|
Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 11.05.2010 - О новых политических курсах Китая по привлечению и использованию иностранных инвестиций
11.05.2010 - О новых политических курсах Китая по привлечению и использованию иностранных инвестицийВ сфере использования иностранных инвестиций были выявлены новые особенности, которые воплощены в сфере оптимизации структуры используемых иностранных инвестиций и тенденции перемещения инвестиций в Западный и Центральный Китай, а также локализации политических ограничений в сфере иностранных инвестиций.
Согласно еженедельнику «Финансы и экономика», на днях были обнародованы Положения Госсовета по использованию иностранных инвестиций. В сфере использования иностранных инвестиций были выявлены новые особенности, которые, главным образом, воплощены в сфере оптимизации структуры используемых иностранных инвестиций и тенденции перемещения инвестиций в Западный и Центральный Китай, а также локализации политических ограничений в сфере иностранных инвестиций. После начала финансового кризиса, в сфере использования иностранных инвестиций Китай акцентирует внимание на обеспечении стабильности. Общий климат таков - в 2008 и 2009 годах на фоне резкого спада транснациональных инвестиций во всем мире Китай пережил негативное влияние в сфере использования иностранных инвестиций. На чем основываются ныне на фоне восстановления глобальной экономики Положения Госсовета по использованию иностранных инвестиций? Как будет развиваться в Китае сфера иностранных инвестиций? Какие изменения будут выявлены в сфере привлечения иностранных инвесторов, объектов и ориентаций инвестирования? Регулирование ориентации способов развития Предпосылки По состоянию на март 2010 года общее количество предприятий в Китае, созданных полностью или частично на иностранных инвестициях, достигло около 69 тысяч, они фактически использовали свыше 1 трлн. долларов США. Китай в течение 17 лет подряд занимает первое место в рейтинге. В первом квартале 2010 года Китай практически использовал иностранные инвестиции на сумму 23,443 млрд.долларов США с ростом на 7,65% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В первые три месяца Китай утвердил 5459 новых предприятий на иностранном капитале с ростом на 19,87%. Госкомитет по делам развития и реформы: в 2008 и 2009 годах в мировом плане отметился резкий спад объема использованных иностранных инвестиций, такая же ситуация сложилась и в Китае. Ныне по мере постепенного восстановления глобальной экономики отмечается тенденция стабилизации и восстановления объема использованных иностранных инвестиций, однако основа не является прочной. С другой стороны, международный финансовый кризис сильно изменяет внешний климат и внутреннюю обстановку в Китае, что заставляет нас более трезво осознавать актуальность задачи по ускорению шагов в сфере изменения способов экономического развития и регулирования экономической структуры. Нам необходимо далее углублять реформу, расширять реформу и повышать уровень и качество использованных инвестиций. В ответ на это 30 декабря 2009 года на спецзаседании Госсовета по текущим делам были рассмотрены политические меры по использованию иностранных инвестиций. Согласно выдвинутым на заседании требованиям, на днях официально был обнародован документ Госсовета. Госкомитет по делам развития и реформы: Положения включают в себя пять частей: во-первых, оптимизация структуры использования иностранных инвестиций, поощрение иностранного инвестирования в высокоуровневое производство, индустрию высокой науки и техники, отрасль по предоставлению современных услуг, сферу новой энергетики, энергосбережения и экологической охраны. Вместе с тем, введены строгие ограничения в сфере индустрий с высоким уровнем загрязнения и энергорасходования. Во-вторых, перемещение иностранных инвестиций в Западный и Центральный Китай и увеличение объема. В-третьих, диверсификация способов использования инвестиций. В-четвертых, углубление реформы в системе управления иностранными инвестициями, в частности, выделение местным властям права на утверждение иностранного капиталовложения, например, по проектам на сумму менее 300 млн. долларов США согласно «Руководящему реестру индустрий с иностранным капиталовложением». Помимо проектов, которые утверждаются согласно правилам «Реестра утверждаемых правительством инвестиционных проектов», остальные проекты утверждаются местными правительствами. В-пятых, создание благоприятного инвестиционного климата. «Руководящий реестр индустрий с иностранным капиталовложением» - важный документ Китая по руководству ориентацией иностранного инвестирования. В 1995 году он был ратифицирован Госсоветом и обнародован. По мере экономического развития Китай 4 раза вносил корректировки в него. Действующий реестр был разработан в 2007 году. В то время макроэкономика требовала от нас предотвращения экономического перегрева и инфляции. В последние годы в мире произошел суровый финансовый кризис. Уровень развития у нас продолжает повышаться, актуальность регулирования индустриальной структуры и изменения способов развития становится более отчетливой. Это требует от нас своевременного регулирования. Фоновые данные С одной стороны, Китай отличается уникальным преимуществом по привлечению иностранных инвестиций, с другой стороны, находящиеся в Китае некоторые иностранные предприятия жалуются на ухудшение инвестиционного климата. Согласно обнародованному Китайско-американской коммерческой ассоциацией докладу о коммерческом климате 2010 года, «противоречивые законы и законодательные акты» -- самая большая проблема для американских предприятий в Китае. Некоторые предприятия высокой науки и техники и информационно-технологические предприятия опасаются, что обнародованные в последнее время политические курсы по поощрению самостоятельных инноваций скорее всего приведут к склонности к иностранным предприятиям и импортным товарам. Госкомитет по делам развития и реформы: документ Госсовета требует непрерывного повышения качества использования иностранных инвестиций. На самом деле, повышение качества экономического развития, изменение способов развития, оптимизация структуры для Китая – неотложные задачи. В 2009 году Китай произвел ВВП на сумму ококло 4,7 трлн.долларов США, или 8% от общего размера ВВП мирового масштаба. Однако Китай израсходовал 18% от общего размера энергоресурсов всего мира, 44% металлургической продукции, 53% цемента. Такой высокий уровень расходования ресурсов и последующее экологическое влияние не могут поддерживать поступательное и долгосрочное развитие Китая. В этой связи мы требуем от китайских и иностранных инвесторов обратить внимание на поступательное развитие. Китай не может продолжать функционировать как мировой завод с высоким уровнем энергорасходов и загрязнения и с низкой зарплатой. Что касается оценки самостоятельной инновационной продукции, 10 апреля на веб-сайтах правительственных органов Китая было обнародовано уведомление об оценке самостоятельной инновационной продукции в 2010 году, что совершенствовало предыдущие документы, кроме того, срок заявления и выдвижения предложений был продлен до четырех месяцев. В течение четырех месяцев мы имеем возможность заслушать предложения разных сторон, в частности, со стороны иностранных предпринимателей, а затем принять окончательное решение Склонность к Западному Китаю Фоновые данные К концу 2008 года в Западном Китае в общей сложности было учреждено 39990 предприятий с иностранным капиталом, общая сумма практически использованных иностранных инвестиций достигла 40,375 млрд. долларов США. Одновременно эксперты указали, что, хотя в настоящее время доля привлеченных иностранных инвестиций в Центральном и Западном Китае от общего размера использованных Китаем иностранных инвестиций повысилась от 5,2% в 1998 году до 7,2% в 2008 году, однако это не соответствует численности населения и площади территории центральной и западной частей Китая. Госкомитет по делам развития и реформы: в настоящее время Восточный Китай сосредоточивает примерно 87% всех иностранных инвестиций в Китае. Восточный Китай развивается быстрее и переживает дефицит земельных ресурсов и повышение стоимости производства. В этой связи в Восточном Китае проявляется сравительное преимущество в сфере трудоемких индустрий. В Центральном и Западном Китае заметны преимущества в сфере земельных, энергетических и трудовых ресурсов. По мере освоения Запада, подъема старой промышленной базы на северо-востоке Китая и подъема Центрального Китая в этих местах непрерывно совершенствуется инфраструкутра, управленческий и профессиональный уровень, там созревают условия для привлечения иностранных инвестиций, особенно в трудоемких отраслях. По сравнению с соседними странами, в отношении инфраструктуры, энергетического снабжения, качества трудовых сил и земельного снабжения Центральный и Западный Китай характеризуются сравнительными преимуществами. По мере развития непрерывно расширяется рынок в этих районах. В Положениях Госсовета выдвинуто, что китайские и иностранные предприятия в Западном Китае, которые соответствуют определенным условиям, допускаются до льгот по подоходному налогу в целях сохранения благоприятной тенденции по привлечению иностранных инвестиций в Западный Китай. Те предприятия с иностранным капиталом, которые перемещаются из Восточного в Центральный и Западный Китай, должны усилить открытость и комплексную технологическую и финансовую поддержку, усовершенствовать административное обслуживание, предоставлять удобства во время оформления торгово-промышленных процедур, в сфере налогообложения, иностранной валюты, социального страхования. Необходимо поощрять вход иностранных банков для учреждения их органов и открытия операций в Центральном и Западном Китае Выделение права на утверждение Фоновые данные По мере дальнейшего углубления внешней открытости местные правительства в сфере использования иностранных инвестиций играют растущую роль. В сфере права на утверждение выдвинуты новые требования. Кроме того, иностранные инвесторы желают выйти с акциями на фондовую биржу категории А. Поэтому необходимо ввести регулирование соответствующих политик. Вместе с тем, нужно, как можно скорее, усовершенствовать систему проверки в сфере закупки на иностранные инвестиции. Госкомитет по делам развития и реформы: на этот раз регулирование права на утверждение иностранных инвестиций повысило норму для местных правительств от 100 до 300 млн.долларов США по поощряемым проектам. Это - самое масштабное регулирование с момента введения политики реформ и открытости. На фоне поступательного роста привлеченных Китаем иностранных инвестиций и увеличения количества крупных проектов настоящая мера нацелена на мобилизацию активности инвестирования в предприятия, что отражает требование китайского правительства об углублении системы по инвестиционному управлению и изменению функций правительства. Необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, у нас остается ограниченная категория для иностранных инвесторов, для них установлена норма в 50 млн. долларов США, которая не была облегчена. Во-вторых, Китай продолжает ограничивать реализацию проектов с высоким уровнем энергорасходования и загрязнения в таких сферах, как металлургическая промышленность, цементное производство, производство стекла, углехимическая промышленность, производство поликристаллического кремния и др. После выделения права на утверждение заинтересованные ведомства готовы усиливать руководство по управлению иностранным инвестированием на местном уровне, следить за динамическими изменениями во избежание слепого привлечения иностранных инвестиций и нарушения государственных политик ради количества привлеченных инвестиций. Вместе с тем, путем информационного разоблочения и других мер можно стимулировать более рациональное инвестирование отечетсвенных и иностранных предприятий. Исходя из собственных требований о развитии, способности к контролю и способов транснационального инвестирования, Китай самостоятельно стимулирует диверсификацию способов использования иностранных инвестиций. С одной стороны, он поощряет иностранных инвесторов на участие в реконструкции, перегруппировке, поглощении и закупке китайских предприятий путем приобретения части или полного пакета акций. Одновременно Китай, согласно закону, ведет антимонопольную проверку и утверждение, ускоряет шаги по созданию упорядоченной системы проверки безопасности в сфере закупки китайских предприятий иностранными инвесторами.
Китайский информационный интернет центр |