Российский Бизнес-центр в Китае
Вариантов работы за рубежом достаточно мало. Основной товарооборот на текущий момент – это оружие, оборудование для АЭС, энергоносители. В этой сфере реально участвовать в качестве самостоятельного активного игрока, малый и средний бизнес Дальнего Востока по понятным причинам не может. Данные сектора и сейчас, и в перспективе останутся подчиненными межгосударственным отношениям, и в них будет больше политики, чем экономики.
Следующая группа товаров - лес, рыба, металлы, машины и оборудование общего назначения, транспортные средства, услуги. Именно эта группа товаров сегодня и в ближайшие годы будет основной, где малый и средний бизнес России реально может активно работать и внедряться на рынок КНР.
Путей выхода на рынок КНР и закрепления там несколько:
обычный: продавец ведет переговоры с китайскими посредниками о продаже своего товара, которому впоследствии и продает его. Через 1-2 года начинаются переговоры о создании СП, еще через год СП создано под реальным контролем китайской стороны. Спустя еще 1-2 года, СП прекращает своё существование, с убытками для русской стороны.
Предприниматели прошедшие первый этап, сегодня пытаются создавать свои собственные юридические лица в КНР в разных формах.
Вариантов присутствия иностранцев на рынке КНР в качестве юридического лица четыре:
1-й - предприятие со 100%-ным иностранным капиталом.Схема всем хороша, кроме одного недостатка - в КНР надо ввести от 200 000 US$ и вложить их в экономику Китая. Данные условия неподъемны и нереальны для малого и среднего бизнеса России;
2-й – русско-китайское СП на территории КНР. Эта схема опробована десятки раз. Эффективность крайне низка, нормально работают только 3-4 предприятия из нескольких сотен СП созданных в Китае. Кроме этого, необходим взнос в уставный капитал от 100 000 US$ и серьезная финансовая подпитка первые 1,5-2 года. Недостатки: те же, что у предприятия со 100%-ным иностранным капиталом – серьезная невозвратная инвестиция в экономику КНР, плюс к этому ещё один недостаток - контроль над финансами, кадрами, сбытом у китайских партнеров. При остром дефиците финансовых ресурсов у русской стороны и невозможности содержания большого количества русских в Китае, это делает схему почти бессмысленной;
3-й – торговое представительство (филиал). Обязательный ввоз капитала в размере 86 000 US$ не является инвестицией, а считается средствами, необходимыми на содержание юридического лица. Эти средства вполне реально вернуть назад в Россию.
Крупные вложения, необходимость лицензии на право вывоза капитала, законодательные ограничения, делают все три схемы для русского молодого бизнеса неудобными.
4-й вариант – это создание рекламно-информационного представительства. Форма хороша всем, кроме одного: в КНР существует целый ряд законодательных ограничений на порядок работы этой формы предприятия и сложная система отчётности при проведении торговых операций. Порядок создания всех перечисленных форм предприятий в КНР описан в приложении № 7.
Если все четыре формы имеют и достоинства и недостатки, значит, не нарушая законов Китая, надо создать компанию, соединяющую в себе предприятия с разной организационной формой. Создать в КНР рабочий инструмент проникновения и закрепления на рынке Китая. За разрешение этой задачи взялся коллектив Межрегиональной информационно-аналитической палаты. Итогом их работы стала “Концепция интенсификации продвижения российского бизнеса в Китай”.
Исследуя данную тему, работники пришли к ряду выводов:
Развитие современной промышленности в регионе – вопрос 5-7 лет и огромных инвестиций, поэтому считаем, что в сегодняшних условиях, рынок услуг в КНР становится приоритетным. Речь идет о создании системы эффективной поддержки и оказания практической помощи предприятиям России, занятым в торговле КНР и стимулирование этой торговли. Финансовая слабость малого и среднего бизнеса, сложности получения кредитов, недоверие к банкам России во всем мире, отсутствие оборотных средств, плюс языковой барьер делают невозможным реальное участие русских предпринимателей в экспортно-импортных операциях, в объемах превышающих “челночную” торговлю. Создание структур, которые мы предлагаем организовать, снимут эти проблемы и развяжут руки нашим предпринимателям, как посредникам, так и производителям. Главная и единственная задача этих структур - оказание услуг и помощи предприятиям, стремящимся работать на рынке КНР.
К набору необходимых и востребованных услуг относятся:
-реклама
-обучение
- переработка груза
- информационное обеспечение
- юридическая поддержка
-офисы и жилье
-консультации специалистов
-сертификация
-сервисное обслуживание
-гарантии и кредиты
-предоставление технических исполнителей
- оказание услуг в сфере культуры.
Бизнесмен, работающий в КНР или в любой другой стране, вынужден решать все эти вопросы самостоятельно и не всегда решает их успешно, но всегда с большими финансовыми затратами.
Суть наших предложений сводится к следующему – создать предприятие в КНР из средств частных банков и компаний при участии администрации края.
Структура предприятия:
-орган управления размещается в РФ;
-исполнительные структуры размещаются в КНР и РФ;
-транспортно – экспедиторская компания для переработки малотоннажных контрактных грузов в России и КНР;
-оказание информационно-рекламных услуг в России и КНР
Функции “Бизнес – Центра” (название рабочее): Все работы, выполняемые “БЦ” можно разделить на 2 блока
Первый блок:
а) реклама - объединение усилий большой группы русских предприятий по организации своих рекламных компаний в КНР. Для каждого участника это даст экономию средств до 50 % от объема затрат, необходимых при самостоятельной работе;
б) обучение и подготовка русского персонала для работы в КНР;
в) информационное обеспечение: цены, адреса, связи, первичные переговоры;
г) юридическая поддержка;
д) консультации специалистов;
е) услуги технического персонала;
ж) организация работ на ярмарках.
Семь перечисленных видов услуг уже оказываются структурами, которые войдут как составные части в “БЦ” и сумма оказываемых ими услуг уже сегодня равна 550 000 – 650 000 US$. Через год реально удвоение объема услуг. При этом еще раз подчеркиваем: экономия средства для каждого заказчика составит не менее 50% по сравнению с неизбежными затратами понесенными при самостоятельной работе, что обеспечит приток новых клиентов и увеличение объема услуг.
Второй блок услуг. Эти услуги востребованы, но практически никто их не оказывает целенаправленно на территории КНР;
а) переработка контрактных грузов: прием и отправка контрактных грузов по маршруту Суйфэньхэ – Гродеково, погрузо-разгрузочные работы, хранение и складирование грузов клиентов. Обслуживание “челнока” организовано хорошо, однако, малотоннажный груз, приобретённый по контрактам, никем не обслуживается.
б) сервисное обслуживание русской техники. Главная проблема, при незначительности объемов поставок организация собственных сервисных Центров, неподъёмна для предприятий, а их отсутствие срывает расширение поставок;
в) предоставление офисов и жилья в субаренду;
г) сертификация. Сегодня сертификация проводится в РФ и ведет к простою груза на таможенных складах в среднем до недели, и, вследствие этого - задержке исполнения контракта. При предлагаемом варианте работы данная проблема снимается, схема опробована и успешно работает в Корее. Схема отработана Сахалинской ТПП;
д) кредиты и гарантии;
е) культурный обмен: структуры “БЦ” смогут оказать значительное влияние на информационно-культурную экспансию России на северо-восток КНР, через издание материалов о России, обмен художественными коллективами, музейными экспозициями и т.д. Эта работа сможет улучшить социально–психологический климат в северо-восточных провинциях КНР, что положительно отразится на работе российских бизнесменов в КНР.
Выгоды, которые получит регион от реализации программы.
1. Регион получит от 2700 до 3500 рабочих мест в малом и среднем бизнесе;
2. Экспорт РФ в КНР за счет продукции машиностроения возрастет на 60-70 млн. US$. И все эти грузы пойдут через пограничные переходы Приморья.
3. Расчеты КНР – РФ будут осуществляться через банки Приморья и Хабаровского края.
4. Основная часть прибыли от сделок будет оседать в местных компаниях, которые и будут основными клиентами “БЦ”.
5. Объем налоговых поступлений возрастает за счет таможенных платежей, экспортно-импортных сделок, налоговых платежей Дальневосточных фирм-клиентов “БЦ”.
6. Резко возрастает прозрачность экспортно-импортных сделок и возврат валютной выручки в РФ.
7. Усиливаются внутрироссийские межрегиональные связи и роль регионов-учредителей в них.
8. Получает мощный дополнительный импульс развития малый и средний бизнес.
9. Малый и средний бизнес Дальнего Востока получит веские доказательства того, что власти могут эффективно помогать бизнесу, а не только мешать ему.
В перспективе считаем возможным при определенной коррекции и учете ошибок, которые неизбежно выявятся при реализации программы в КНР распространить опыт на другие страны АТР.