного совета Китая, имевшая характер временной конституции. В ней, в частности, было закреплено, что “налоговая политика государства должна обеспечить нужды революционной войны, удовлетворять нужды восстановления и развития производства и национального строительства. Налоговая система упрощается, и вводится справедливое распределение налогового обложения” . Вскоре, в целях унификации государственной налоговой политики, формирования новой налоговой системы и улучшения налоговой работы, в ноябре 1949 г. в Пекине Центральным народным правительством была созвана общегосударственная конференция по вопросам налоговой работы. Конференция выработала “Основные положения о проведении общегосударственной налоговой политики”, которые были приняты Государственным административным советом КНР (ныне — Государственный совет) 27 января 1950 г.

По сути, это первые налоговые нормы нового государства, во многом изменившиеся впоследствии. Были периоды активной работы над совершенствованием правового регулирования налогообложения. В частности, были приняты Временные правила КНР от 27 апреля 1950 г. “Об организации государственных налоговых органов”, Временное постановление Министерства финансов КНР от 3 августа 1956 г. “О внесении торгово-промышленного налога предприятиями частной промышленности и торговли во время проведения социалистических преобразований” и т. д. Имели место и обратные тенденции. Так, в годы “Культурной революции” (1966—1976) не было принято ни одного нормативно-правового акта по финансовым вопросам, что неудивительно, так как в эту пору в Китае проводилась политика по ограничению “действия права под предлогом его буржуазного происхождения”. С конца 70-х, начала 80-х налоговое право Китая получило свое второе рождение: началась экономическая реформа. Изменилось отношение, как к налогам, так и к вопросам правовой регламентации. Было принято большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты налогообложения. Эта работа была продолжена и в последующие годы. Особенно плодотворной оказалась середина 90-х, когда была начата очередная налоговая реформа. Причем именно акты, принятые в этот период, составляют современную основу правового регулирования налогообложения в Китайской Народной Республике.

За полвека правовое регулирование налогообложения прошло путь от уплаты налогов натурой (ст. 10 Положения КНР от 3 июня 1958 г. “О сельскохозяйственном налоге”) до сложных юридических конструкций, связанных, например, с определением ставки антидемпинговых пошлин на основе размера демпинговой маржи. Работа по совершенствованию нормативной правовой базы идет и сегодня.

Как отмечается в докладе Главного государственного налогового управления КНР, налоговая реформа, начатая в Китае в 1994 г., направлена на совершенствование налогового законодательства, стандартизацию налоговой системы, ужесточение политики уменьшении и освобождения от уплаты налогов, создание равных условий конкуренции, урегулирование несбалансированности в развитии территорий и т. д. Работа проводится в двух основных направлениях. Первым является упорядочение налоговой политики и совершенствование налогового законодательства (совершенствование нормативной базы налогов с оборота, подоходных налогов и местных налогов). Вторым — оздоровление системы и усиление управления взимания налогов (построение системы вертикального подчинения налоговых органов, укрепление контроля за специальными счетами — марками налога на добавленную стоимость, совершенствование координации работы министерств и ведомств по вопросам возврата внешнеторговых налогов, укрепление управления взимания подоходного налога с физических лиц, усиление борьбы против уклонения от уплаты налогов, организация работы по выполнению годовых планов и проведение в жизнь новых налогов). Среди других задач можно отметить стандартизацию налоговой документации, расширение применения электронных средств, усиление контроля за соблюдением сроков, построение системы доведения до населения налоговых актов всех уровней, идентификация налогоплательщиков, повышение профессионального уровня сотрудников налоговых органов, разработка эффективного механизма сельского налогообложения и т. д. Ориентировочно налоговая реформа в Китае должна быть завершена к 2010 г.

Налоговое законодательство

В одном из китайских юридических словарей дано следующее определение понятия: налоговое законодательство — это общее обозначение правовых норм, определяющих права и обязанности, возникающие между государством и налогоплательщиком по вопросам взимания и уплаты сумм налогов; оно является правовой основой взаимоотношений государства с налогоплательщиком.

Налоговое законодательство Китая составляют правовые акты различного уровня, содержащие налоговые нормы. В их роли выступают формально закрепленные государственными органами представительной или исполнительной власти положения, регулирующие отношения, возникающие в налоговой сфере. Систему налогового законодательства Китая составляют законы, решения, временные правила и правила (положения), инструкции, уведомления, а также специальные акты под названием “методы”, в том числе временные. При этом, принимая во внимание специфику китайского языка, в котором, к примеру, один и тот же иероглиф обозначает и налог, и пошлину, и даже сбор, возможны случаи, когда отдельные нормативные правовые акты в переводах называются по-разному. То же справедливо и в отношении общих понятий, например понятия “правовое регулирование” или “налогообложение”.


Законы

Базовым источником правового регулирования налогообложения Китая является конституция. Начиная с первой конституции — Конституции КНР от 20 сентября 1954 г, налоговые нормы являются обязательным элементом основного закона государства. Например, в ст. 102 названной конституции была включена общепринятая норма о том, что граждане Китайской Народной Республики обязаны в соответствии с законом платить налоги. Присутствует подобная норма и в ст.56 ныне действующей Конституции КНР от 4 декабря 1982 г (с изменениями. от 12 апреля 1988 года и 29 марта 1993 года), чем раскрывается два важнейших юридических положения налогового права Китая: всеобщность налогообложения и законность установления налогов.

В этом основном нормативном правовом акте Китая, выступающем базой для развития не только налогового, но и других отраслей права, содержится еще несколько статей, так или иначе связанных с налоговым правом и прежде всего указывающих на органы, уполномоченные принимать законы в том числе и налоговые.
В частности:
в ст. 62 закреплено, что Всекитайское собрание народных представителей принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вносит в них изменения;
согласно ст. 67 Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей в период между сессиями Всекитайского собрания народных представителей вносит частичные дополнения и изменения в законы, принятые Всекитайским собранием народных представителей;
Государственный совет КНР издает установления по исполнению налоговых законов, нормативные акты временного применения (ст. 89).

Следующий уровень в системе источников налогового законодательства Китая составляют собственно налоговые законы. С учетом изложенного выше их можно определить как обладающие наибольшей юридической силой нормативные правовые акты, принятые в специальном порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующие наиболее важные и принципиальные общественные отношения в налоговой сфере.

Ведущее место в системе таких нормативных правовых актов занимает Закон КНР от 4 сентября 1992 года (с изм. от 28 февраля 1995 г.) “Об управлении взиманием налогов”. Этот закон состоит из шестидесяти двух статей, распределенных по шести главам: гл. 1 “Общие положения”; гл. 2 “Управление налоговыми делами” (разд. 1 “Регистрация в налоговых органах”, разд. 2 “Ведение документации и бухгалтерских книг”, разд. 3 “Отчет об уплате налогов”); гл. 3 “Сбор налоговых сумм”; гл. 4 “Проверка налоговых органов”; гл. 5 “Юридическая ответственность”; гл. 6 “Заключительные положения”. Как видно из названия глав и разделов данного закона, он определяет базовые положения системы налогообложения в Китае. Одно из таких положений закреплено в ст. 59, в которой говорится, что Китай заключает с иностранными государствами договоры о налогообложении и положения таких соглашений имеют приоритет в отношении данного закона.

Тем самым называется еще один вид источников (формальной основы, на которую оно опирается) налогового права Китая: отношения в сфере налогообложения Китая, в противоположность Макао и Тайваню, регламентируются не только национальным законодательством, но и нормами международного права. Та же ситуация и в Гонконге, который, правда, имеет одно соглашение с Соединенными Штатами, касающееся вопросов налогообложения доходов при морских отгрузках.

Основной формой этой составной части налогового законодательства Китая выступают международные договоры. Как правило, они относятся к взаимоотношениям государств по поводу прямых налогов. В настоящее время Китай имеет более двадцати соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе с Австралией, Кувейтом, Норвегией, Румынией и другими государствами.

В качестве примера можно рассмотреть Соглашение между Правительством РФ и Государственным советом КНР “Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы” (Пекин, 27 мая 1994 г.). Это соглашение применяется к лицам с постоянным местопребыванием в Китае или России и распространяется на налоги с доходов, каковыми считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого и недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества.

Двойное налогообложение устраняется следующим образом. Если лицо с постоянным местопребыванием в России получает доход из Китая, сумма налога на этот доход, уплачиваемая в Китае, может быть вычтена из российского налога, взимаемого с такого лица. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму российского налога на этот доход, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Аналогичная методика применяется и в случае, если лицо с постоянным местопребыванием в Китае получает доход из России. Однако, если доходы, полученные из России, являются дивидендами, выплачиваемыми компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в России, компании, которая является лицом с постоянным местопребыванием в Китае и которая владеет не менее 10% акций в компании, выплачивающей дивиденды, при зачете будет учитываться налог, уплаченный в России компанией, выплачивающей дивиденды, в отношении ее прибыли.

Следующая относительно малочисленная группа источников налогового права Китая — это законы о конкретных налогах. Всего в системе налогового законодательства Китая в настоящее время действует несколько таких нормативных правовых актов, в том числе Закон КНР от 1 июля 1991 г. “О подоходном налоге с предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий”.

По своей структуре такие специальные налоговые законы схожи между собой в части того, что они не имеют подразделения на главы или разделы, а также преамбул. Особенностью названного выше закона является то обстоятельство, что в нем содержится несколько статей, посвященных налоговым деликтам (ст. 22—26).

В частности, в ст. 25 закреплено, что при уклонении от уплаты налога посредством сокрытия или обмана либо при нарушении, несмотря на указание налоговых органов, сроков уплаты налоговых сумм при отягчающих обстоятельствах представители и непосредственно ответственные сотрудники привлекаются к уголовной ответственности, в соответствии с положениями ст. 121 Уголовного кодекса КНР. Аналогичный прием использован в ст. 50 Закона КНР "Об управлении взиманием налогов".

Следует отметить, что такой прием имеет, по крайней мере, один существенный недостаток: положение налогового закона не соответствует нормам других законов в случае внесения в них изменений. Так, в названной статье рассматриваемого закона речь идет о кодексе, принятом 1 июля 1979 г. Однако в настоящее время действует новая редакция этого кодекса от 14 марта 1997 года, и в ней ст. 121 посвящена совсем другим вопросам!

Одновременно этот пример показывает еще один источник законодательства Китая, в котором содержатся нормы, связанные с вопросами налогообложения, — кодексы.

Если согласиться с мнением Шао Ванчена о том, что таможенная пошлина является косвенным налогом8, то помимо уголовного, в контексте рассматриваемого вопроса можно назвать и Таможенный кодекс КНР от 26 января 1987 г. В нем интерес представляет прежде всего гл. 5 “Таможенные пошлины”, в которой закреплены основополагающие правила таможенного обложения, в том числе указаны лица, обязанные платить таможенную пошлину, сроки платежа, база для исчисления, льготы и т. п.

Эти примеры показывают, что правовые нормы, так или иначе регулирующие налоговые правоотношения, могут содержаться не только в общих и специальных налоговых законах, но и в законах неналогового характера. Причем положения налогового и таможенного законодательства Китая в части налогов, пошлин и сборов довольно тесно переплетены. Правда, некоторое исключение составляют вопросы административной ответственности.

 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited