|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том II / Инвестиционные зоны Китая / Инвестиционные зоны Китая
Инвестиционные зоны КитаяДля иностранных предпринимателей и инвесторов наиболее интересными, в плане вложения капиталов, являются инвестиционные зоны Китая, созданные специально для привлечения зарубежных инвестиций. Основой механизма привлечения иностранных средств являются разнообразные льготные условия для извлечения максимальной выгоды от вложенных в китайскую экономику средств. В Китае существует несколько типов инвестиционных зон. Особые экономические зоны Рассматривая политику “открытых дверей”, все более широко разворачивающуюся в сегодняшнем Китае, следует обратить внимание на создание на побережье южно-китайских провинций Гуандун и Фуцзянь так называемых “Особых Экономических Зон” (именуемых в правовых документах также “Особыми Зонами”). Целью соответствующих нормативных актов было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранного капитала при ослаблении административного контроля со стороны КНР. “Положение об Особых Экономических Зонах провинции Гуандун” (эта провинция была избрана в качестве экспериментального района) было принято гуандунским провинциальным СНП и одобрено ВСНП на его 15-м заседании 25 августа 1980 г. Одновременно было объявлено о намерении создать в первую очередь четыре “Особых Экономических Зоны” — Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямынь в провинции Фуцзянь. Они были выбраны с учетом ряда факторов: некоторые из них являются издавна сложившимися торговыми центрами, имеющими прямое морское и железнодорожное сообщение с Гонконгом и Макао (Шэньчжэнь, Чжухай) или портовыми городами (Шаньтоу, Сямынь). Эти Зоны также обладают определенной инфраструктурой и промышленной базой, их экономические связи с заграницей гораздо теснее, чем с внутренними районами. КНР. Правительство рассчитывало с помощью иностранных инвестиций создать в этих зонах современные предприятия электронной промышленности, машиностроения, кустарной и легкой промышленности, ориентированные практически исключительно на экспорт. “Положение об Особых Экономических Зонах провинции Гуандун” представляет собой довольно обширный юридический документ, насчитывающий 26 статей, сгруппированных в шесть глав, и до настоящего времени является основополагающим нормативным актом в данной области. Из содержания “Положения” вытекает, что на территории КНР создаются особые районы, хотя и подчиненные китайской юрисдикции, но с особым правовым режимом в сфере предпринимательской и коммерческой деятельности, за соблюдение которого отвечает специальный административный орган. С целью “осуществления единого руководства особыми экономическими зонами от имени народного правительства провинции Гуандун” предусматривалось создание провинциального административного органа — Комитета по управлению особыми экономическими зонами провинции Гуандун, который наделялся правом рассмотрения и утверждения проектов, предусматривающих использование иностранных инвестиций в различных формах (причем о контрольных функциях центральных ведомств в этой связи ничего не говорилось) (ст. 3, 7). Этот же комитет уполномочивается решать вопросы, связанные с ликвидацией предприятий с иностранным участием (ст. 11). В его компетенцию включаются также разработка и реализация планов развития “Особых Зон”, регистрация промышленных и торговых предприятий, предоставление им земельных участков, координация “рабочих отношений” между банковскими, страховыми, налоговыми, таможенными, пограничными, почтово-телеграфными и прочими учреждениями в зонах, обеспечение создаваемых предприятий рабочей силой, поддержание на них законности и порядка, “защита собственности, в соответствии с Законом”, вопросы здравоохранения, культурно-бытовые и т. д. (ст. 23). Другими словами, в отличие от большинства государств, имеющих подобные зоны, но подчиняющих деятельность иностранного капитала в них контролю центральных министерств или особых ведомств, в КНР вопросы функционирования “Особых Зон” изымаются из ведения центрального правительства и передаются главным образом на провинциальный уровень. Ст.1 “Положения” предусматривает возможность создания в “Особых Зонах” предприятий не только смешанных, но и основанных полностью на иностранных инвестициях, т. е. фактически частнокапиталистических. Иностранным вкладчикам предоставляется “широкая сфера деятельности” во всех областях экономики, включая сельское хозяйство (ст. 4). Одновременно, отражая стремление КНР использовать коммерческий и производственный опыт зарубежных деловых людей, “Положение” предусматривает возможность наделения иностранных бизнесменов, “с энтузиазмом относящихся к китайской программе модернизации”, консультативными правами, что выражается в их участии в специальных совещательных органах, создаваемых в каждой зоне (ст. 6). Вместе с тем как юридические, так и физические лица в указанных зонах обязуются “твердо соблюдать законы, указы и соответствующие постановления КНР”, равно как и установления данного “Положения” (ст. 2). Таким образом, все аспекты жизни и деловой активности в зонах не изымаются из сферы юрисдикции КНР. Новым, по сравнению с законоположениями о смешанных (совместных) предприятиях, является постановление ст.10 о том, что в “Особых Зонах” “вкладчики могут руководить своими предприятиями независимо”. Смысл этой формулировки можно толковать следующим образом: в особых экономических зонах регулирование производства путем государственного планирования существует и действует, однако, если регулирование производства плановым путем будет охватывать чрезмерно большую территорию и станет главным содержанием экономики особых экономических зон, то это не будет благоприятствовать поглощению иностранного капитала и развитию экономики особых экономических зон. “Особые зоны”, таким образом, призваны выступать в качестве экономических анклавов на территории КНР, на развитие которых оказывает влияние стихия капиталистического рынка, например, рыночные колебания в Гонконге и Макао. Особый характер этих зон, согласно “Положению об Особых Экономических Зонах”, заключается также в следующем: продукция создаваемых там предприятий подлежит сбыту за рубежом. Для продажи продукции на китайском внутреннем рынке требуется разрешение Комитета по управлению Особыми Экономическими Зонами провинции Гуандун, сами товары, поступающие на внутренний рынок, облагаются таможенными пошлинами. Тем самым, устанавливается не только чисто экспортная направленность производства в “особых зонах”, но и сами они как бы изымаются из хозяйственного организма государства, вследствие создания таможенной границы вокруг них. Для промышленной и торговой деятельности в “Особых Зонах” предусматриваются специальные налоговые льготы, идущие гораздо дальше установленных законоположениями о предприятиях с иностранным участием вне зон. Так, размер подоходного налога в границах зон устанавливается на уровне 15%. Дополнительные льготы планируются для крупных предприятий (с суммой инвестиций 5 или более млн. долл.), предприятий, привлекающих передовую технологию, или имеющих длительный период оборота капитала; различные средства производства и сырье, ввозимые для использования на предприятиях “особых зон”, освобождаются от импортных пошлин, предусматривается также сокращение или отмена налогообложения в отношении импортируемых потребительских товаров (ст. 13, 14). “Положение” также обещает “благоприятное рассмотрение” вопросов аренды земли для инвесторов (ст. 12). Что касается реинвестиции доходов, полученных в особых экономических зонах, то за вкладчиками признается право ходатайствовать о полном освобождении этого вида капиталовложений от подоходного налога в случае реинвестиции на срок более пяти лет. Специфика “Особых Зон” выражается также в том, что на их территории предусматривается создание специальных банков, ведающих валютными операциями инвесторов, страховых компаний, компаний, обеспечивающих предприятия рабочей силой (ст. 8). По аналогии с Китайской компанией по международным кредитам и инвестициям намечалось создание Компании по развитию особых экономических зон провинции Гуандун, обладающей сходной компетенцией (ст. 25). Было обещано упростить въездные и выездные формальности для посещающих зоны иностранцев, зарубежных китайцев и “соотечественников из Гонконга и Макао” (ст. 18). Эти Зоны являются закрытыми к въезду территориями и требуют от “континентальных китайцев” специального разрешения на въезд. Тем самым создана атмосфера, привлекающая самые профессиональные деловые и трудовые национальные ресурсы. 17 ноября 1981 г. СНП провинции Гуандун были приняты вступившие в силу с 1 января 1982 г. четыре временных положения, относящиеся к вопросам въезда и выезда из зон, системе труда и заработной платы, регистрации деловой активности, использованию земли. “Временное положение о въезде и выезде из Особых Экономических Зон провинции Гуандун” в целом направлено на облегчение передвижения людей, товаров, транспортных средств, направляющихся в зоны и из них. Оно не затрагивает существующих визовых правил, применяемых к иностранцам, которые через “особые экономические зоны” въезжают во внутренние районы КНР. “Временное положение” позволяет иностранным гражданам, зарубежным китайцам и “соотечественникам из Гонконга и Макао”, которые “создали в особых зонах предприятия, работают там, приобрели жилище или проживают в них” и вынуждены регулярно покидать зоны и возвращаться туда, обращаться за многоразовой визой. При этом требуется письменное подтверждение необходимости в такой визе от Компании по развитию особых экономических зон. Иностранные предприниматели, проживающие в зонах не менее полугода, получают от местного управления общественной безопасности временный вид на жительство, подлежащий ежегодному возобновлению. Кроме того, “Временное положение” ослабляет ограничения на передвижение транспортных средств между зонами, Гонконгом и Макао. Оно предусматривает выдачу, с одобрения местного правительства, местным управлением общественной безопасности разрешения на многократное пересечение границ зон транспортными средствами. Однако, данный акт не упрощает процедуру таможенного досмотра и выполнения прочих таможенных формальностей. Оно устанавливает, что багаж и имущество лиц, въезжающих в “особые экономические зоны” из Гонконга, Макао, или из-за рубежа, подлежит соответствующему контролю и оформлению таможенной инспекцией “особых экономических зон”. “Временное положение о труде и зарплате в Особых Экономических Зонах провинции Гуандун” отражает несколько иной подход к регулируемым вопросам, по сравнению с ранее принятым “Положением о труде на смешанных предприятиях”. Так, прежде всего, во “Временном положении” ничего не говорится о профсоюзах на предприятиях (которые при создании смешанных предприятий вне “особых зон” выступают сторонами при заключении трудовых соглашений). Предусматривается, что наем персонала на предприятия “особых зон” производится путем подписания “трудовых соглашений, заключаемых между нанимателем и служащими, работающими по найму”, т.е. в индивидуальном порядке. Устанавливается, что контракты должны получить одобрение со стороны китайского административного органа — бюро по труду особой экономической зоны. Однако, предприниматели получают достаточно широкие возможности для выработки ряда конкретных условий найма. Например, “Временное положение” не устанавливает минимальный уровень заработной платы, но говорит о том, что оплата труда и ее методы (сдельная, почасовая, ежемесячная) могут быть предметом переговоров. Для обеспечения иностранных предпринимателей наиболее квалифицированными кадрами позволяется набирать персонал не только при посредничестве местных китайских компаний, специализирующихся на обеспечении предприятий рабочей силой, но и непосредственно предприятиями, которые публикуют собственные объявления о найме. “Временное положение” одновременно допускает отбор кандидатов на основе экзаменов, а также установление администрацией предприятия для работников испытательного срока от трех до шести месяцев. . “Временное положение” дает более четкое определение прав администрации предприятий по обеспечению трудовой дисциплины, а также признает ее право увольнять рабочих и служащих, в которых отпадает необходимость, вследствие изменений в производственном процессе, или тех, кто не отвечает профессиональным требованиям. При этом предусматривается выплата выходного пособия в размере месячной заработной платы за каждый отработанный год. Чтобы снять подозрения у иностранных инвесторов относительно намерений китайской стороны использовать наем на предприятия “особых зон” в качестве средства бесплатной подготовки квалифицированной рабочей силы, “Временнее положение о труде и зарплате” запрещает увольнение по собственному желанию рабочих и служащих, получивших по меньшей мере трехмесячную подготовку; без соответствующей компенсации затрат. Однако администрация предприятий обязана удовлетворять заявления об увольнении, подаваемые китайскими рабочими и служащими “при особых обстоятельствах”. “Временным положением” устанавливается общая компетенция бюро по труду, создаваемого в каждой зоне, как органа, регулирующего (путем одобрения трудовых соглашений) условия труда, контролирующего правомерность увольнений работников, а также выполняющего посреднические функции в случае трудовых споров. За сторонами, не удовлетворенными решением бюро по труду, предусматривается право обращаться в судебную инстанцию. Следующий документ — “Временное положение о регистрации деловой активности в особых экономических зонах провинции Гуандун” — направлен на создание единообразных административных процедур. “Временное положение о регистрации” предусматривает, что предприятия с той или иной формой участия иностранного капитала, должны иметь специальные регистрационные удостоверения и разрешения (лицензии) на деятельность, выдаваемые департаментом промышленности и торговли каждой “особой зоны” с одобрения местных СНП. Иначе говоря, как и в случае со смешанными предприятиями, сохраняется разрешительный порядок образования предприятий. “Временное положение” устанавливает процедуру получения указанных документов, направленную на предоставление китайской администрации подробной информации о целях и масштабах деятельности предприятий, размере долевого капитала, их деловых связях и т. п. Регистрационные удостоверения служат документами, на основании которых предприятия открывают банковские счета в китайских государственных банках и регистрируются в местных налоговых органах. Следует отметить, что вопросы регистрации иностранных банков и иных финансовых учреждений специально исключены из рассматриваемого акта. Указывается, что подобные вопросы будут решаться, согласно отдельному положению. “Временное положение о регистрации” имеет одной из задач установление широкого контроля за деятельностью предприятий в “особых экономических зонах”. В связи с этим, предусматривается не только ежегодное возобновление регистрационных удостоверений, но и получение согласия местной администрации на изменение местоположения предприятий, их производственного профиля, суммы зарегистрированного капитала, сроков действия контракта о создании предприятия и т. д. Этой же цели подчинена и одна из статей, согласно которой департамент промышленности и торговли каждой “особой зоны” уполномочивается “инспектировать и контролировать” деятельность предприятий, а также предупреждать, штрафовать или закрывать те из них, которые нарушают данный нормативный акт. В ноябре 1981 г. было также принято “Временное положение о земле для Особой экономической Зоны Шэньчжэнь” провинции Гуандун. Его исходный принцип заключается в предоставлении заинтересованным организациям и лицам земельных участков на основе права пользования, а не права собственности. В связи с этим устанавливалось, что вся земля, природные ресурсы (как разрабатываемые, так и не разрабатываемые) и полезные ископаемые находятся “под единым управлением” городского народного правительства Шэньчжэня. Ему же принадлежит исключительное право реквизировать, национализировать и распределять землю в соответствии с планом развития данной экономической зоны. Нормы землепользования включают запрещение несанкционированного присвоения земли, разработки недр, строительства любого рода, а также запрещение продажи земли (в том числе в скрытой форме), ее аренды и уступки. В развитие ст. 12 “Положения об особых экономических зонах провинции Гуандун” в новом акте определяются размеры арендной платы, максимальные сроки аренды и процедура установления арендных отношений. Хотя величина арендной платы различается в зависимости от характера создаваемых предприятий и места их расположения, но в целом, она в несколько раз ниже, чем в соседних Гонконге и Макао. Земля для промышленного использования должна обходиться арендатору в 10—30 юаней за кв. метр в год, коммерческие предприятия вносят арендную плату в размере 70—200 юаней; за участки, отводимые под жилищное строительство, предусматривается оплата в 30—60 юаней; земля, используемая туристическими агентствами, арендуется из расчета от 60 до 100 юаней за кв. метр в год. Арендная плата не устанавливается раз и навсегда, а подлежит “урегулированию” каждые три года; уровень ее сопоставим с аналогичным показателем для смешанных предприятий в других районах Китая. Некоторые иностранные вкладчики рассматривают их как чрезмерные, но предприниматели из Гонконга, привыкшие к высокой плате за землю, могут счесть их вполне приемлемыми. Максимальные сроки пользования землей также неодинаковы и зависят, как отмечается во “Временном положении”, от “объема инвестиций и действительной потребности в них”. Наибольший период аренды земли для промышленных целей определен в 30 лет, для коммерческих предприятий — в 20 лет, для жилищного строительства и использования земли в целях “образования, науки, техники, медицины” — в 50 лет, для сельскохозяйственных предприятий — в 20 лет. Значительные сроки аренды, а также, предусматриваемая “Временным положением” возможность их продления, лишний раз говорят о том, что политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику строится на долговременной основе. По указанному нормативному акту, чтобы получить право на создание предприятия в Шэньчжэне, иностранный инвестор должен представить одобренный контракт о создании предприятия, а также ряд других документов в городское плановое управление, которое выдает соответствующую лицензию на землепользование. С целью оперативного создания предприятий с участием иностранного капитала “Временное положение” предусматривает жесткие сроки последующего предоставления проектной документации (шесть месяцев) и начала строительства (девять месяцев), при несоблюдении которых лицензия на землепользование может быть аннулирована. Строгий административный контроль распространяется и на ход строительства предприятий, и на сдачу их в эксплуатацию. При этом указывается на необходимость соблюдения существующих в КНР норм гражданского строительства. Благодаря введению в действие рассмотренных четырех “Временных положений”, специфика “особых экономических зон” приобрела достаточно конкретные характеристики. Однако, процесс юридического оформления деятельности зарубежного капитала в этих районах Китая нельзя было считать завершенным. Оставался ряд сфер, провозглашенных открытыми для иностранного бизнеса, в отношении которых пока не существовало ни общих, ни специальных правовых положений. На заполнение указанного “пробела” было направлено “Постановление о предоставлении СНП провинций Гуандун, Фуцзянь и их постоянным комитетам права вырабатывать отдельно действующие положения по всем экономическим вопросам для подчиненных им особых экономических зон”, принятое на 21-м заседании ПК ВСНП 26 ноября 1981 г. Согласно этому акту, в целях “более эффективного развития роли особых экономических зон”, СНП провинций Гуандун и Фуцзянь и их постоянным комитетам предоставлялось право “на основе принципов, установленных соответствующими законами, указами и политическими установками”, а также, сообразуясь с конкретными условиями зон и их реальными потребностями, разрабатывать “отдельно действующие положения по всем экономическим вопросам, подлежащие передаче в Постоянный комитет ВСНП и Государственный совет”. Данный акт давал властям Гуандуна и Фуцзяня беспрецедентные полномочия для улучшения “инвестиционного климата” в “особых экономических зонах”: они получили право реализации проектов с иностранным участием без ограничения объема инвестиций, при условии, что провинции могут самостоятельно обеспечивать предприятия фондами, сырьем, энергией. Сегодня специальные экономические зоны созданы в пяти южных городах Китая: Шеньчжень, Сямынь, Шаньтоу, Чжухай и Хайкоу. Однако, являясь закрытыми территориями, специальные экономические зоны достаточно дороги для проживания. Некоторым подобием СЭЗ в плане предоставления налоговых льгот являются льготные зоны так называемых “открытых городов” - центров провинций и городов, расположенных в приграничных районах. Положительная роль таких зон в развитии китайских провинций несомненна, однако не все подобные зоны имеют одобрение Правительства, поэтому для инвесторов более надежными являются капиталовложения в Зонах Экономико-Технологического развития. |