|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Страхование в КНР / Закон КНР о социальном страховании
Закон КНР о социальном страхованииПринят на 17ой сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания народных представителей 28 октября 2010 Содержание Статья 1. Данный закон разработан в соответствии с Конституцией с целью регулирования вопросов социального страхования, защиты законных прав и интересов граждан на участие в социальном страховании и получения ими выплат по социальному страхованию, стимулирования граждан к пользованию плодами развития общества и достижения социальной гармонии и стабильности. Статья 2. Государство создает системы социального страхования, такие, как базовое пенсионное страхование, базовое медицинское страхование, страхование производственного травматизма, страхование по безработицы и страхование материнства с тем, чтобы защитить право граждан на получение материальной помощи от государства и общества, как это предусмотрено законом на случай старости, болезни, производственной травмы или рождения ребенка Статья 3. Система социального страхования придерживается принципов широкого охвата, базовой защиты, многоуровневости и устойчивого развития, при этом уровень социального страхования должен соответствовать уровню экономического и социального развития. Статья 4. Предприятия -наниматели и физические лица, находящиеся на территории Китайской Народной Республики, должны платить предусматриваемые законом взносы социального страхования, и имеют право делать запросы относительно платежных ведомостей и персональных процентных ставок, а также требовать от агентств социального страхования предоставления соответствующих услуг, таких, как консультации по социальному страхованию. Статья 5. Народные правительства уровня выше уезда должны включать мероприятия по социальному страхованию в национальные планы экономико-социального развития. Статья 6. Государство строго регулирует фонды социального страхования. Статья 7. За работу по управлению социальным страхованием в общенациональном масштабе отвечают отделы управления социальным страхованием при Госсовете. Другие соответствующие отделы при Госсовете отвечают за соответствующую работу в области социального страхования в пределах своей компетенции. Статья 8. Агентства социального страхования предоставляют услуги социального страхования и отвечают за такую работу, как регистрация социального страхования, записи по персональным ставкам и выплаты по социальному страхованию. Статья 9.Профсоюзы, как это предусмотрено законом, защищают законные интересы рабочих и имеют право участвовать в изучении основных вопросов социального страхования, присоединятся к комиссиям по контролю социального страхования и контролировать вопросы, относящиеся к интересам работников в области социального страхования.
Статья 10. Работники должны участвовать в базовом пенсионном обеспечении и взносы по пенсионному страхованию выплачиваются совместно предприятиями-нанимателями и работниками. Статья 11. Базовое пенсионное страхование включает как социальную координацию, так и личные счета. Статья 12. Предприятие-наниматель платит взносы по базовому пенсионному страхованию, которые должны быть включены и зарегистрированы в координационном фонде базового пенсионного страхования в соответствии с коэффициентом общей заработной платы работника организации, как это установлено государством. Статья 13. Взносы по базовому пенсионному страхованию, которые считались внесенными в течение периода выплат, до того как работники государственных предприятий и учреждений стали участвовать в базовом пенсионном страховании, должны вносится правительством. Статья 14. Сумма, находящаяся на личном счету не может быть снята заранее. Процентная ставка на сумму, находящуюся на счете не может быть ниже банковской процентной ставки для временных депозитов. Процентная ставка освобождена от налогов. После смерти частного лица баланс на личном счету может быть передан по наследству. Статья 15. Базовая пенсия составляется из координированной пенсии и пенсии на личном счете. Статья 16. Лицо, участвующее в базовом пенсионном страховании, может получать базовую пенсию ежемесячно в случае, если суммарный период выплаты им взносов на момент достижения им установленного законом пенсионного возраста достигает 15 лет. Статья 17. В случае смерти лица, участвовавшего в базовом пенсионном обеспечения в результате болезни или иным причинам, не связанным с работой, члены семьи покойного могут получить пособие на похороны и выплату в связи со смертью близкого. Лицо, полностью утратившее трудоспособность в связи с болезнью или инвалидности не связанными с работой до достижения установленного пенсионного возраста может получить субсидии по болезни и инвалидности. Требуемая сумма выплачивается из фонда базового пенсионного страхования. Статья 18. Государство устанавливает нормативный механизм регулирования базовых пенсий, который своевременно увеличивает выплаты по базовому пенсионному страхованию исходя из роста средней заработной платы работников и роста цен. Статья 19. Отношение страхования базовой пенсии частного лица передаются со сменой его/ее занятости из одного региона в другой, но период выплаты взносов должен суммироваться. При достижения лицом установленного законом пенсионного возраста, его базовая пенсия будет подсчитываться по частям, но выплачиваться вместе. Конкретные меры должны быть разработаны Госсоветом. Статья 20. Государство создает и совершенствует новую систему социального пенсионного страхования для сельской местности. Статья 21. Выплаты по новому социальному и пенсионному страхованию для сельской местности состоят из базовых пенсий и пенсий из личных счетов. Статья 22. Государство создает и совершенствует систему социального пенсионного страхования для жителей городов.
Статья 23. Работники участвуют в базовом медицинском страховании для работников. Предприятия-наниматели и работники совместно выплачивают взносы по базовому медицинскому страхованию согласно существующим государственным положениям. Статья 24. Государство создает и совершенствует новую медицинскую систему для сельских кооперативов. Статья 25. Государство создает и совершенствует систему базового медицинского страхования для жителей городов. Статья 26. Нормы выплат по базовому медицинскому страхованию для работников, по медицинскому страхованию для сельских кооперативов и и базовому медицинскому страхованию для работников городов будут вводиться согласно существующим государственным положениям. Статья 27. Если суммарный период выплаты взносов достигает установленного государством периода в то время, когда лицо, участвующее в базовом медицинском страховании для работников достигает установленного законом пенсионного возраста, то он/она более не платит взносов по базовому медицинскому страхованию после выхода на пенсию и может получать положенное по базовому медицинскому страхованию согласно существующим государственным положениям. В случае если суммарный период выплаты взносов не достиг установленного государством периода, то он/она может продолжать платить взносы до достижения установленного государством периода. Статья 28. Медицинские расходы согласно каталогу лекарств, статьи лечения, и стандартные медицинские услуги и обеспечение для базового медицинского страхования и медицинские расходы по неотложным медицинским услугам должны оплачиваться из фонда базового медицинского страхования в соответствии с действующими государственными положениями. Статья 29. Доля медицинских расходов стороны, участвующей в страховании, которая должна быть выплачена из фонда базового медицинского страхования, должна прямо обговариваться между агентством социального страхования и медицинским учреждением или предприятием, поставляющим лекарства. Статья 30. В базовый фонд медицинского страхования не входят следующие медицинские расходы: Статья 31. Агентство социального страхования может подписать соглашение об обслуживании с медицинским учреждением или предприятием, поставляющим лекарства в зависимости от потребности в услугах управления с тем, чтобы регулировать медицинские услуги и медицинскую практику. Статья 32. Базовая медицинская страховка частного лица при перемещении данного лица в другой регион должна передаваться, при этом период выплаты взносов должен учитываться.
Статья 33. Работники должны участвовать в страховании производственного травматизма, при этом взносы должны платить предприятия-наниматели. Работники не должны выплачивать взносы по страхованию производственного травматизма. Статья 34. Государство определяет различные ставки взносов для различных отраслей, в зависимости от уровня риска получения производственной травмы в различных отраслях, и определяет шкалу тарифных ставок в пределах каждой отрасли в зависимости от использования фонда страхования производственного травматизма и коэффициента производственного травматизма. Различные ставки взносов для различных отраслей и шкала тарифных ставок внутри каждой отрасли должны определяться отделами управления социальным страхованием при Госсовете и передаваться в Госсовет на утверждение, прежде чем их опубликуют и введут в действие. Статья 35. Предприятие-наниматель должно выплачивать взносы по страхованию производственного травматизма в зависимости от общей зарплаты работника предприятия и ставки страхового взноса, определенного агентством социального страхования. Статья 36. Работник, получивший травму в результате несчастного случая на производстве или страдающий профессиональным заболеванием, и определенный в качестве работника, получившего производственную травму, получает выплаты по страхованию производственного травматизма. Если, после оценки пригодности к работе установлено, что работник потерял трудоспособность, то он получает пособие по нетрудоспособности. Статья 37. Работник, погибший или получивший производственную травму в результате одного из следующих обстоятельств не считается пострадавшим от производственного травматизма: Статья 38. В соответствии с установленными государством положениями, из фонда страхования производственного травматизма производятся следующие выплаты: Статья 39. В соответствии с установленными государством положениями, организации-наниматели производят следующие выплата в случае производственного травматизма: Статья 40. Работник, пострадавший от производственной травмы и отвечающий условиям для получения базовой пенсии перестает получать субсидию по нетрудоспособности и начинает получать выплаты по базовому пенсионному страхованию. В случае если выплату по базовому пенсионному страхованию меньше субсидии по нетрудоспособности, разница выплачивается из фонда страхования производственного травматизма. Статья 41. В случае, если предприятие-наниматель, в котором трудится работник, не платит предусматриваемые законом взносы по страхованию производственного травматизма, и на производстве происходит несчастный случай, повлекший за собой травму, то выплату за производственную травму производит это предприятие-наниматель. Если предприятие-наниматель отказывается платить, то первоначально выплата производится из фонда страхования производственного травматизма. Статья 42. В случае, если производственная травма произошла по вине третье стороны, но эта третья сторона отказывается оплачивать медицинские услуги за производственную травму, или третья сторона не может быть определена, то плата первоначально вносится фондом страхования производственного травматизма . После внесения оплаты фонд страхования производственного травматизма имеет право потребовать от третьей стороны вернуть ему потраченную сумму. Статья 43. Работник, страдающий от производственной травмы, прекращает получать выплаты по страховке производственного травматизма в любом из нижеперечисленных обстоятельств:
Статья 44. Работники участвуют в страховке по безработице и взносы страхования по безработице выплачиваются совместно предприятиями-нанимателями и работниками в соответствии с действующими государственными положениями. Статья 45. Право на получение компенсации из фонда страхования по безработице имеет безработный, отвечающий следующим условием: Статья 46. В случае, если предприятие-наниматель и безработный платили страховые взносы в течение одного года и более, но менее 5 лет, до того, как безработный потерял работу, то он/она может получать пособие из фонда страхования по безработице в течение 12 месяцев. В случае если общий период выплаты взносов достигает пяти лет, но не достигает 10 лет, пособие из фонда страхования по безработице может выплачиваться до 18 месяцев. В случае если взносы платились более чем 10 лет, пособие из фонда страхования по безработице может выплачиваться до 24 месяцев . Если лицо, получив работу, вновь теряет ее, то период выплаты взносов будет вновь пересчитан, период выплаты пособия по безработице в этот раз, вместе с периодом, когда пособие могло выплачиваться, но не выплачивалось в течение предыдущего периода безработицы, не может превышать 24 месяца. Статья 47. Нормы пособия по безработице должны определяться народными правительствами провинций, автономных регионов и муниципальных образований, находящихся в непосредственном подчинении центрального правительства и они не могут быть ниже минимального прожиточного минимума городских жителей. Статья 48. Безработный, участвующий в базовом медицинском страховании в течение периода получения им пособия по безработице получает выплаты по базовому медицинскому страхованию. Статья 49. Если безработный умирает в течение получения им пособия по безработице, то члены его/ее семьи получают одноразовое пособие на похороны и выплату по потере кормильца в соответствии с действующими на местах положениями касающимся смерти работника на производстве. Требуемая сумма выплачивается от фонда страхования по безработице. Статья 50. Предприятие-наниматель должно своевременно выдать безработному доказательство, свидетельствующего о прекращении или разрыве трудовых отношений и уведомить агентство социального страхования для внесения в список безработных в течение 15 дней с момента прекращения или разрыва трудовых отношений. Статья 51. При наличии одного из следующих обстоятельств в период получения пособия по безработице, безработный перестает получать пособия по безработице и перестает получать другие выплаты по страхованию безработицы: Статья 52. Страховка по безработице может быть передана с переводом места работы застрахованного в другой регион, но период выплаты взносов должен суммироваться.
Статья 53. Работники должны участвовать в страховании материнства и взносы по страхованию материнства, в соответствии с действующими государственными положениями должны выплачиваться предприятиями-нанимателями. Самим работникам не нужно выплачивать взносы по страхованию материнства. Статья 54. Если предприятие-наниматель делало взносы по страхованию материнства, то работнику получает выплаты по страхованию материнства. Супруг работника, не занятый на предприятии, получает выплату за оплату медицинских услуг, связанных с рождением. Требуемая сумма выплачивается из фонда страхования материнства. Статья 55. Плата за медицинские услуги, связанные с рождением, включают следующее: Статья 56. Согласно действующим государственным положениям, право на получение субсидии по материнству имеет работник в любом из следующих случаев.:
Статья 57. Организация наниматель должна обратиться местному агентству социального страхования для прохождения формальностей по регистрации социального страхования по предоставлении бизнес-лицензии, удостоверения о регистрации или печати предприятия в течение 30 дней после основания предприятия-нанимателя. Агентство социального страхования должно рассмотреть заявление и выдать удостоверении о регистрации социального страхования в течение 15 дней с момента получения ходатайства. Статья 58. Предприятие-наниматель, должно обратиться по поводу своего работника в агентство социального страхования для прохождения формальностей по регистрации социального страхования в течение 30 дней с момента найма этого работника. В случае, если формальности по регистрации социального страхования не пройдены, то агентство социального страхования определяет сумму взносов социального страхования, которые должно выплачивать предприятие-наниматель.. Статья 59. Народные правительства уровня выше уезда должны совершенствовать работу по сбору взносов социального страхования. Статья 60. Предприятие-наниматель должно самостоятельно декларировать и производить полную выплату взносов социального страхования в указанный срок и не может задерживать или уменьшать сумму взносов, за исключением законных причин, таких, как форс-мажор. Взносы социального страхования, которые должны выплачиваться работниками, должны вычитаться и выплачиваться предприятием-нанимателем от имени работника. Предприятие-наниматель должно информировать работника о ежемесячных взносах социального страхования. Статья 61. Учреждения, занимающиеся сбором взносов социального страхования должны собирать всю сумму оговоренных взносов социального страхования в соответствии с законом и регулярно информировать предприятия наниматели и физических лиц о положении с выплатой взносов. Статья 62. Если предприятие наниматель не объявило сумму взносов социального страхования, которые должны быть уплачены в соответствии с положениями, то подлежащая выплате сумма должна составить 110% от суммы взносов, выплаченных предприятием в предыдущем месяце. После того, как предприятие выплачивающие взносы выполнит первоначально пропущенные формальности по декларированию, учреждение, занимающееся сбором взносов социального страхования должно произвести расчет согласно положениям. Статья 63. Если предприятие-наниматель не платит установленную сумму взносов социального страхования, то учреждение, занимающееся сбором взносов социального страхования, приказывает ему произвести выплату или покрыть недостачу в оплате в оговоренный период.
Статья 64. Фонды социального страхования включают в себя фонд базового пенсионного страхования, фонд базового медицинского страхования, фонд страхования производственного травматизма, фонд страхования по безработице и фонд страхования материнства. На каждый из фондов социального страхования создается отдельный счет, в зависимости от сферы социального страхования, и каждый фонд проводит расчеты на отдельные счета и пользуется унифицированной государственной системой бухгалтерского учета. Статья 65. Как правило, фонды социального страхования принимают сбалансированные бюджеты. Статья 66. Фонды социального страхования создают бюджеты на основе уровней управления. Бюджеты фондов социального страхования подготавливаются отдельно в зависимости от предмета социального страхования. Статья 67. При подготовке, проверке, и утверждении проектов бюджетов и итоговых счетов соблюдаются положения законов и Госсовета. Статья 68. Конкретные административные меры относительно направления депозитов фондов социального страхования в специальные финансовые счета должны быть разработаны Госсоветом. Статья 69. Фонды социального страхования, в соответствии с положениями Госсовета участвуют в операциях с инвестициями с тем, чтобы сохранить и приумножить свою ценность, при условиях сохранения неприкосновенности фондов. Статья 70. Агентство социального страхования регулярно информирует общественность о ситуации с участием в социальном страховании, о поступлениях, расходах, балансе и прибыли фондов социального страхования. Статья 71.Национальный фонд социального обеспечения, созданный государством, включает в себя фонды, поступающие из бюджета государственного казначейства и средства, созданные другими одобренными Госсоветом способами, и должен быть использован в качестве пополнения и регулирования расходов на социальное обеспечение. Национальный фонд социальной защиты должен функционировать и управляться учреждением управления фондом социального обеспечения и должен сохранять и приумножать свою стоимость при условии сохранения неприкосновенности фонда.
Статья 72. Регионы создают агентства социального страхования. Агентства социального страхования могут, основываясь на потребностях их работы, создавать филиалы и сети обслуживания в своих собственных регионах с разрешения местных отделов управления социальным страхованием и органами, отвечающими за управление институциональными учреждениями. Статья 73. Агентства социального страхования создают и совершенствуют систему бизнеса, финансов, безопасности и управления рисками. Статья 74. Агентство социального страхования должно вести и составлять соответствующую статистику, искать и получать необходимую информацию для работы по социальному обеспечению. Соответствующие предприятия и физические лица должны своевременно предоставлять правдивую информацию. Статья 75. Общенациональная информационная система социального страхования создается совместно народными правительствами уровня выше уезда, в соответствии с принципом отчетности на различных уровнях под централизованным государственным управлением.
Статья 77. Отделы управления социальным страхованием при народных правительствах уровня выше уезда должны укреплять надзор и контроль относительно соблюдения законов о социальном страховании и соответствующих правил со стороны предприятий нанимателей и физических лиц. Статья 78. Финансовые отделы и органы аудита должны контролировать положение с доходами и расходами, управлением и операциями с инвестициями согласно своим обязанностям.. Статья 79. В случае, если отдел управления социальным страхованием обнаружит какую-либо проблему при контроле и проверке положения с доходами и расходами, управлением и операциями с инвестициями фондов социального страхования, то он должен выдвинуть предложение по исправлению положения, принять решение касательно управления ситуацией или представить предложение о передаче дела соответствующему управляющему отделу. Результаты проверки фондов социального страхования должны регулярно предоставляться общественности. Статья 80. Народное правительство региона учреждает контрольную комиссию по вопросам социального страхования, в состав которой входят представители предприятий-нанимателей, представители персонала, участвующего в социальном страховании, представители профсоюзов и эксперты с тем, чтобы быть в курсе событий и иметь возможность анализировать доходы и расходы, управление и операции с инвестициями фондов социального страхования, высказывать свое мнение и давать рекомендации относительно работы по социальному страхованию и осуществлять контроль. Статья 81. Отделы управления социальным страхованием и другие соответствующие административные отделы, агентства социального страхования, учреждения, занимающиеся сбором взносов социального страхования и их персонал должен, согласно закону соблюдать конфиденциальность информации касающейся предприятий-нанимателей и физических лиц и ни под каким видом не разглашать эту информацию. Статья 82. Любая организация либо физическое лицо имеет право сообщить или подать жалобу на действия, нарушающие законы и правила касающиеся социального страхования. Статья 83. В случае если предприятие-наниматель или частное лицо полагает, что действия учреждения по сбору взносов социального страхования нарушает его законные интересы, то данное предприятие-наниматель или частное лицо могут, в соответствии обратиться за пересмотром решения или инициировать административный судебный процесс.
Статья 84. Если предприятие-наниматель не выполняет формальности по регистрации социального страхования, то отдел управления социального страхования приказывает ему исправиться в отведенный для этого период. Если в отведенный период ситуация не исправилась, то на предприятие-наниматель налагается штраф в размере от однократной до трехкратной суммы социальных взносов, подлежащих выплате. На руководящий персонал и на персонал, несущий прямую ответственность, налагается штраф в сумме от 500 до 3000 юаней. Статья 85. В случае, если предприятие-наниматель отказывается выдавать свидетельство о прекращении или разрыве трудовых отношений, надлежит поступать в соответствии с Законом Китайской Народной Республики о трудовом договоре. Статья 86. В случае, если предприятие-наниматель не выплачивает оговоренную сумму взносов социального страхования в полном объеме, то учреждение, занимающееся сбором взносов социального страхования приказывает ему произвести оплату или покрыть разницу в оговоренный период и налагает ежедневный штраф в размере 0.05% от суммы просроченного платежа, начиная с дня задержки платежа. В случае, если в оговоренный период оплата не производится, соответствующий управляющий отдел налагает штраф в размере от однократной до трехкратной суммы просроченного платежа. Статья 87. В случае если агентство социального страхования или учреждение по предоставлению услуг социального страхования, например, медицинское учреждение или предприятие занимающееся продажей лекарств получают плату из фондов социального страхования обманным путем, таким, как мошенничество, подделка документов или иными способами, то отдел управления социальным страхованием приказывает возвратить в фонды социального страхования средства, полученные обманным путем, и налагает штраф в сумме не менее чем вдвое, но не более чем пятикратно превышающей сумму, полученной обманным путем. В случае если предприятие является учреждением по предоставлению услуг социального страхования, соглашение с ним об оказании услуг расторгается и у руководящего персонал и иного персонала, несущий прямую ответственность и имеющего квалификационные сертификаты, эти сертификаты отзываются. Статья 88. В случае, если выплаты по социальному страхованию получены обманным путем, таким, как мошенничество, подделка документов или иными способами, то отдел управления социальным страхованием приказывает виновному возвратить в фонды социального страхования средства, полученные обманным путем, и налагает штраф в сумме не менее чем вдвое, но не более чем пятикратно превышающей сумму, полученной обманным путем Статья 89. Агентство социального страхования и его персонал, совершившие любое из нижеуказанных действий, получают от отдела управления социальным страхованием приказ исправиться. Если такие действия нанесли ущерб фондам социального страхования, предприятию нанимателю или физическому лицу, то за это полагается предусмотренная законом компенсация, а на руководящий персонал и персонал, несущий прямую ответственность налагается предусматриваемое законом наказание: Статья 90. В случае если учреждение, занимающееся сбором взносов социального страхования изменяет систему начисления или тариф выплаты взносов социального страхования, что приводит к недооценке или переоценке взносов социального страхования, то соответствующий отдел приказывает ему собрать недостающие взносы социального страхования или вернуть те взносы, которые не должны были быть уплачены, и налагает, в соответствии с законом штраф на руководящий персонал и персонал, несущий прямую ответственность. Статья 91. В случае, если сторона скрывает, переводит, растрачивает либо использует не по целевому назначению фонд социального страхования в нарушение положений данного Закона или занимается операциями с инвестициями в нарушение существующих правил, отдел управления социальным страхованием, финансовый отдел или орган аудита приказывает восстановить фонд. Нелегальная прибыль, (если таковая имеется) подлежит конфискации, на руководящий персонал и на персонал, несущий прямую ответственность налагается положенное по закону наказание. Статья 92. В случае если отдел управления социальным страхованием, и другие соответствующие административные отделы, агентство социального страхования, учреждение, занимающееся сбором взносов социального страхования, или персонал этих организаций раскрывает информацию, касающуюся предприятия-нанимателя или частного лица, то руководители и персонал, несущий прямую ответственность, налагается положенное по закону наказание. Статья 93. В случае если лицо, находящееся на службе у государства злоупотребляет своими полномочиями или не выполняет свои обязанности, или совершает противоправные действия с целью получения личной выгоды занимаясь работой, связанной с управлением и контролем социального страхования, то на него налагается положенное по закону наказание. Статья 94. Если нарушение положений данного закона представляет собой уголовное преступление, то виновный несет предусмотренную законом уголовную ответственность.
Статья 95. Сельские жители, работающие в городах, участвуют в социальном страховании в соответствии с положениями данного Закона. Статья 96. В случае экспроприации земли, находящейся в коллективной собственности жителей деревни, классифицируется вся сумма взносов социального страхования для фермеров, чья земля экспроприируется, и эти фермеры должны быть включена в соответствующую систему социального страхования в соответствии с законом. Статья 97. Иностранцы, работающие на территории Китая, участвуют в социальном страховании согласно положениям данного закона. Статья 98. Данный закон вступает в силу 1 июля, 2011
|