БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :





Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Инвестиционные зоны Китая / Иностранный капитал в экономике КНР

Иностранный капитал в экономике КНР

Зарубежный капитал содействует экономическому развитию и построению социалистического рыночного хозяйства в стране
В отношении иностранных инвестиций следует проводить целенаправленную политику

С 1979 г. Китай прилагает большие усилия и создает благоприятные условия для привлечения иностранного капитала в экономику. Это стало одним из ключевых элементов стратегии экономического развития. За время проведения реформы зарубежный капитал занял важное место в народном хозяйстве КНР. С 1980 г., когда было создано первое совместное китайско-иностранное предприятие, до конца 1996 г. количество утвержденных проектов по привлечению инвестиций из-за рубежа в целом составило 290 763 ед. (в том числе 194 783 предприятия смешанного капитала, 41 892 контрактные совместные предприятия, 53 960 иностранных компаний и 128 проектов по совместной разработке нефтяных месторождений). В немалой степени благодаря деятельности этих предприятий запасы иностранной валюты в Китае в течение 1996 г. увеличились на 31,4 млрд. долл. и к началу 1997 г. превысили 105 млрд. долл.

К концу 1996 г. объем реально используемых иностранных инвестиций достиг 173,4 млрд. долл. Только в 1996 г. их было привлечено на сумму 40 млрд. долл. По интенсивности привлечения иностранных инвестиций Китай вышел на 1-е место среди развивающихся стран и 2-е место в мире (после США).

Роль зарубежного капитала в экономическом развитии страны

Значение иностранного капитала в экономике КНР выражается в следующем:

• Восполнение нехватки средств. Долгое время основным фактором, сдерживающим развитие китайской экономики, был недостаток капитала. В период реформирования доля реально используемого иностранного капитала в общем объеме инвестиций с каждым годом постепенно повышается. Так, если в 1985 г. она составляла 5,4%, то в 1996 г. уже достигла 28,6%.

• Стимулирование технологического развития отраслей народного хозяйства. Уже больше десятилетия прямые зарубежные инвестиции сопровождаются внедрением новейших технологий, благодаря которым совершенствуются многие традиционные китайские товары, обновляется продукция ряда отраслей и проводится техническое переоснащение устаревших предприятий. Иностранные инвестиции содействовали ускоренному развитию автомобилестроения, электронной промышленности, связи. Так, компании "Фольксваген" (Шанхай) и "Джип" (Пекин) в короткий срок повысили до современного технологический уровень легкового автомобилестроения. Иностранный капитал занимает значительное место в производстве электронных трубок для цветных телевизоров и в микроэлектронике. Благодаря ему богатая ассортиментом продукция легкой и текстильной промышленности теперь не только удовлетворяет спрос на внутреннем рынке Китая, но во все больших объемах поступает на экспорт.

Совместные предприятия, используя новейшие технологии, стимулируют научно-технический прогресс и в связанных с ними отраслях. В 1996 г. в Китай по соглашениям было привлечено иностранных технологий на сумму 5,32 млрд. долл. Поставка технологий из-за рубежа в счет иностранных кредитов, импорт комплектного оборудования существенно облегчили реализацию многих ключевых проектов, в том числе по созданию новых сталелитейных объединений, крупных ТЭС, объектов коммуникации. Это заметно сокращает технологический разрыв между Китаем и развитыми странами.

• Привлечение передового опыта управления. Привлечение и использование иностранного капитала приносит Китаю и прогрессивный опыт управления производством, качеством, сбытом и организацией обслуживания изготовленной продукции, способствует совершенствованию управления персоналом, финансами. Широкий размах получают повышение квалификации и переподготовка рабочей силы. В СП создается новое поколение управленцев - носителей передового опыта управления, а ротация кадров дает возможность быстро распространять его по всей стране.

• Увеличение доходов государства, создание новых рабочих мест. Образование СП расширило источники финансовых поступлений страны. Получаемый от них налог на внешнеэкономическую деятельность в последние годы (даже без учета пошлины) постоянно возрастал, достигнув в 1996 г. 5,1 млрд. долл. В некоторых приморских районах налог на деятельность СП и иностранных компаний превратился в основной источник дохода местных бюджетов. Использование иностранного капитала привело к созданию новых рабочих мест. На конец 1996 г. в СП работало 18,8 млн. человек. В связи с притоком иностранного капитала успешнее развиваются и многие объекты инфраструктуры с большим числом занятых.

• Развитие экспортного сектора экономики. СП, как правило, имеют естественную связь с мировым хозяйством. Используя благоприятные условия и конкурентоспособность своих товаров, они заняли ведущие позиции во внешней торговле Китая. Экспортный коэффициент продукции у них гораздо выше, чем у чисто китайских товаропроизводителей. В расчете по обменному курсу валют экспорт СП в 1996 г. составил более 43% их суммарного объема производства. Это оказало серьезное воздействие на ускорение роста общего объема экспорта Китая, дав дополнительный мультипликаторский эффект в развитии национальной экономики.

Расширение деятельности СП улучшает товарную структуру экспорта, где ранее преобладали нефть, уголь, продукция сельского хозяйства и другие виды сырья, а также продукты первичной обработки. Так, вывоз электротехнических товаров, изготовленных на СП, в 1996 г. достиг 19,85 млрд. долл., что составляет 43,7% общего объема экспорта электроники из страны. В огромных масштабах возрос экспорт одежды, обуви, текстиля. По этим позициям Китай вышел на 1-е место в мире. С 1987 г. страна имеет активный валютный баланс. В 1996 г. доходы в иностранной валюте превысили ее расходы более чем на 6,3 млрд. долл.

• Стимулирование строительства социалистического рыночного хозяйства. Появление большого количества СП содействовало изменению структуры общенародной собственности. Теперь она включает государственную, коллективную, частную и иностранную собственность при главенстве первой. СП, используя принятые в международной практике формы организации и функционирования предприятий, объективно способствуют ускорению реформирования и государственных предприятий. Вместе с ними в китайскую экономику пришел опыт работы в условиях действия рыночного механизма. Благодаря им стала развиваться конкуренция, включая конкуренцию товаров и услуг по параметрам цен, качества, технического уровня и т.п. С другой стороны, это стимулирует развитие внутреннего денежного, технологического, информационного рынков и рынка труда, что в свою очередь продвигает реформу системы макроэкономического управления народным хозяйством, изменяет экономическую жизнь страны.

Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций

Таким образом, в ходе экономической реформы КНР добилась больших успехов на пути привлечения зарубежного капитала. Однако в последние 2-3 года вместе с расширением притока иностранных инвестиций в страну появился ряд проблем, требующих своего решения.

Во-первых, это вопросы совершенствования отраслевой структуры. Остро назрела необходимость прежде всего в крупных, продвинутых инвестиционных проектах, обеспечивающих повышение уровня промышленного развития Китая, а также в сельскохозяйственных, энергетических, транспортных и сырьевых инвестиционных проектах. Ранее в использовании иностранного капитала преобладали вложения в обрабатывающую промышленность и строительство жилья в противоположность крупным инфраструктурным объектам.

Большинство СП создавалось в швейной промышленности и других трудоемких производствах; меньше было капиталоемких, использующих передовые технологии, прибыльных экспортоориентированных предприятий. Увеличивалось количество инвестиционных проектов в области жилищного строительства: только в 1993 г. их было утверждено порядка 9 тыс. Дальнейшее развитие этой тенденции препятствует упорядочению и улучшению отраслевой структуры, а также повышению уровня привлекаемых технологий.

Во-вторых, новые проблемы возникают в региональной политике. Это связано с необходимостью ускорить развитие центральных и западных районов страны. На конец 1996 г. 2/3 используемого иностранного капитала концентрировалось в восточных районах.

В начальный период экономической реформы политика преферентного отношения к восточным районам была оправдана. Сейчас же по мере формирования благоприятных условий, накопления опыта, улучшения инвестиционного климата, увеличения притока иностранного капитала вместе с совершенствованием экономической структуры и повышением уровня развития восточных районов необходимо осуществлять переход к стратегии привлечения иностранного капитала во внутренние районы страны.

В-третьих, существует проблема структуры источников иностранного капитала. Речь идет о более широком привлечении развитых стран в качестве поставщиков капитала в Китай. Инвестиционные проекты, приходящие оттуда, в большинстве случаев были ориентированы на традиционные отрасли, но обычно являлись крупномасштабными, с большой долей новых технологий и способствовали повышению уровня индустриального развития страны. В прошлом инвестиционных проектов из этих стран было сравнительно мало. И хотя в последнее время их число увеличилось, все же удельный вес таких предложений остается недостаточно высоким.

В-четвертых, при привлечении иностранных инвестиций следует добиваться долгосрочной реальной эффективности, бороться с желанием инвесторов достигать лишь краткосрочных результатов. В последние годы отдельные районы для увеличения объемов привлечения зарубежного капитала самовольно создают ему излишне льготные условия, нарушающие установленные государством нормы, иногда недостаточно расчетливо определяют зоны технико-экономического развития, спускают чрезмерно жесткие показатели по учреждению СП, а в ряде случаев от имени правительства берут избыточные обязательства по отношению к тем или иным предприятиям. Такие действия не отвечают требованиям социалистической рыночной экономики, нарушают единство государственной политики, наносят ущерб общественным интересам.

В некоторых иностранных инвестиционных проектах доля материального и нематериального капитала, вносимая китайской стороной (средства производства в промышленности, права на технологии и др.), занижается при оценке, тогда как доля иностранного капитала в виде оборудования и других формах завышается, что приводит к утрате китайской государственной собственности. В ряде СП сбыт готовой продукции, финансовое управление находятся в руках иностранных партнеров, иностранная сторона иногда предпринимает незаконную репатриацию прибылей, уклоняется от налогов, что вызывает потери государства и предприятия.

Некоторые зарубежные предприниматели нарушают природоохранное право Китая, создавая сильнозагрязняющие инвестиционные проекты. Другие используют жесткие методы эксплуатации, больше свойственные эпохе раннего капитализма, чем нарушают закон об охране труда, грубо задевают интересы китайских рабочих и служащих вплоть до случаев нанесения ущерба их здоровью.

Очевидно, что следует усилить контроль за привлечением иностранного капитала и деятельностью СП. Разработка и осуществление целенаправленной политики в отношении иностранных инвестиций подразумевает определение рациональных масштабов, структуры, ранжирования, сроков и направлений новых привлечений и возможных вариантов использования зарубежного капитала.

 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited