|
Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 23.08.2010 - Путь изысканий специальных экономических зон Китая
23.08.2010 - Путь изысканий специальных экономических зон КитаяВ течение более 30 лет развитие специальных экономических зон представило очевидные результаты, все больше и больше специальных экономических зон появляется в Китае.
В современном китайском обществе легко сделать политическую оценку о специальных экономических зонах. В течение более 30 лет развитие специальных экономических зон представило очевидные результаты, все больше и больше специальных экономических зон появляется в Китае. Это хорошо доказывает, что СЭЗ – явление положительное. Со спецификой и без Более 30 с лишним лет тому назад, после того, как Мао Цзэдун скончался, Китай вошел в стадию реформ и открытости. Однако, как реформировать и как открывать страну было большой проблемой. Генеральный конструктор политики реформ и открытости Китая Дэн Сяопин после 10 лет молчания и наблюдений был все более и более уверен в политике реформ и открытости. Развитие в замкнутом положении не давало никаких плодов, и старые пути оказались неэффективными для развития страны. Открытость и выход на международную арену давали возможность осуществлять реформирование и развитие страны с помощью международных ресурсов и опытов. Но как действовать на практике? Прежде всего, было решено выделить зоны с географическими преимуществами в качестве экспериментального поля. Таким образом, на берегу Южно-китайского моря одно небольшое село стало специальной экономической зоной. Перед СЭЗ встали две актуальные проблемы. Первая проблема - чем заняться СЭЗ? Ответ на этот вопрос казался очевидным – специальная экономическая зона должна заимствовать не только иностранные капиталы, но и зрелые опыты и методы, наработанные международным сообществом, в специально выделенном территориальном охвате формировать микроэкономические системы, соответствующие международным стандартам, и, таким образом, обеспечивать экономический рост. Что касается конкретных методов, в специальной экономической зоне зарплата начислялась с учетом реального объема и результатов работы. При выполнении плана сверх нормы полагалась премия. Кроме того, в СЭЗ были введены открытые политики в сфере курса валюты, налогообложения и стыковки национального капитала с рыночной экономикой. Надо сказать, что данное заимствование действительно впитывало небывалую жизненную силу в развитие СЭЗ. В свое время распространилось высказывание «Шэньчжэньская скорость - один этаж здания за 3 дня», которое считалось наилучшим доказательством. Вторая проблема - в чем заключаются трудности и риски для СЭЗ? Введение открытости после тридцатилетней замкнутости привело к тому, что многие подверглись обману, были зарегистирированы многие случаи обманов со стороны иностранных инвесторов и бизнесменов. Однако это не было большой проблемой -- для владения навыками подобные уроки необходимы. В то время в Китае существовал "твердый и четкий" ответ на вопрос "Что хорошо, что плохо, что правильно, а что – нет?". Для большинства китайцев, нельзя было нарушать правила. Зато СЭЗ изменили такую ситуацию. В этой связи, прежде всего, СЭЗ встретили сомнения на уровне идеологии. "Кроме цвета госфлага, все изменилось в Шэньчжэне". Это самое типичное высказывание того времени. Зато в представлении Дэн Сяопина все это было безосновательным. До того, как общественность не осознает достигнутые СЭЗ убедительные результаты, лучше не активизировать споры, а сначала приступить к делу. Лишь в 1984 году, когда прошло пять лет с момента создания СЭЗ Шэньчжэня, он приехал в Шэньчжэнь и там четко высказал свою позицию, несмотря на то, что он ее уже имел давно. Речь идет о его надписи в СЭЗ Шэньчжэня: "Развитие и опыт Шэньчжэня доказывают, что политика создания СЭЗ совершенно правильная". Споры, которые раньше считались неизбежными, сами по себе исчезли. Позитивная оценка и результаты развития вызвали имитационную реакцию. В других местах Китая поднялись требования о введении открытости. С 1984 года постепенно по всей стране сложилась новая обстановка всесторонней открытости в разных формах и на разных уровнях, появились СЭЗ, приморские открытые города, приморские экономически открытые зоны, приречные и континентальные открытые города, пограничные открытые города. В 1993 году общая территориальная площадь местностей, открытых для внешнего мира, в Китае уже достигла 500 тысяч кв. км, в число которых вошли 339 уездов и городков или 320 млн. человек. Последующие за СЭЗ открытые местности не назывались специальными экономическими зонами, зато им были доступны полные или частичные льготы политического или системного уровня. Когда появились такие многочисленные СЭЗ, по сути, СЭЗ перестали быть специальными. Это было неизбежным и естественным. В "новаторстве" заключается "специальность" СЭЗ СЭЗ перестали быть специальными, зато они не только не исчезли, но и увеличили свое количество. Здесь в нашей речи СЭЗ включают в себя специальные экономические зоны, а не открытые городки и районы (так как несмотря на то, что они допущены до реальных льгот СЭЗ, они все-таки не называются СЭЗ. Они не называются СЭЗ, зато могут вести некоторые политические курсы, нацеленные на СЭЗ). С середины 90-х гг. прошлого века, особенно в последние годы нового века в Китае поочередно были утверждены несколько настоящих СЭЗ, в частности, новый район Пудун Шанхая, новый приморский район Тяньцзиня, экспериментальный район для совокупных и комплектующих реформ в целях развития городов и сел в едином плане Чэнду и Чунцина, экспериментальные районы в городах Ухань, Чанша, Чжучжоу и Сянтан, экспериментальный район для совокупной и комплектующей реформы по индустриализации нового типа Шэньяна. Говорят, что существует большой список претендентов на статус СЭЗ. Интересно, что и государственные руководители, и общественные комментаторы, и ученые единогласно называют СЭЗ новыми специальными экономическими зонами, что исходит не из времени утверждения, а из их более богатого содержания и охвата. Хотя все они называются СЭЗ, но новые уже сильно отличаются от бывших. Во-первых, поведение новых и старых СЭЗ сильно отличаются. В свое время создание старых СЭЗ четко направлялось на установленные цели, и способы достижения назначенных целей также были четкими. Единственная проблема была тогда токова, что отсутствовала идеологическая поддержка и единая договоренность. Иными словами, самое ценное у СЭЗ в свое время заключалось в том, что руководство разрешило совершение дел, которые не соответствовали тогдашней общественной системе и документам ЦК. Что касается новых СЭЗ, те проблемы, которые должны быть решены, очень ясные, и цели тоже. Зато то, как устранить проблемы, как достичь назначенных целей – неизвестно. Нельзя копировать полностью, нельзя соблюдать старые правила. Необходимо опираться на новаторство, поиски новых путей. Например, СЭЗ Чэнду и Чунцина должны решить проблему координированного развития городов и сел. Однако для этого нельзя копировать старые методы Европы или Африки, где города и села сильно отличаются. В том, как в едином плане развивать города и села, как достичь интеграции городской экономики и общества в городах и селах, лишь выражения в документах не помогают. Большие решения и твердые позиции – это далеко не все. Необходимо выдвинуть эффективные меры. Какие они? Это пока неизвестно ни китайскому обществу, ни международному. Еще один пример - экспериментальная зона индустриализации Шэньяна должна решить вопрос «достижения индустриализации нового типа на старой промышленной базе». Необходимо усиливать и углублять индустриализацию, избегать аномальных феноменов в развитии старых промышенных баз за рубежом Китая, а это - действительно не легкая задача. Во-вторых, новые СЭЗ не ограничиваются идеологией, однако им предстоят непосредственные конфликты, исходя из интересов. В свое время СЭЗ предстояли споры в отношении идеологии. Не затрагивались конкретные интересы. Хотя на теоретическом уровне существовали политические риски, в реальности не было непосредственных противников. Новые СЭЗ не переживали политических рисков, зато им предстояли более сложные ситуации и более твердые противодействия в отношении интересов. К примеру приведем СЭЗ Чэнду и Чунцина. По-настоящему, координация развития городов и сел означает передачу денег, которые раньше отдавались городам, селам, отзыв денег у горожан для крестьян. Согласны ли с этим города? Согласны ли с этим горожане? Нужно осознавать то, что приготовить торт – приятное дело, даже если он маленький, но разделить торт – сложно, даже если он большой. Иногда чем больше торт, тем больше споров во время его деления. Что касается общества двух типов, раньше развитие, основанное на экологических полседствиях, легко избегало экологических затрат. Теперь нужно вкладывать средства в экологию. При увеличении экологической себестоимости уменьшается прибыль. Как с этим справляются? На первый взгляд, это объясняется противоречиями между развитием и ресурсами. Те, кто благодаря старой модели развития заработали большие деньги, потеряют шансы заработков. Разве они могут спокойно принять это? Самый важный момент – новые СЭЗ должны наладить соотношение изменений и неизменности в системной иновации. Как говорилось выше, старые СЭЗ несут на себе миссию снятия оков догмотизма о социализме и изменения системы плановой экономики. В этой связи некоторые меры, системные разработки и организация полностью оторваны от снисходительности действующей системы и политики, иногда чем острее противодействия, тем ценнее смысл и ценность новых методов и систем. Хотя старт такой системной реформы был трудным, зато сохранить ее легче. В этом заключается ключ к достижению успеха. После 30-летней реформы миссия по нарушению старой системы уже хорошо выполнена старыми СЭЗ, сегодня Китай вошел в стадию развития по совершенствованию социалистической рыночной экономики. По мере углубления социального развития системная реформа распространяется от экономической сферы на взаимодействие экономики и политики, реформа экономической системы выдвигает новые требования о рефомировании политической системы. От этого уклонялись старые СЭЗ или сталкивались с этим. Зато от этого не уклоняются новые СЭЗ. Вот почему в названии новых СЭЗ присутствует выражение «совокупный». Системное реформирование синхронно продвигается и производится во многих экономических и политических отраслях, как экономическое развитие, социальное развитие, городское и сельское развитие, земельное освоение, экологическая охрана, властное поручение, властное хозяйствование, властное ограничение, в результате чего сложились комплектующая управленческая система и механизм функционирования в политике, экономике и обществе. Все это доказывает, что новые СЭЗ уступают старым в смысле специальности. Именно новаторство помогает им найти свою позицию и доказать свою ценность. Инновация воплощает специальность.
Китайский информационный интернет центр |