|
Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 07.06.2010 - В чем заключается выгода от проведения реформы налога на ресурсы в СУАР
07.06.2010 - В чем заключается выгода от проведения реформы налога на ресурсы в СУАРСогласно положениям, реформа затронет две категории ресурсов: сырую нефть и природный газ. После завершения реформы ставка налога на ресурсы будет адвалорной, то есть будет определяться в процентах к стоимостным характеристикам ресурсов, и составит 5%.
«Официальное начало эксперимента по реформированию системы налогообложения использования ресурсов в СУАР является большим прогрессом в изменении системы налогообложения использования ресурсов в масштабах страны». 2 июня научный сотрудник Института по изучению финансовых наук Министерства финансов Цзя Кан в интервью корреспонденту зарубежной версии газеты «Жэньминьжибао» сказал, что на фоне быстрого развития низкоуглеродной экономики в глобальном масштабе Китай реализует реформу налогообложения использования природных ресурсов, что имеет большое значение для совершенствования механизма формирования цен на ресурсы, регулирования экономической структуры и смягчения финансовой напряженности в центральных и западных регионах Китая. Налог на ресурсы входит в доходную составляющую местных бюджетов. На фоне общего роста стоимости ресурсов изменение механизма взимания налога на ресурсы в части привязки ставки налога к стоимости ресурсов позволит увеличить доходы местных бюджетов. Старт эксперимента по реформированию системы налогообложения в СУАР показывает решимость центрального правительства в отношении ускорения развития СУАР. Специалист по экономическим вопросам Партийной школы Горкома города Урумчи Ван Фэнли сказала, что изменение механизма взимания налога на ресурсы с количественной на стоимостную основу окажет большое влияние на доходы бюджета СУАР. В настоящее время в Китае практикуется взимание налога на ресурсы на количественной основе, налогом облагается использование семи видов природных ресурсов, в том числе сырой нефти, природного газа, угля, неметаллических руд и т.д. В последние годы на фоне продолжительного роста цен на ресурсы данный способ взимания налога становится неэффективным, доходы от взимания данного вида налога не изменяются в зависимости от колебаний цен на ресурсы и уровня прибыли предприятий. Низкий уровень налогообложения не отражает степень ценности ресурсов, что приводит к их нерациональному использованию. Например, в 1993 году стоимость одной тонны нефти в СУАР составляла 480 юаней, стоимость одной тысячи кубометров природного газа - 200 юаней. Согласно механизму взимания налога на количественной основе, в 1993 году ставка налога на ресурсы составляла 12 юаней за одну тонну нефти и 4 юаня за один кубометр природного газа или 2,5% и 2% от стоимости соответственно. Но в 2008 году стоимость нефти в СУАР выросла до 4800 юаней за одну тонну, несмотря на незначительный рост до 30 юаней за одну тонну нефти, ставка налога составляла менее 1%. В связи с этим, по мнению экспертов, поскольку в Китае полезные ископаемые сконцентрированы в экономически отсталых центральных и западных регионах страны, сверхнизкая ставка налога на ресурсы является необоснованной, что делает механизм распределения налоговых интересов нерациональным, в результате чего регионы, богатые природными ресурсами, переживают финансовые трудности. Профессор Института финансов Китайского народного университета Ань Тифу считает, что изменение механизма взимания налога с количественной основы на стоимостную приведет к увеличению налогового бремени, в результате чего вырастут цены на ресурсы, что имеет положительное значение для совершенствования механизма формирования цен и способствует росту доходов провинций, богатых природными ресурсами. Таким образом, местные правительства смогут получать больше средств в виде компенсаций за использование ресурсов и выделять достаточно средств для защиты окружающей среды. 5-процентная ставка налога соответствует рыночным ожиданиям Многие эксперты считают, что ставка налога в 5% соответствует рыночным ожиданиям. Хотя можно отметить рост ставки по сравнению с эпохой взимания налога на количественной основе, но во многих странах ставки по данному налогу составляют от 10% до 50%. Таким образом, в Китае ставка по данному налогу останется довольно низкой и не окажет сильного влияния на стоимость ресурсов. Тем не менее, для двух крупных нефтяных компаний реформа налога на ресурсы означает увеличение себестоимости операций. Китайская национальная нефтегазовая корпорация сообщила, что в 2009 году она уплатила в виде налоговых отчислений по налогу на ресурсы в местные бюджеты около 3,2 млрд. юаней. По подсчетам, после завершения реформы с учетом средней стоимости нефти на уровне 80 долларов США за баррель корпорация будет платить в семь раз больше налоговых отчислений ежегодно. Эксперты считают, что правительству с учетом ранее введенных различных сборов и платежей нужно ускорить реализацию мер, направленных на общее реформирование налоговых ставок, на фоне начала реформы налога на ресурсы в целях снижения давления на предприятия. С изменением ставки налога на ресурсы необходимо постепенно отменять другие сборы и платежи в целях создания четкой системы налогообложения. Следует отметить, что план реформ, проводимых в СУАР, не затрагивает уголь, несмотря на важность данного вида ресурсов. Накопление опыта перед проведением реформ Начало налоговой реформы в СУАР вызывает вопросы относительно дальнейшего развития реформы в масштабах страны. Проведение реформы налога на ресурсы в Китае дважды откладывалось. Впервые это произошло в 2007 году под влиянием опасений, что на фоне экономического перегрева реформа может вызвать рост цен на товары и инфляционного давления, второй раз - в 2008 году на фоне международного финансового кризиса, когда поднялась волна беспокойства по поводу увеличения нагрузки на предприятия, которое могло негативно повлиять на их развитие. По мнению экспертов, в этот раз эксперимент по реализации реформы налога на ресурсы в СУАР позволит получить ценный опыт для проведения реформы в масштабах страны. Вместе с тем, успешное завершение эксперимента позволит устранить препятствия для начала широкой реализации реформы. «В настоящее время уже начался эксперимент по переходу с количественной основы на стоимостную основу налогообложения. После завершения эксперимента масштабы реформы можно будет расширить на всю страну. Но временные рамки будут определены центральным правительством», - сказал профессор Института финансов и налогообложения Столичного университета экономики и торговли Дин Юнь. Ань Тифу отметил, что подготовка к проведению реформы налога на ресурсы велась в течение многих лет. Сейчас наступило благоприятное время для ее проведения. Глобальная экономика преодолела наиболее трудный этап, китайская экономика продолжает стабильно восстанавливаться, уровень инфляционного давления находится в допустимых рамках. По его мнению, после завершения эксперимента по проведению реформы налога на ресурсы в СУАР реализацию данной реформы нужно в сжатые сроки расширить до масштабов всей страны.
Китайский информационный интернет центр |