|
Путь по сайту: Главная / Законодательство КНР / Законодательство и экономика Китая - Том III / Трудовой кодекс КНР
Трудовой кодекс КНРПриказ председателя КНР №28
Статья 1. Настоящий кодекс устанавливает защиту законных прав и интересов трудящихся, регулирует трудовые отношения, охраняет трудовой режим социалистической рыночной экономики, содействует экономическому развитию и общественному прогрессу, согласно Конституции. Статья 2. Настоящий кодекс применяется к предприятиям, индивидуальным предпринимателям и для формирования трудовых отношений трудящихся. Статья 3. Трудящиеся имеют равные права в трудоустройстве и выборе профессии, в вознаграждении труда, в отдыхе, в обеспечении безопасности и санитарных условий, в получении профессионального обучения, в страховом и социальном обеспечении, в разрешении трудовых споров, а также в других установленных законом правах. Статья 4. Организации, использующие наёмный труд, согласно закону и положениям устава, гарантируют выполнение трудовых прав и обязательств трудящихся. Статья 5. Государство принимает разные меры, содействует трудоустройству, развивает профессиональное образование, устанавливает трудовые нормы, регулирует общественный доход, совершенствует общественное страхование, гармонизирует трудовые отношения с целью повышения уровня жизни трудящихся. Статья 6. Государство поощряет трудящихся исполнять социалистический трудовой долг, поддерживает дух трудовой соревновательности и инициативу внесения рационализаторских предложений, благоприятствует проведению научных исследований трудящимися, внедрению технических новаторств и изобретений, торжественно отмечает и награждает образцовых и передовых тружеников. Статья 7. Трудящиеся согласно закону имеют право принимать участие в профсоюзной деятельности и организовывать профсоюзы. Статья 8. Трудящиеся согласно закону участвуют в демократическом управлении, защите законных прав трудящихся на предприятиях, проведении равноправных переговоров через собрание рабочих и служащих, съезд представителей рабочих или другие формы. Статья 9. Административный отдел труда при Госсовете контролирует работу всех трудящихся.
Статья 10. Государство, содействуя развитию экономики и общества, создаёт условия для трудоустройства, расширяет возможности трудоустройства. Статья 11. Народные правительства всех уровней должны принимать меры, совершенствуя структуру биржи труда, предоставляя услуги трудоустройства. Статья 12. Устраивающиеся на работу, вне зависимости от национальности, расы, пола, религии, не дискриминируются. Статья 13. Женщины обладают равными с мужчинами правами при устройстве на работу. При приеме на работу нельзя отказывать женщине в предоставлении рабочего места исключительно из-за половой принадлежности или преувеличивать требования к женщине при трудоустройстве, исключением являются виды работы или должности, которые не могут занимать женщины согласно государственным постановлениям. Статья 14. Калеки, работники из малочисленных народностей, отставные военные, законодательно имеющие особые права, регламентируются отдельно. Статья 15. Запрещается предприятиям принимать на работу подростков, не достигших 16 летнего возраста; если предприниматель нарушает данную статью, он должен получить разрешение суда, согласно соответствующим государственным постановлениям, а также гарантировать право подростков на образование.
Статья 16. Трудовой договор устанавливает отношения работника и предприятия, определяет двусторонние права и обязанности. Статья 17. Заключение и изменение трудового договора основано на принципах равенства, добровольности, согласованности, единства, недопустимо нарушать законы, нормативно-правовые акты. Статья 18. Следующие виды трудовых договоров считаются недействительными: Статья 19. Трудовой договор заключается в письменной форме и имеет следующие статьи: Статья 20. Сроки трудового договора подразделяются на определенные, неопределенные и сроки по завершению работы. Статья 21. В Трудовом договоре может быть установлен испытательный срок. Испытательный срок не может превышать 6 месяцев. Статья 22. Стороны трудового договора могут ставить условия сохранения производственной тайны предприятия. Статья 23. При наступлении установленных трудовым договором условий прекращения трудового договора или по требованию сторон трудового договора, трудовой договор прекращается. Статья 24. По обоюдному согласию стороны могут расторгнуть трудовой договор. Статья 25. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем на следующих основаниях: Статья 26. Если имеется какое-либо из следующих оснований, предприятие может расторгнуть трудовой договор, но должно уведомить увольняемого работника не позднее, чем за 30 дней, в письменной форме: Статья 27. Если предприятие на грани банкротства временно проводит правомерное упорядочение, или если в ведении хозяйства возникли серьёзные трудности, и предприятию необходимо сократить штат сотрудников, следует за 30 дней известить профсоюз о создавшейся ситуации, выслушать мнение профсоюза или служащих, после доклада в административный отдел труда, предприятие может приступить к сокращению штата. Статья 28. Работодатель согласно статьям 24, 26, 27 о расторжении трудового договора, в соответствии с государственными законами, предоставляет выходное пособие. Статья 29. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя согласно статьям 26, 27, если имеют место следующие обстоятельства со стороны работника: Статья 30. Если профсоюз считает необоснованным увольнение сотрудника, он имеет право выдвинуть возражение. Если предприятие нарушает закон или трудовой договор, профсоюз вправе потребовать пересмотра; Статья 31. Увольняющийся работник должен предупредить работодателя об увольнении в письменной форме за 30 дней. Статья 32. Если имеется одно из следующих обстоятельств, работник может в любое время предупредить предприятие о расторжении трудового договора: Статья 33. Рабочие и служащие предприятия с одной стороны и предприятие с другой, могут заключить коллективный договор по вопросам вознаграждения труда, рабочем времени и времени отдыха и отпуска, безопасности труда, страхования и другим вопросам. Проект коллективного договора должен быть предъявлен на обсуждение представителям профсоюза рабочих или всего коллектива работников. Статья 34. После подписания коллективный договор должен быть передан в административный отдел труда. Если административный отдел труда в течение 15 дней с момента получения коллективного договора не выдвигает возражений, коллективный договор вступает в силу. Статья 35. Заключённый по закону коллективный договор имеет обязательную силу для предприятия и трудового коллектива. Условия труда и оплата труда, а также другие вопросы в каждом трудовом договоре, заключённом между отдельным работником и предприятием не должны быть хуже условий коллективного договора.
Статья 36. Государством установлен 8-часовой рабочий день, в среднем рабочая неделя не должна превышать 44 часа. Статья 37. Для работников сдельного труда, предприятие согласно статье 36 настоящего кодекса определяет разумный режим работы и нормы оплаты труда. Статья 38. Работодатель гарантирует работнику не менее 1 выходного дня в неделю. Статья 39. Предприятие, которое в силу своих особенностей не может соблюдать статьи 36, 38 настоящего Кодекса, может использовать другие методы труда и отдыха, одобренные административным отделом труда. Статья 40. Работодатель обязан предоставлять отдых на следующие праздничные дни: Статья 41. Работодатель при возникновении хозяйственной необходимости, после согласования с профсоюзом или работниками может продлить время работы, обычно не более 1 часа каждый день. Предприятия, вынужденные в силу специфических причин продлевать рабочее время, в рамках соблюдения охраны здоровья работников, устанавливают дополнительное время работы каждый день не более 3 часов, и не более 36 часов в месяц. Статья 42. При наличии одного из следующих условий, продление времени работы может быть ограничено: Статья 43. Предприятие не может нарушать установленный настоящим кодексом режим рабочего времени. Статья 44. Нормы выплат заработной платы работникам, работающим сверх установленного рабочего времени: Статья 45. Государство предоставляет ежегодный оплачиваемый отпуск. Статья 46. Распределение заработной платы основывается на принципе равной оплаты за равный труд. Статья 47. Предприятие, в соответствии с хозяйственными особенностями и экономической эффективностью, согласно закону самостоятельно определяет способ распределения и уровень зарплаты. Статья 48. Государство гарантирует минимальный уровень заработной платы. Минимальный размер зарплаты труда устанавливается конкретно в провинциях, автономных районах, городах центрального управления народным правительством и доводится до сведения Госсовета. Статья 49. Определение минимального размера зарплаты труда осуществляется, исходя из обобщённых справочных материалов, по следующим факторам: Статья 50. Зарплата выплачивается каждому работнику в денежном виде ежемесячно. Не допускается урезание или необоснованная задержка заработной платы. Статья 51. Работникам, в период законно установленных праздников, участвующим в брачных и похоронных процессах, а также участвующим в общественных мероприятиях, предприятие выплачивает зарплату.
Cтатья 52. Предприятие должно установить и укрепить режим трудовой гигиены, строго исполнять государственные правила и нормы безопасности и гигиены труда. Проводить разъяснения среди рабочих о безопасности и гигиене труда, не допускать в трудовом процессе аварий, снижать профессиональный риск. Статья 53. Меры безопасности и гигиены труда должны совпадать с установленными государством нормами. Статья 54. Предприятие должно предоставлять работнику соответствующие установленным государством условия безопасности и гигиены, средства трудовой деятельности; для работников занятых в опасных сферах труда проводить текущие медицинские обследования. Статья 55. Занятые в особых отраслях работники должны проходить специальное обучение, кроме того, получать квалификацию в специальной отрасли. Статья 56. Работник в процессе труда должен строго соблюдать правила безопасности. Статья 57. Государство ведёт расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Административные отделы труда народных правительств всех уровней от уездного уровня, соответствующие отделы по труду и предприятия согласно закону ведут учёт, доклад и разбирательство возникших в процессе производства случаев ранения, смерти, заболевания работников.
Статья 58. Государство для женщин и несовершеннолетних сотрудников предусматривает особую охрану труда. К несовершеннолетним работникам относятся работники в возрасте от 16 до 18 полных лет. Статья 59. Запрещается распределять женщин в менструальный период на шахты, в скважины, на установленный государством физический труд 4-ой степени тяжести и другой запрещённый труд. Статья 60. Запрещается применение труда женщин на высоте, с низкой температурой, работы в холодной воде и установленный государством физический труд 3-ей степени тяжести. Статья 61. Запрещается распределять женщин в период беременности на установленный государством физический труд 3-ей степени тяжести и другие виды труда, запрещённые для беременных женщин. Не допускается направлять женщин с седьмого месяца беременности работать сверхурочно и в ночные смены. Статья 62. Женщинам по беременности и родам предоставляются не менее 90 дней отпуска. Статья 63. Запрещается направлять женщин в период кормления новорожденных до года на установленный государством труд 3-ей степени тяжести, и другие запрещённые для кормящих женщин виды труда, запрещается применение труда сверхурочно и в ночные смены. Статья 64. Не разрешается направлять несовершеннолетних работников на шахты, скважины, установленный государством физический труд 4-ой степени тяжести и другие запрещённые государством виды труда. Статья 65. Работодатель для несовершеннолетних работников организует проведение медицинских осмотров.
Статья 66. Государство всеми путями и средствами развивает профессиональное обучение трудящихся, способствует профессионализму работников, повышает трудовые качества работников, укрепляет трудовые способности трудящихся. Статья 67. Народные правительства всех уровней в целях расширения профессионального обучения ведут планирование общественного экономического развития, одобряют и поддерживают предприятия, хозяйственные учреждения, коллективных и индивидуальных предпринимателей, проводящих профессиональное обучение. Статья 68. Предприятия должны устанавливать режим профессионального обучения, согласно закону распределять и использовать средства на профессиональное обучение, согласно ситуации на предприятии проводить плановое обучение сотрудников. Статья 69. Государство определяет виды профессий, профессиональные нормы, осуществляет режим ведения трудовых книжек, с помощью органов, ответственных за проведение аттестации профессиональной подготовки трудящихся, осуществляет проверку профессиональных качеств работников.
Статья 70. Государство способствует развитию общественного страхования, организации страховых фондов, позволяющих трудящимся в старости, по болезни, производственных травмах, деторождении и в других случаях получать помощь и компенсацию. Статья 71. Уровень общественного страхования отвечает уровню экономического развития и общественным возможностям. Статья 72. Общественные страховые фонды в соответствии с типом страхования определяют источник страховых фондов, осуществляя поступательное единое планирование. Предприятия и сотрудники должны, согласно закону, участвовать в общественном страховании, платить общественные страховые взносы. Статья 73. Работники в следующих случаях получают страховое вознаграждение: Статья 74. Общественные страховые органы, согласно закону, контролируют приход и расход взносов, управление и функционирование фондов, к тому же, общественные страховые организации несут ответственность за сохранение и увеличение ценности фондов. Статья 75. Государство поощряет работодателей, которые, согласно действующей ситуации на предприятии, предоставляют своим трудящимся дополнительное страхование. Статья 76. Государство способствует развитию благосостояния, проведению общественных мероприятий бытового обслуживания, отдыха сотрудников; обеспечивает трудящихся условиями лечения и восстановления. Статья 77. При возникновении споров между предприятием и сотрудником, участники могут, согласно закону, подать заявление, обратиться в арбитражный или уголовный суд, а также разрешить спор путём переговоров. Статья 78. Разрешение трудовых споров осуществляется на принципах законности, справедливости, своевременного проведения; закон охраняет право на трудовые споры. Статья 79. При возникновении трудового спора на предприятии участники могут обратиться в примирительную комиссию данного предприятия для разрешения спора; если согласие не достигнуто, один из участников, требующий арбитражного разбирательства, может подать ходатайство в арбитражную комиссию для разбирательства. Участник также может напрямую обратиться в арбитражную комиссию с заявлением о разбирательстве. При несогласии с решением арбитража можно обратиться в народный суд. Статья 80. Внутри предприятия можно создавать примирительную комиссию для решения трудовых споров. Примирительная комиссия формируется из числа рабочих представителей, представителей предприятия и представителей профсоюза. Председателем примирительной комиссии служит представитель профсоюза. Статья 81. Представители арбитражной комиссии формируются из числа представителей административного отдела труда, представителей профсоюза, представителей предприятия одного уровня. Статья 82. Сторона, выдвигающая требование арбитражного разбирательства, должна в течение 60 дней со дня возникновения трудового спора подать заявление в арбитражную комиссию в письменном виде. Арбитражное решение обычно объявляется в течение 60 дней со дня приёма заявления. Неопротестованное решение арбитража должно неукоснительно выполняться участниками спора. Статья 83. Участники, несогласные с решением арбитража, могут самостоятельно получить документ с арбитражным решением и в течение 15 дней обратиться в народный суд с иском. Если один из участников не исполняет в установленном порядке решение арбитража, то другой участник может ходатайствовать о принудительном исполнении. Статья 84. Если при заключении коллективного договора возникли противоречия, и путём переговоров не было достигнуто соглашения, то административный отдел труда местного правительства может разрешить спор методом, приемлемым для обеих сторон. Статья 85. Административные отделы народных правительств всех уровней, начиная с уездов, согласно закону, осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, использующим наёмный труд, трудового законодательства, прав сотрудников; делают предупреждения и могут требовать внесения исправлений в деятельность предприятий, нарушающих трудовое законодательство. татья 86. Административные отделы народных правительств всех уровней, начиная с уездов, осуществляют проверку выполнения служащими своих обязанностей, проводят на предприятии просветительские работы по трудовому законодательству, правовой ситуации, проводят ознакомление с необходимыми материалами, кроме того, осуществляют проверку помещения предприятия. Статья 87. Соответствующие отделы по труду народных правительств всех уровней, начиная с уездов, каждый в пределах своей компетенции проводят проверку соблюдения законов и правовой ситуации на предприятии. Статья 88. Профсоюзы всех уровней охраняют законные интересы трудящихся, проводят проверку соблюдения законов и правовой ситуации на предприятии.
Статья 89. Предприятие, нарушающее установленные законом и правовыми актами порядки, получает предупреждение и требование исправить ошибки от административного отдела труда; работники, создающие ущерб предприятию, должны нести ответственность по возмещению убытков. Статья 90. Предприятие, нарушающее настоящий кодекс, незаконно продлевающее рабочее время сотрудников, получает от административного отдела труда предупреждение, требование исправить ошибки, кроме того, может подвергнуться штрафу. Статья 91. В следующих случаях нанесения предприятием вреда законным правам работников, административный отдел труда может принудить выплатить работникам вознаграждение, экономическую компенсацию или может потребовать возмещения: Статья 92. Несоответствие мер безопасности и санитарных условий на предприятии нормам, установленным государством, а также непредоставление работникам необходимых средств труда и мер защиты в условиях труда, влечёт требование административного отдела труда исправить ошибки и уплатить штраф; если на предприятии обстановка обостряется, народные правительства всех уровней от уездного требуют прекращения деятельности до устранении ошибки; если, при условиях опасной ситуации, не приняты меры, что привело к возникновению большой аварии, повлёкшей ущерб жизни и благосостоянию трудящихся, ответственный сотрудник привлекается к уголовной ответственности по статье 187 УК КНР. Статья 93. Работодатель, принуждающий к опасным работам, приведшим к несчастному случаю или тяжёлым последствиям, по закону привлекается к уголовной ответственности. Статья 94. Работодатель нанимающей на работу подростков, не достигших 16 лет, получает требование от административного отдела труда исправить ситуацию и выплатить штраф; при усугублении ситуации, промышленно-коммерческий отдел администрации аннулирует патент на деятельность. Статья 95. Предприятие, нарушающее настоящий кодекс в отношении женщин и несовершеннолетних работников, ущемляющее их законные интересы, влечёт требование административного отдела труда исправить ситуацию и выплатить штраф; понесшим ущерб женщинам и несовершеннолетним работникам предприятие обязано выплатить возмещение. Статья 96. Органы общественной безопасности имеют право задержать ответственного сотрудника на 15 суток, оштрафовать или сделать предупреждение; при наличии состава преступления ответственный сотрудник привлекается к уголовной ответственности при следующих обстоятельствах: Статья 97. Если при заключении недействительного трудового договора, работник понёс убытки, предприятие обязано выплатить ему возмещение. Статья 98. Предприятия, нарушающие условия расторжения трудового договора, установленные настоящим законом или намеренно затягивающее заключение договора, получает требование от административного отдела труда исправить ситуацию; предприятие должно выплатить возмещение трудящимся, понесшим убытки. Статья 99. Предприятие, использующее труд работника с ещё нерасторгнутым на прежнем месте работы трудовым договором, в случае причинения прежнему работодателю экономического ущерба данным сотрудником, обязано по закону нести ответственность, связанную с выплатой компенсации. Статья 100. Предприятие, беспричинно не выплачивающее страховые выплаты, получает требование от административного отдела труда в ограниченный срок выплатить их; за просроченные невыплаченные платежи взыскивается неустойка. Статья 101. Предприятие, препятствующее административному и другим отделам, а также его сотрудникам, наделённым правом осуществлять проверку, применяющее меры возмездия исполнительным сотрудникам, подвергается штрафу от административного или других соответствующих отделов по труду; при наличии состава преступления, ответственные сотрудники несут уголовную ответственность по закону. Статья 102. Сотрудники, нарушающие установленные законом условия прекращения трудового договора или нарушающие условие конфиденциальности трудового договора, что причинило ущерб предприятию, должны, согласно закону, нести ответственность по возмещению ущерба. Статья 103. Сотрудники административного отдела труда или других соответствующих отделов, злоупотребляющие своими правами, халатно относящиеся к своим обязанностям, злоупотребляющие связями, при наличии состава преступления, по закону несут уголовную ответственность; без состава преступления получают административное взыскание. Статья 104. Сотрудники государственных органов и органов общественного страхования, использующие страховые фонды не по прямому назначению, при наличии состава преступления, несут уголовную ответственность по закону. Статья 105. При нарушении настоящего кодекса и причинении вреда законным интересам трудящихся, если другие законы и административные акты предусматривают по ним меры взыскания, взыскание осуществляется согласно законодательству и административным актам. Статья 106. Народные правительства провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, в соответствии с настоящим кодексом и ситуацией на местах, проводят реальные мероприятия по установлению порядка заключения трудового договора. Обо всех новых постановлениях доводится до сведения Госсовета. Статья 107. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 1995 года. |