Проведя сравнение развития хозяйства КНР и РФ в 2001 году необходимо констатировать: Россия всё больше теряет свои позиции на рынке КНР. Мы уступили в экспорте леса: объеме вывоза сохранили, а по цене за 1 м3 потеряли в среднем до 10% цены. Это при росте цен на лес в КНР на те же 10%. Мы сократили поставки чёрных металлов и рыбопродукции. Пока сохраняем свои позиции в продаже цветных металлов и металлолома. По данным Москвы процветает наш оружейный бизнес. В сфере продаж энергоносителей больших объёмов продаж нет. Мы продолжаем поставки асбеста, который Китай перепродаёт с хорошей прибылью во Вьетнам и другие страны АТР. В остальных секторах - застой и медленный откат с тех позиций, которые мы всё ещё занимаем.
Проект I. Масличные культуры
Последние 4 года в КНР имеет место рост потребления и производства масличных культур 3,5-4 % в год. Производство масел в КНР составляет 15,5 млн. тонн, ввоз масел - 2,2 млн. тонн, при вывозе из КНР 7-8 млн. тонн сырья масленичных культур. Из этих цифр можно сделать 2 вывода:
сырья производится больше, чем может переработать КНР, при потребности в растительных маслах больше, чем производится внутри Китая при постоянном росте потребления;
рынок КНР заинтересован в поставках на внутренний рынок следующих товаров:
- прессы для отжима масел из сырья;
- центрифуги для разделения фракций;
- испарители для отгона летучих фракций;
- фильтры;
- растворители для выделения масел;
- сушилки жмыховые.
Эта продукция выпускается четырьмя разными типами заводов в РФ. Оборудование для пищевой промышленности, прессов и гидравлики, фильтров, химии.
Емкость рынка
Требуется переработать 6-7 млн. тонн дополнительной продукции. Рост рынка сбыта оборудования будет существовать минимум 5-7 лет. Объём этого рынка соизмерим с рынком подобной продукции всей России, т.к. рост населения и его благосостояния гарантирует рост потребления рынка оборудования
Оценочная стоимость 75-85 млн.$ на 30-40 объектах. И это кроме модернизации, реконструкции, поставки запчастей и т.д. Необходимые затраты для выхода на этот сектор рынка в пределах 100 000–120 000$ в год.
Проект II. Осветительные системы
Объём экспорта осветительной аппаратуры из КНР в 2001 году составил 1764 млн.$ (оценка) плюс 1518 млн.$ - экспорт через Гонконг, по данным официальной статистики Гонконга. Всего экспорт составил 3282 млн.$. Внутреннее потребление удваивает эту цифру и доводит её до 6870 млн.$, что хорошо согласуется с цифрами статистики КНР.
Рост производства в отрасли колеблется 1999 г.– 15 %, 2000 г. – 29 %, 2001 год – 18 %. Из этой массы продукции примерно 7,3 % - элитные изделия, оснащённые хрустальной первоклассной навеской, стоимость которых в общей стоимости изделия составляет 65-70 %.
Китай производит качественный хрусталь в ограниченном количестве и закрывает не более 10 % потребности данной отрасли. Гонконг хрусталь не производит вообще.
Хотим еще раз подчеркнуть – речь идёт не о стеклянной навеске, а о высококачественном хрустале. Производство качественного хрусталя освоено в СССР как выпуск побочного продукта, производимого практически всеми заводами чёрной металлургии. Сегодня завоз хрусталя идёт из Чехии, Австралии, Германии. Емкость рынка 7,5-8,1 млн.$ в год при 20 % роста рынка в год. Для наших производителей остаётся место объёмом в 1,5-2 млн.$ в год за счёт роста рынка, не говоря уже о конкуренции с Европой за счёт цены, качества, условий поставки.
Проект III. Корма в животноводстве
“Коровье бешенство” - проблема мирового масштаба. Китай, при невысоком технологическом уровне содержания крупного рогатого скота и широком применении западных технологий его выкармливания, опасается возникновения эпидемий на своей территории.
Одно из основных мероприятий, намеченных в КНР для предотвращения эпидемий “коровьего бешенства” - замена костной муки на рыбную и соевую.
Объём производства рыбной муки ограничен выловом рыбы, поэтому основной упор в КНР сделан на жмых масличных культур, соевую муку, другие бобовые.
Данные по объёмам соевого шорта в КНР
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
Производство
|
9,18
|
12,76
|
13,82
|
14,95
|
Импорт
|
1,52
|
6,63
|
0,75
|
1,23
|
Потребление
|
11,40
|
13,69
|
14,48
|
16,2
|
Остаток на конец сезона
|
0,46
|
0,74
|
0,8
|
0,42
|
Из этих цифр следует, что рост производства составил примерно 2 000 000 тонн за 2001 год. К этому надо добавить жмыхи масличных (в КНР по классификации соя к масличным культурам не относится) 6-7 млн. тонн. Итого, объём продукции, идущей на корм за год вырос на 8-9 млн. тонн и будет расти теми же темпами ближайшие 3-4 года.
Отсюда следует ожидать рост спроса на измельчители, биодобавки, антибиотики, емкости для смешивания компонентов, сушильные камеры, аппаратуру по контролю качества. Стоимость оборудования для этих целей 35-37 млн. $ на 180-200 объектах.
Проект IV. Оборудование для животноводства
Отдельно стоит комплекс проблем по поддержанию санитарии и гигиены в животноводческих комплексах. Это предметы для дезинфекции помещений: насосы, шланги, переработка и утилизация фекалий.
В связи с тем, что перед Европой и Америкой стоят те же проблемы, только намного острее, то рынок изделий по производству комплектующих для выпуска кормовых соево - масличных добавок достаточно обширен во всем мире. Пока западные производители латают дыры, созданные “коровьим бешенством” у себя дома, рынок Китая испытывает дефицит такой продукции. Учитывая тот факт, что в КНР практически отсутствуют традиции и навыки содержания крупного рогатого скота, технологии выработки новых кормовых смесей, становится ясно, что для русских производителей открывается ещё одна ниша на мировом рынке. Емкость оборудования, необходимого на нём составляет 45-50 $. На рынке будет сохраняться устойчивый рост в течение ближайших 4-6 лет.
Проект V. Биодобавки
В Китае существует также и проблема биологических добавок в корм скоту. В связи с изменением структуры кормов (замена костной муки соевым шортом), возникает комплекс вопросов, связанных с заменой биодобавок и продажами технологий по их выработке.
Оценочная стоимость этого сектора от 30 до 70 млн.$ в год. Все зависит только от рекламных усилий. Этот сектор рынка КНР можно получить, передавая в КНР биодобавки, компенсирующие изменения, возникшие при смене кормов, применяемых сегодня. Но надо сменить тактику продаж, так как ныне существующая тактика “предлагать всё, что у нас есть полезного, без целевой ориентации”, себя не оправдывает.
Проект VI. Образование
Ещё более захватывающие перспективы открываются перед системой российского образования. Сегодня на 95% эта работа сводится к обмену студентами на межгосударственной основе. Это хорошая система, но она занимает ¼ рынка образования, на которую могут претендовать российские образовательные учреждения как высшие, так и среднетехнические.
Для того, чтобы правильно работать на этом рынке, необходимо знать, что в КНР, в отличие от РФ и СССР никогда не было бесплатного образования. В РФ население развращено формальной бесплатностью услуг. Так как в Китае социализм никогда не одерживал “окончательную победу”, в начальной школе сохранялась невысокая плата, а дальнейшие этапы оплачивались населением, либо предприятиями по прямым персональным договорам в полном объёме. Население КНР изначально готово платить за образование, т.к. не знает никакой другой системы. Отечественное образование китайцев не удовлетворяет, т.к. к престижным ВУЗам мирового класса во всём Китае относятся всего 2-3. Эти предпосылки создают прекрасные условия для выхода на рынок образовательных услуг параллельно с межгосударственным обменом российскому образовательному бизнесу.
Существует возможность хорошо зарабатывать в этом секторе рынка КНР, причем можно делать это без значительных финансовых затрат.
Обучение. Реализация идей, выработанных в Томском политехническом университете.Организация в КНР постоянно действующей приемной комиссии группы ВУЗов РФ.
В КНР создаётся ПДПК с постоянным персоналом. Намечается 7-8 городов КНР провинциальных центров, курортов и т.д., в которых проводятся как рекламные компании, так и организуется приём студентов. Оценочная стоимость проекта - 100 000-120 000 $ в год. Экономическая отдача от проекта по нашим оценкам может достигать 1,52 млн.$ в год. Перспектива реализации проекта 1 год.
Проект VII. Курсы повышения квалификации для рабочих и служащих
Второй образовательный проект - организация курсов повышения квалификации рабочих и служащих КНР среднего звена на базе этой же ПДПК. Программы обучения: обслуживание лазеров, сложных химических установок; обслуживание реакторов и т.д. По нашей оценке, такие курсы российские ВУЗы могут провести 25-30 раз. Обучение будет проходить на платной основе рабочие и техники (ИТР переобучаются уже в России по другим программам). Курсы повышения квалификации будут продолжаться 1,0-1,5 месяцев. Финансовая отдача от одного курса в течение года составит 55 000-60 000$.
Проект VIII. Бытовая техника
Ещё одна ниша – рынок готовой бытовой техники. У нас сложился стереотип мышления, что Китай и другие страны АТР целиком заполнили мировой рынок бытовой техники и никому на их собственный рынок прорваться невозможно. Это далеко не так. В КНР быстро растёт благосостояние населения. Активно формируется средний класс, меняется стиль жизни. В определённых кругах, а это 1,5- 2 % населения или 20-30 млн. потенциальных покупателей, начинает культивироваться западный образ жизни, идеализируются европейские и американские стандарты. Становится модным жить “как там”. Это означает присутствие в домах “новых китайцев” стиральных машин и холодильников, пылесосов и микроволновых печей, газовых плит и сковородок европейского производства. Так, компания, призводящая бытовую технику “SIEMENS”, начала рекламную компанию под лозунгом: “У шикарной женщины должна быть стиральная машина “SIEMENS”. Тот же “SIEMENS” продаёт утюги в пекинских универмагах по цене 150-180$ при аналогах китайского производства стоимостью 10-15$. В номенклатуре продукции марок “SIEMENS”, “BOSH”, “BSB”, “Эриксон” присутствует до 30 % товаров сверхдорогих по меркам КНР, которые дают 20 % продаж от общего объёма этих компаний в КНР.
Данный сектор потребительского рынка уже сложился, он будет удваиваться каждые 3-4 года. Выход российских производителей на рынок Китая совершенно реален и требует только воли и организации сбыта товара. Прогнозировать его емкость очень сложно. Если суммировать объёмы продаж “SIEMENS”, “BOSH”, “BSB”, “Эриксон” и взять от них 20 %, то мы получим сумму до 500 000 000$ в год, из которых 50 % падает на производство товаров бытового назначения на предприятиях, размещённых в КНР. Остальные дорогостоящие товары ввозятся из Европы.
В РФ почти все заводы оборонного комплекса и гражданского назначения выпускали ТНП. Эти цеха у большинства производителей сохранились и влачат жалкое существование, не выдерживая конкуренции с китайским, корейским, турецким товаром. Товары нашей оборонной промышленности отличаются высоким качеством, надёжностью и невысокой ценой. Это все те качества товара, которые сегодня востребованы в Китае:
а) белая сборка;
б) надёжность и качество;
в) цена;
г) мелкосерийность.
Российскому производителю сегодня не хватает:
рекламной поддержки.
яркой раскрученной марки.
условий для продажи широкого сортамента, мелкосерийного товара.
Проблема рекламы снимается объединением усилий 3-4 предприятий.
Запоминающаяся марка – вопрос, который могут решить грамотные специалисты в области дизайн, необходима также согласованная политика производителей. Большинство западных производителей бытовой техники на рынок КНР выходит с одним усредненным товарным знаком на всю корпорацию, на все виды и типы выпускаемой техники, что в принципе отличается от техники продаж, принятых в странах Европы.
Секторы рынка бытовой техники, на которые могут смело претендовать российские производители, состоят из стиральных машин, холодильников. Эти два сектора нами обсчитаны и проанализированы. Скорее всего, аналогичные сектора найдутся у других товаров российского производства. Емкость рынка на первом этапе может быть оценена 12-13 млн. US$.
Мы рассмотрели возможные ниши для российского бизнеса в сферах пищевой промышленности, бытовой техники и образования. Однако, возможная сфера деятельности российских предпринимателей на рынке КНР, этим не ограничивается. Ещё два сектора рынка КНР ждут тех, кто придёт на них. Первый сектор – это автомобилестроение. Второй – строительная техника и грузоподъёмные механизмы.
Проект IX. Автомобилестроение
“General Motors” в начале 90-х годов в районе Шеньяна построил завод по производству джипов и микрогрузовиков. Продукция завода оказалась дорогой и не смогла выйти на заданные объёмы продаж. В 1994 году завод был законсервирован. В 2000 году американцы вложили туда почти 230 млн.$, обновили завод и восстановили его работу. В 2001 году завод работал в 1 смену и делал 15 000 джипов и однотонных грузовиков в год, а в 2002 он выпустил 50 000 машин. На завод в Шеньяне из-за границы, ввозится автооптика, ряд реле, автозапальные свечи, часть резинотехники, прокладок. Всего на сумму от 2,9 до 3 млн.$ в 2001 году. В 2002 году эти суммы утроятся, достигнут до 9 млн.$. Почти идеальный рынок сбыта российской продукции, причем выталкивать с него никого не придётся, т.к. он постоянно расширяется.
В 2001 году китайцы организовали тендер для поставок на северо-восток КНР комплектующих частей на свои автозаводы. Основная ставка при организации тендера была сделана на Россию, однако ни один завод РФ в тендере участия не принял. Только “РУССОГАЗ” отправил регистрационную заявку, на том и остановился.
Проект X. Строительное и подъёмно-транспортное оборудование
В этой отрасли КНР работает 1012 предприятий. У 307 предприятий годовой оборот составляет более 1200 000$. Ими произведено продукции на 4,3 млрд.$ и прибыль отрасли составила почти 200 млрд.$. Иностранный капитал присутствует в 39 предприятиях из 307 лидеров. В 1999 году он присутствовал только на 30 предприятиях, при этом объём производства на этих 39 предприятиях составляет 34,2 % от общего производства отрасли в КНР. Число работающих на этих предприятиях превышает 400 000 человек. Общий объём производства на всех 1012 предприятиях превысил 5,3 млрд. $.
Казалось бы, а что нам здесь делать? А дел здесь очень много. Внутренний рынок КНР в 2001 году закрыт на 67,3 % продукцией собственного производства. Недостающую технику пришлось закупать за рубежом, затратив на это 2,57 млрд.$. При этом рост объёма в потребности в строительном и подъемно-транспортном оборудовании за 8 лет утроился. В 1994 году было произведено и закуплено такой техники на 2,5 млрд.$, в 1998-5 млрд.$, а в 2001-7,87 млрд.$.
Если в 1990 году 78 % всей техники производилось в КНР, то к 2001 году доля собственного производства сократилась до 62,2 %. В абсолютных цифрах ввоз Китаем техники ещё интересней.
Таблица ввоза в КНР в 2001 году некоторых видов грузоподъёмной и строительной техники:
Продукция
|
Шт.
|
Тыс. $
|
Бульдозеры
|
147
|
23766
|
Экскаваторы
|
1710
|
123420
|
Погрузчики ковшевые
|
560
|
39860
|
Скреперы
|
20
|
1180
|
Дорожно-строительные машины
|
712
|
104670
|
Бетоновозы
|
701
|
91630
|
Погрузчики вилочные
|
9819
|
83146
|
Строительные краны
|
616
|
46600
|
Лифты
|
3640
|
307610
|
Эскалаторы
|
690
|
59760
|
Россия всегда занимала твёрдые позиции в производстве козловых кранов, мостовых кранов, пассажирских лифтов, и в свое время поставила их немало на рынок КНР. Челябинские промышленные трактора и сегодня работают в Китае, Туймазинские бетоновозы - обычное явление на стройках. Красноярские карьерные экскаваторы хорошо помнят и ждут в Китае.
Рынок Китая в этой отрасли, емкостью 2,5 млрд.$ в год, удваивается каждые 3 года. Специфика этого сектора в том, что китайцы привыкли видеть здесь иностранцев. Нашу технику хорошо знают, и готовы к сотрудничеству с Россией, но для этого надо прийти в Китай самим.
Проект XI. Рельсы
Трудно найти в России человека, который бы не слышал о “великом бизнесе” в КНР – продаже старых рельсов на металлолом. В этом очерке мы рассмотрим некоторые аспекты такого бизнеса.
Рельсы, в отличие от осетрины, могут иметь 4 уровня свежести. При этом материал любого уровня пользуется спросом и дает хороший доход при торговле.
Первый сорт – рельсы новые, доставленные с завода или склада длительного хранения. И в КНР и в РФ системы рельсового хозяйства очень схожи. В России наиболее распространены рельсы марки Р-65, Р-50, КР-70. Они используются на главных путях магистральных железных дорог, обеспечивая безопасное движение составов весом до 5000 т со скоростью до 100 км/час. То же самое относится и к железнодорожным стрелочным переводам. Новые рельсы с маркировкой КР используются на новых подкрановых путях ведомственных владельцев. Предприятия, крепко стоящие на ногах и строящие собственные железнодорожные ветки, обычно также стараются использовать новые рельсы. На главных путях, изношенный на10 % рельс, подлежит замене на новый. За эту выбраковку отвечает большая и хорошо оснащенная служба МПС.
Снятые рельсы приобретают качество товара второго сорта, пригодного для дальнейшего использования по назначению. Рельсы, снятые с главного пути переставляют на вспомогательные пути МПС и ведомственные пути. Здесь, при должном обслуживании и своевременном ремонте железнодорожного полотна, рельсы эксплуатируются ещё десятки лет.
На вспомогательных ведомственных путях стоят и нормально работают рельсы производства 40-х годов с равномерным износом головни, превышающим 30%. Это относится в равной степени и к РФ и к КНР.
Рельсы третьего сорта применяются в качестве строительного материала. В этом случае рельсом заменяют балку. Высочайшее качество металла, его прочность обеспечивает такой балке долгую службу.
И, наконец, рельсы на металлолом – товар четвертого сорта. Это разорвавшиеся, треснувшие рельсы, куски стрелочных переводов, рельсы с изношенной головкой свыше 50 – 70 %, обрезки рельсов и т.д.
Чем торгует Россия? В Китай мы продаём рельсы только двух сортов: первого и последнего. I сорт вывозят по двум схемам:
1 схема – новые, с завода, в очень маленьких количествах, контракты заключают на уровне государственных органов.
2 схема, по сути, контрабанда – коммерческие структуры новые рельсы ввозят в КНР, декларируя как старые.
В другом случае все рельсы продаются как металлолом. При этом китайская сторона старается организовать скупку “рельсового металла” на территории РФ с наличным расчетом.
А теперь немного экономики и цифр
Качество
|
Количество
|
Цена в КНР
|
Рельсы новые
|
1 т аналог Р-65
|
от $ 512 до $ 427
|
Рельсы б/у
|
1 т аналог Р-65
|
от $ 462 до $ 329,
|
в зависимости от сезона, на пике ремонтных работ цена максимальная, в межсезонье – минимальная.
|
балка строительная, по характеристике соответствующая рельсу
|
1 т
|
$ 203
|
Металлолом рельсовый на переплавку
|
1 т
|
$ 196
|
Ввиду того, что РФ поставляет в КНР в основном рельсы на металлолом, то мы и говорим о пошлинах на рельсовый металлолом. В КНР НДС на рельсы, таможенный сбор, пошлина и налог фиксированные, и в сумме равны 12$, независимо от контрактной стоимости.
Средняя цена на металлолом обычный, поставляемый из РФ в КНР колеблется от $ 76 до $ 95 за тонну. Рельсовый металлолом (т.е. с износом от 10 до 20 %) стоят $ 110. Объём поставок реального металлолома в общем объёме продаж рельсов на металлолом не превышает 10-13 % от общего объема продаж Стоимость доставки тонны металлолома в КНР из РФ не превышает $ 20.
Итак, забавная арифметика:
Затраты на вывоз рельсов с небольшой степенью износа из РФ в КНР
|
Затраты на вывоз рельсов, непригодных для повторного использования
|
$ 110
|
цена рельсов
|
$ 85
|
цена металлолома рельсового
|
$ 20
|
цена доставки
|
$ 20
|
доставка через границу
|
$ 12
|
пошлина в КНР
|
$ 12
|
пошлина в КНР
|
$10
|
цена грузовых работ в КНР
|
$ 10
|
грузовые работы в КНР
|
Итого: $ 152
|
|
Итого: $ 127
|
|
В таблице взяты максимально высокие цены на все услуги.
Реальный объём затрат китайской компании, вывозящей рельсовый металлолом из РФ колеблется от $ 127 до $ 152 за тонну.
$196 - $132 = $64 - чистая прибыль китайской стороны при продаже рельсов как материала для повторного использования.
$ 329 - $ 152 = $ 177 - чистая прибыль китайской стороны в сезон ремонтных работ или 150% от прибыли - это уже соизмеримо с торговлей наркотиками и оружием.
Из приведённых цифр становится понятным интерес китайцев к скупке рельсов исключительно на металлолом.
Русские бизнесмены, занимаясь продажей рельсов в КНР, на каждой тонне теряют минимум $100 США.
Что необходимо предпринять российским предпринимателям, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону:
Зарегистрировать в КНР либо СП с 99 % капитала России, либо предприятие со 100 % русским капиталом.
Отгружать рельсы не китайским перекупщикам, а в адрес этого предприятия.
В рамках предприятия создать отдел сбыта, завязанный не на металлургические заводы, а на владельцев ведомственных железнодорожных путей.
В итоге прибыль от торговли рельсами возрастет примерно в два раза.