|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Налоги в КНР / Закон КНР об управлении сбором налогов
Закон КНР об управлении сбором налоговПринят на 27-ой сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 7-го созыва, 4 сентября, 1992г. Содержание: Статья 1. Данный закон разработан для того, чтобы улучшить управление сбором налогов, обезопасить доходные статьи государства и защитить законные интересы налогоплательщиков. Статья 2. Данный закон применим к управлению сборами всех типов налогов, собираемых налоговыми органами согласно закону. Статья 3. Начало и окончание сбора и снижения налогов, налоговых освобождений и послаблений и уплаты просроченных налогов должно проводится в соответствии с положениями закона; в случаях, когда закон дает Госсовету полномочия формулировать положения, должны исполняться положения административных правил, составленных Госсоветом. Статья 4. Под налогоплательщиками понимаются организации и частные лица, которые, согласно законам и административным правилам, обязаны платить налоги. Статья 5. За проводимую в общенациональном масштабе работу по управлению взиманием налогов отвечают налоговые органы, работающие под эгидой Госсовета. Статья 6. Чиновники налоговых органов должны строго воплощать законы в жизнь и ревностно выполнять свои обязанности; они не должны требовать дачи взяток или принимать их, искажать закон в пользу своих родственников или друзей, пренебрегать своими обязанностями, не собирать налоги или собирать неадекватные налоги с налогооблагаемых статей; и они не должны злоупотреблять своими полномочиями для сбора непомерной суммы налога, или намеренного затруднения положения налогоплательщиков и работы сборщиков налогов. Статья 7. Любая организация или частное лицо имеет право сообщать о деятельности, ведущейся в нарушение закона и административных правил. Налоговые органы сохраняют в тайне имена информаторов и, согласно положениям, выплачивают им награды. Статья 8. Под налоговыми органами, о которых говорится в данном законе, подразумеваются налоговые бюро, их филиалы и офисы разных уровней.
Раздел 1. Регистрация налогообложения Статья 9. В течение 30 дней после получения лицензии на проведение деятельности, предприятия, дочерние компании, производственные и рабочие участки, учрежденные предприятиями, расположенными в другой местности, индивидуальные предприниматели и учреждения, занятые производственной и другой деятельностью, (далее в тексте объединяемые под названием налогоплательщиков, занятых производственной и другой деятельностью) после представления соответствующих документов должны обратится в налоговые органы за регистрацией налогообложения. После проверки налоговые органы выдают сертификат о регистрации налогов. Статья 10. В случае каких либо изменений в налоговой регистрации, в течение 30 дней после того как административные органы, ведающие промышленностью и коммерцией проведут изменения в регистрации или до обращения в административные органы, ведающие промышленностью и коммерцией, за аннулированием регистрации, налогоплательщики, занятые производственной и иной деятельностью должны, после представления соответствующих документов, обратиться в налоговые органы за изменением или аннулированием регистрации. Статья 11. Налогоплательщики, в соответствии с распоряжениями налоговых органов, работающих под эгидой Госсовета, должны использовать свои сертификаты о регистрации налогов. Такие сертификаты не могут быть одолжены кому-либо, испорчены, они не могут подделываться или являться предметом торговой сделки. Раздел 2. Ведение бухгалтерских книг и бухгалтерской документации Статья 12. В соответствии с постановлениями государственных финансовых и налоговых органов, работающими под эгидой Госсовета, налогоплательщики, занятые производственной и другой деятельностью и сборщики налогов должны хранить и проверять счета на основе имеющих законную силу документов. Если очевидно, что индивидуальный предприниматель не может завести бухгалтерскую книгу, то с разрешения налоговых органов он не ведет такую книгу. Статья 13. Система или способы финансовой отчетности налогоплательщика, занятого производственной и другой деятельностью должны быть представлена для регистрации в налоговые органы. Статья 14. Бланки счетов, в которых не проставлена сумма НДС, отпечатываются предприятиями, назначенными полномочными налоговыми органами, работающими под эгидой Госсовета; другие счета, в соответствии с распоряжениями полномочных налоговых органов, работающих под эгидой Госсовета, должны быть отпечатаны предприятиями, назначенными государственным налоговым бюро и местным налоговым бюро уровня провинции, автономного района или муниципалитета, находящегося в прямом подчинении центральному правительству. Статья 15. Налогоплательщики, занятые производственной и другой деятельностью, и сборщики налогов должны, в течение определенного периода, установленного полномочными финансовыми и налоговыми органами, работающими под эгидой Госсовета, сохранять бухгалтерские книги, бухгалтерские документы, сертификаты об уплате налогов и другие связанные с этим материалы. Раздел 3. Налоговая декларация Статья 16. Налогоплательщик должен в течение периода подачи деклараций, определенного положениями законов и административных правил или определенного налоговыми органами в соответствии с положениями законов и административных правил, подать свою форму налоговой декларации, финансовую и бухгалтерскую отчетность и другие документы, касающиеся уплаты налогов, которые определили для данного налогоплательщика налоговые органы. Статья 17. Если налогоплательщик или сборщик налогов не может завершить процедуру по налоговой декларации или, соответственно представить отчеты об удерживании, сборе и уплате налогов в установленный срок, то с разрешения налоговых органов, подача декларации может быть отложена. Статья 18. Когда налоговые органы собирают налоги в соответствии с законами и административными правилами, они не должны нарушать положения законов и административных правил, начиная, прекращая, увеличивая или уменьшая сбор налогов. Статья 19. Сборщики налогов должны выполнять свои обязательства по удерживанию и сбору налогов в соответствии с положениями законов и правил. Налоговые органы не должны требовать от какой-либо организации или частного лица, которые, согласно законам, не обязаны заниматься удерживанием и сбором налогов, выполнять какие либо обязанности по удерживанию и сбору налогов. Статья 20. Налогоплательщики и сборщики налогов должны, в течение периода, определенного положениями законов и административных правил или периода, определенного налоговыми органами в соответствии с положениями законов и административных правил, уплачивать или передавать налоги. Если у налогоплательщика возникают определенные проблемы, и он не может уплатить налог в положенное время, то с разрешения налогового бюро или вспомогательного бюро уровня выше уезда, он может отложить уплату налогов, однако период отсрочки не может превышать трех месяцев. Статья 21. Налогоплательщик может, в соответствии с положениями законов и административных правил направить в налоговые органы письменное заявление с просьбой о снижении налогов или освобождении от налогов. Статья 22. Налоговые органы при сборе налогов и сборщики налогов при удерживании и сборе налогов выдают сертификат об уплате налогов. Статья 23. Налоговые власти имеют право проверить и определить сумму, подлежащую налогообложению, в одном из следующих случаев; Статья 25. В отношении организации или частного лица, занимающегося деятельностью без получения лицензии на ведение деятельности, в дополнении к наказанию, назначаемому административными органами, ведающими промышленностью и коммерцией, налоговые органы должны определить подлежащую налогообложению сумму, и отдать распоряжение о выплате этой суммы; в случае отказа от уплаты налоговые органы могут арестовать товары неплательщика в количестве, эквивалентном сумме невыплаченных налогов. В случае, если подлежащая оплате сумма налога выплачивается после ареста товаров, налоговые органы немедленно освобождают арестованные товары и возвращают их владельцу; в случае, если неплательщик упорствует в своем нежелании платить подлежащий уплате налог, задержанные товары, с разрешения директора налогового бюро уровня выше уезда могут быть выставлены на аукцион и собранный доход может быть использован для уплаты подлежащего уплате налога. Статья 26. Если налоговые органы на основе имеющихся у них доказательств приходят к выводу, что налогоплательщик, занятый производственной и другой деятельностью совершил некие действия с целью избежать выполнения своих обязанностей по уплате налогов, они могут по истечении установленного периода времени, приказать такому налогоплательщику внести в установленный срок подлежащий уплате налог; если, в течение установленного срока появляются очевидные признаки того, что налогоплательщик скрывается, прячет подлежащие налогообложению товары и другое имущество или подлежащий налогообложению доход, то налоговые органы могут приказать налогоплательщику предоставить гарантию уплаты налогов. Если налогоплательщик не может предоставить гарантии уплаты налогов, налоговые органы, с одобрения директора налогового бюро уровня выше уезда могут предпринять следующие меры с целью гарантирования выплаты налога; Статья 27. В случае, если налогоплательщик, занятый производственной и иной деятельностью, или сборщик налогов не оплатил или не передал подлежащий оплате налог в положенное время, и в случае если гарант уплаты не выплатил в положенное время подлежащий уплате налог, на который он давал гарантию, то налоговые власти приказывают им выплатить налог в срок; если по истечении назначенного срока оплаты не производится, то налоговые органы, с разрешения директора налогового бюро уровня выше уезда могут принять следующие принудительные меры; Статья 28. Если налогоплательщику, у которого не погашена подлежащая выплате сумма налога, необходимо выехать из страны, то он должен урегулировать вопрос о выплате оставшейся суммы налога с налоговыми органами или предоставить гарантии. Если сумма, подлежащая выплате в качестве налога, не уплачена и никаких гарантий не предоставлено, то налоговые органы могут сообщить об этом органам пограничного контроля с тем, чтобы предотвратить выезд налогоплательщика из страны. Статья 29. При аресте товаров или другого имущества налоговые органы должны выдать квитанцию; при опечатывании товаров или другого имущества должен быть выдан список. Статья 30. Если налогоплательщик уплатил в качестве налога больше чем положено, то налоговые власти, обнаружив это, должны немедленно вернуть излишек; если налогоплательщик обнаружил это в течение трех лет после уплаты, то он может потребовать от налоговых органов возврата излишков и налоговые органы, после проверки, немедленно возвращают излишек выплаченного налога. Статья 31. Если по вине налоговых органов налогоплательщики и сборщики налогов не уплатили налог, или внесли недостаточную сумму налога, то налоговые органы в течение 3 лет могут потребовать от налогоплательщиков и сборщиков налогов уплатить налоги, при этом пеня за просрочку платежа не налагается. Статья 32. Налоговые органы имеют право проводить следующие налоговые инспекции. Статья 33. Все налогоплательщики и агенты по сбору должны принимать инспекторские проверки, проводимые налоговыми органами, представлять им реальную картину сложившейся ситуации, предлагать относящуюся к делу информацию. Не допускается отказ от предоставления информации или скрытие информации. Статья 34. При проведении налоговыми органами предусмотренной законом налоговой инспекции, соответствующие отделы и организации должны оказывать помощь и поддержку, представлять им реальную картину ситуации, сложившейся в области уплаты или удержания налогов и сборов со стороны налогоплательщика, сборщика налогов или других имеющих к этому отношению сторон, и также предоставлять соответствующую информацию и данные. Статья 35. При расследовании дел, связанных с нарушениями закона в налоговой сфере, налоговые органы могут вести аудио и видео записи и фотографировать и снимать копии с любого документа, относящегося к данному делу. Статья 36. В ходе проведения налоговой инспекции, сотрудники, действующие по поручению налоговых органов должны предъявить мандаты, разрешающие им проводить налоговую инспекцию, и сохранять тайну сторон, в отношении которых проводится инспекция.
Статья 37. Если налогоплательщик совершил один из перечисленных ниже проступков, налоговые органы дают ему определенный срок для того, чтобы исправить положение: если по истечении данного срока он не исправляется, то на него налагается штраф в сумме не меньше 2000 юаней. Если незаконное действие носит серьезный характер, то может быть наложен штраф в размере от 2000 до 10000 юаней. К таким нарушениям относятся; Статья 39. В случае, если налогоплательщик не предоставляет налоговую декларацию в положенный срок или если сборщик налогов не предоставляет в налоговые органы отчет об удержании и сборе налогов в положенный срок, то налоговые органы дают ему определенный срок на то, чтобы исправиться и налагают штраф в сумме 200 юаней; если по истечении данного срока исправлений не вносится, то может быть наложен штраф в сумме 2000-10000 юаней. Статья 40. В случае если налогоплательщик прибегает к таким методам, как подделка, скрытие, и/или без разрешения уничтожает бухгалтерские книги и бухгалтерскую документацию, добавляет несуществующие статьи расходов или не делает в бухгалтерских книгах записей о доходах, полностью или частично, либо подает неверную налоговую декларацию с целью полностью или частично избежать уплаты налогов, то это называется уклонением от уплаты налогов. В случае если укрываемая сумма налогов составляет более 10% суммы подлежащей налогообложению и превышает 10 000 юаней, или в случае, если уклонение от налогов имело место после наложения налоговыми органами двух административных наказаний за уклонение от уплаты налогов, то, помимо взимания укрытой от налогов суммы, налоговые органы должны определить наказание в соответствии с положениями статьи 1 “Дополнительных положений о Наказании за преступное укрывательство налогов и сопротивление сбору налогов”. Статья 41. В случае если налогоплательщик, имеющий просроченные налоговые платежи, принимает меры к тому, чтобы скрыть имущество, в результате чего налоговые органы не могут собрать налог в сумме, превышающей 10000 юаней, то налоговые в дополнение к сбору невыплаченных налогов назначают наказание согласно статье 2 “Дополнительных положений о Наказании за преступное укрывательство налогов и сопротивление сбору налогов”. В случае если сумма составила менее 10 000 юаней, то налоговые органы собирают просроченные налоги и налагают штраф, превышающий сумму просроченных налогов менее чем в 5 раз. Статья 42. В случае, если предприятие или учреждение совершило противозаконные действия, в которых имеется состав преступления и о которых говорится в статьях 40 и 41, то наказание определяется согласно статье 3 “Дополнительных положений о Наказании за преступное укрывательство налогов и сопротивление сбору налогов”. В случае если в данных действиях нет состава преступления, налоговые органы собирают невыплаченные или недоплаченные налоги и налагают штраф, превышающий сумму невыплаченных или недоплаченных налогов менее чем в 5 раз. Статья 43. В случае если налогоплательщик, с целью уклонения или уменьшения налогов предлагает взятки налоговым чиновникам, то наказание определяется согласно статье 4 “Дополнительных положений о Наказании за преступное укрывательство налогов и сопротивление сбору налогов”. Статья 44. В случае, если предприятие или учреждение совершают мошенничество, подавая фальшивые экспортные декларации о производимых ими товарах, или обманным путем получают деньги из государственного фонда по налоговых скидок на экспорт, и сумма составляет более 10000 юаней, то налоговые органы собирают полученную обманным путем сумму налоговых скидок и определяют наказание согласно параграфу 1 статьи 5 “Дополнительных положений о Наказании за преступное укрывательство налогов и сопротивление сбору налогов”. В случае если полученная обманным путем сумма налоговых скидок составила менее 10 000 юаней, то налоговые органы собирают полученную обманным путем сумму налоговых скидок и налагают штраф, превышающий эту сумму менее чем в 5 раз. Статья 45. Сопротивление сбору налогов означает отказ от уплаты налогов сопровождаемый применением насилия и угроз. В дополнение к сбору налогов, от выплаты которых отказался налогоплательщик, налоговые органы определяют наказание согласно параграфу 1 статьи 6 “Дополнительных положений о Наказании за преступное укрывательство налогов и сопротивление сбору налогов”. Если сопротивления было незначительным и в нем не было состава преступления, то налоговые органы собирают сумму налогов, от выплаты которой отказался налогоплательщик, и налагают штраф, превышающий эту сумму менее чем в 5 раз. Статья 46. В случае, если налогоплательщик, занятый производственной и иной деятельностью, или сборщик налогов не оплатил или не передал подлежащий оплате налог, или уплатил меньше чем положено, налоговые органы назначают ему время для уплаты налогов; если по истечении назначенного срока оплаты не производится, то налоговые органы, в целях сбора налогов либо остатка налогов, помимо применения мер принуждения, перечисленных в статье 27, могут наложить на неплательщика штраф, в сумме превышающий сумму невыплаченных налогов менее чем в 5 раз, либо к сумме штрафа приплюсовывается остаток невыплаченной суммы. Статья 47. В случае, если сборщик налогов не удержал и не собрал налог, подлежащий удержанию и сбору, то такой сборщик налогов должен сам уплатить сумму налога, за исключением случаев, когда сборщик налогов своевременно сообщил в налоговые органы об отказе соответствующих налогоплательщиков от удержания и сбора налогов. Статья 48. В случае незаконного отпечатывания бланков счетов в нарушение положений статьи 14 данного закона, налоговые органы уничтожают незаконно отпечатанные бланки счетов, конфискуют незаконно полученный доход и налагают штраф. Статья 49. Вопрос об административных наказаниях, предусмотренных в данном законе, решается налоговым бюро или его филиалом на уровне выше уезда. Вопрос о штрафе в размере менее 1000 юаней, налагаемом на индивидуального предпринимателя или предприятие или лицо, занятое деловыми операциями в отсутствии лицензии, решает налоговый отдел. Статья 50. В отношении лиц, препятствующих налоговым чиновникам в выполнении их должностных обязанностей путем применение насилия и угроз, проводится уголовное расследование, и они несут наказание в соответствии со статьей 157 уголовного кодекса: Статья 51. Доход, конфискованный народными судами и налоговыми органами, идет в государственную казну. Статья 52. В случае если налоговый чиновник вступает в сговор с налогоплательщиком и/или сборщиком налогов, подстрекает или оказывает помощь налогоплательщику и/или сборщику налогов в совершении нарушений, предусмотренных статьями 40, 41, 42 и 44 данного закона, то наказание будет определяться согласно положениям о групповом нарушении; если совершенные действия не содержат в себе состава преступления, на нарушителей налагаются дисциплинарные санкции. Статья 53. Против налогового чиновника, совершившего преступление в виде злоупотребления своим служебным положением в форму получения или вымогательства денег или собственности, возбуждается дело по статье о взятках; если в его действиях нет состава преступления, то в отношении такого чиновника применяются дисциплинарные санкции. Статья 54. Против налогового офицера, халатно относящегося к своим обязанностям, не собирающего или недобирающего налоги, причиняя, таким образом, крупный ущерб государству, возбуждается дело по статье 187 Уголовного кодекса; Статья 55. В случае, если кто-либо нарушит положения законов и административных правил приняв неправомочное решение начать, прекратить взимание налога, уменьшит налог, освободить от налога, сделать налоговую скидку или забрать назад налог, то такое решение, согласно положениям данного закона, будет аннулировано; того, подлежащий оплате но не выплаченный налог будет собран, а незаконно собранный налог будет возвращен. Административная ответственность лиц прямо причастных к нарушению расследуется их прямыми начальниками. Статья 56. При возникновении разногласий между налогоплательщиком, сборщиком налогов или гарантом уплаты налогов с одной стороны и налоговыми органами с другой относительно уплаты налогов, то согласно положениям законов и административных правил, вначале налоги и задолженность по ним должны быть уплачены и переданы; затем, в течение 60 дней после получения сертификата об уплате налогов, выданного налоговыми органами, можно обращаться за пересмотром в руководящие органы, которым прямо подчинены налоговые органы, с которыми возникло разногласие. Эти руководящие органы должны принять решение в течение 60 дней после получения заявления на пересмотр. Если результаты решения о пересмотре неприемлемы для заявителей, то, в течение 15 дней после получения решения о пересмотре, они могут обратиться с иском в народный суд.
Статья 57. Налогоплательщики и сборщики налогов могут перепоручать дела, связанные с налогами, налоговым агентам. Статья 58. Управление сбором сельскохозяйственных налогов, животноводческих налогов, налога на эксплуатацию пахотных земель и налогов на договор осуществляется согласно соответствующим положениям закона. Статья 59. В случае расхождений положений данного закона с положениями договоров и соглашений, между Китайской Народной Республикой и иностранными государствами, следует руководствоваться положениями данных договоров и соглашений. Статья 60. В случае расхождений положений данного договора и положениями ранее обнародованных налоговых законов, следует руководствоваться положениями данного закона. Статья 61. Процедура введения данного закона в силу будет разработана Госсоветом. Статья 62. Данный закон вступает в силу с 1- го января, 1993 года. Одновременно теряют силу Промежуточные положения об управлении сбором налогов, обнародованные Госсоветом КНР 21 апреля, 1986 года. |