|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Инвестиционные зоны Китая / Подходы и особенности экономических преобразований в КНР
Подходы и особенности экономических преобразований в КНРРеформа в Китае осуществлялась не по чужим рецептам, а с учетом особенностей страны Причины успеха Среди основных факторов, приведших к столь масштабным позитивным результатам, можно отметить следующие:
Основная стратегия Китая при переходе от планового хозяйства к рыночной системе заключается в постепенной децентрализации принятия решений, включая либерализацию негосударственной экономики. “Двухколейный” подход – строительство рыночной колеи параллельно существующей плановой – распространяется почти на все области принятия решений: реформы в секторах экономики, установление цен без вмешательства государства, реструктуризацию предприятий, региональное развитие, развитие торговли, управление валютным обменом, фискальные отношения между центром и местными органами самоуправления, выпуск национальной валюты. Типичный процесс “двухколейного” перехода предполагает следующее:
Однако простой перенос реформ китайского типа в Россию или страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза невозможен и нежелателен. Различия в исходных условиях и экономической структуре настолько глубоки, что эти государства вынуждены осуществлять фундаментально иные реформы. Приверженцы введения китайского градуализма в России могли бы с таким же успехом посоветовать ей решать сельскохозяйственные проблемы путем перехода с пшеницы на рис. Рассмотрим структурные различия и их влияние на характер реформ. В 1978 г. (время проведения первых реформ) в получившем значительные субсидии госсекторе Китая была занята небольшая часть рабочей силы – 18%, в то время как в сельскохозяйственном секторе, не имевшем субсидий от государства, около 75%. Госпредприятия могли обеспечить щедрый пакет социальных услуг, включающий заработную плату и социальную защиту, пенсии, жилье, поддерживаемое значительными дотациями, медицинское обслуживание, детские дошкольные учреждения и места отдыха. На крестьян данные услуги не распространялись, и до настоящего времени они получают приблизительно треть того, что имеют городские жители. К негосударственным предприятиям относятся учреждения, окончательное право распоряжения активами которых не принадлежит центральному правительству. Негосударственный сектор состоит из предприятий, находящихся в собственности общины (коллективной собственности), кооперативов и в индивидуальной собственности, а также частных корпораций и совместных предприятий с иностранным участием. Важно отметить, что реформы, проведенные на селе, непосредственно способствовали разовому резкому увеличению производительности в сельском хозяйстве и продолжают развиваться в соответствии со своей исторической тенденцией. Несмотря на сохранение госсектора негосударственный сектор растет. Быстрое экономическое развитие обеспечивается главным образом негосударственными несельскохозяйственными секторами. В противоположность этому в странах ЦВЕ и бывшего СССР отсутствовал негосударственный сектор производства со значительной рабочей силой, и рабочие госсектора стремились сохранить свои привилегии вместо того, чтобы брать на себя риск перехода в негосударственный сектор. В России 3/4 населения проживает в городах и, по данным 1992 г., более 90% его было занято на госпредприятиях. Крестьяне в совхозах и колхозах имели приблизительно такой же доход и пользовались теми же социальными благами, что и рабочие госпредприятий благодаря крупным субсидиям центрального правительства. Поэтому, когда в 1986-1991 гг. началось постепенное развитие негосударственного сектора, рабочие госпредприятий при переходе в него иногда теряли в заработной плате и социальном обеспечении. Поток рабочих в негосударственный сектор был недостаточно мощным, чтобы обеспечить экономику новыми кадрами. Рыночные реформы в странах ЦВЕ и на постсоветском пространстве связаны с первоначальным снижением промышленного производства. В этих государствах тяжелая промышленность была чрезвычайно развита и построена на бюрократических директивах, в то время как сфера услуг находилась в зачаточном состоянии. В Китае снижение вклада сельского хозяйства в создание ВВП само по себе генерировало рост, который не приводил к сокращению объемов производства в промышленности. Кроме того, промышленность не была развита “избыточно”, так как находилась в условиях центрального планирования значительно более короткий период по сравнению с государствами ЦВЕ и бывшего СССР. Опыт Китая и этих стран позволяет говорить, что маркетизация плановой экономики неизбежно приводит к смещению ресурсов в сторону сектора обслуживания. Если исходить из такой точки зрения, то весь или значительная часть первоначального спада промышленного производства в государствах ЦВЕ и бывшего СССР после начала осуществления реформ является естественной составляющей необходимого перераспределения занятости и ресурсов. В рассматриваемых регионах частичная либерализация вызвала макроэкономическое давление, особенно когда госпредприятиям было разрешено уменьшать фактические и сообщаемые доходы, в результате чего их налоговые выплаты сократились. Однако в Китае давление носило более управляемый характер отчасти благодаря тому, что на предприятиях госсектора концентрировалась меньшая доля рабочей силы, отчасти из-за быстрого роста других секторов и частично в результате адекватной монетарной политики. Что касается многих стран ЦВЕ и бывшего Советского Союза, то там, особенно в Болгарии, Польше и на постсоветском пространстве, из-за неправильной системы макроэкономического управления в период коммунистических реформ это давление имело "взрывной" характер. n Один из ключевых макроэкономических факторов – бремя социальных расходов. В Китае социальные расходы центрального правительства распространяются на небольшую часть рабочей силы – менее 20%, в то время как в странах ЦВЕ и бывшего Советского Союза – на все население, поэтому спрос на государственные социальные гарантии превосходит фактические возможности государства. Обычный аргумент, выдвигаемый в пользу китайского “двухколейного” подхода, звучит следующим образом. Экономические преобразования связаны со значительными сдвигами, поэтому желательно амортизировать силу ударов, которые обрушиваются на национальное хозяйство в переходный период. Полезно обеспечить защиту старых секторов экономики, пока не появятся новые возможности, вызванные либерализацией рынка. Так как старые секторы неэффективны, в результате конкуренции их вытеснят новые, но это будет происходить постепенно по мере того как рабочие станут добровольно переходить со старых предприятий на новые и более эффективные негосударственные. В дополнение к “преимуществам отсталости” экономической структуры Китая были и другие факторы, способствовавшие более динамичным показателям роста: • начало реформ здесь не пришлось на время глубокого макроэкономического кризиса и значительного внешнего долга, требующих соблюдения режима жесткой экономии; • две губительные левацкие кампании – “большой скачок вперед” (1958-1962 гг.) и “культурная революция” (1966-1976 гг.) – подорвали веру в марксистские догмы, ослабили административное влияние государства и дискредитировали систему государственного планирования. Последствия этих двух катастроф позволили Дэн Сяопину, когда он в третий раз оказался у власти в 1978 г., быстро наделить провинции значительными формальными и неформальными полномочиями в области экономики и распределения ресурсов. Центральный правительственный и партийный аппарат был слишком политически ослаблен и дискредитирован, чтобы сопротивляться политике децентрализации; • центральное планирование в Китае всегда было менее глубоким, чем в СССР, где им было охвачено 25 млн наименований товаров, в то время как в Китае – около 1 200. Кроме того, развал национальной распределительной системы в годы “культурной революции” заставил местные власти помогать малым и средним промышленным предприятиям, чтобы удовлетворить спрос на местах; наличие семейных связей между китайцами, живущими на родине и за границей, облегчило развитие бизнеса. Быстрый рост специальных экономических зон (СЭЗ) в южном Китае является результатом массового перевода туда трудоемких предприятий из Гонконга и Тайваня, терявших преимущество в этих отраслях промышленности. Китай находился ближе, заработная плата там была ниже и не существовало проблем с языком в отличие от альтернативных мест в Юго-Восточной Азии. Менеджеры могли следить за ходом работ на своих фабриках, расположенных в СЭЗ. Семейные связи значительно сокращали стоимость связанных с инвестициями финансовых операций благодаря наличию надежных местных инспекторов, информации с мест о действующих правилах и контактам с местными властями. Главная причина, обусловившая ускоренное развитие Китая, – характер экономической политики. В 1979–1999 гг. вопреки широко распространенным представлениям в стране проводились постепенные и последовательные реформы. Степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории. Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее экономике КНР рекордные темпы роста. Российские реформы по сравнению с китайскими оказались непоследовательными и непостепенными. Степень государственного вмешательства в экономику здесь несопоставимо более высокая, чем в Китае. Либеральных реформ как таковых в России не было. В конце 80-х – первой половине 90-х годов в России в отличие от Китая неоднократно происходило не сокращение, а увеличение государственной нагрузки на экономику, прежде всего по линии расширения государственных расходов, усиления внешнеторгового протекционизма, детализации бюрократического регулирования. Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные результаты, но и способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей. *** |