|
Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 19.09.2010 - Китай встречает бум зарубежных закупок
19.09.2010 - Китай встречает бум зарубежных закупокСо второго квартала 2009 года ежеквартально среднее количество зарубежных закупок и инвестирований сохраняется на уровне 25, кроме того, в предстоящие 12 месяцев намечается дальнейший рост суммы закупок.
Вслед за глобальным финансовым кризисом Китай продолжает масштабное инвестирование за рубеж. Со второго квартала 2009 года ежеквартально среднее количество зарубежных закупок и инвестирований сохраняется на уровне 25, кроме того, в предстоящие 12 месяцев намечается дальнейший рост суммы закупок. «Настоящий финансовый кризис лишь временный перерыв для зарубежных закупок и инвестирования Китая. На самом деле, еще в первом квартале 2009 года настоящий бум уже поднялся, особенно в трех отраслях, как добыча горных ископаемых, нефтегазовая промышленность и автомобилестроение. С 2006 года до середины 2010 года доля закупок за рубежом в данных трех отраслях занимала 27,9%, общая сумма сделок в трех отраслях – 61%», - сказал старший партнер по закупочным сделкам АТР и Китая компании «Делоит» Се Цилун корреспонденту «Чжунгоцзинъинбао». По мнению Се Цилуна, «большая популярность зарубежных закупок и инвестирования Китая объясняется многими факторами, в частности, претензия на приобретение зарубежных природных ресурсов, повышение статуса на рынке и поддержка со стороны правительства». Зато по мере увеличения масштаба и частоты зарубежных закупок китайских предприятий многие конкретные вопросы приковывают внимание. «Делоит» совместно с «Мергермаркетом» провели обследование. Издательский орган «Ремарк» выдвинул доклад «Последние тенденции зарубежных закупок китайских предприятий в областях добычи горных ископаемых, нефтегазовой промышленности и автомобилестроения». В нем перечислены возможности и вызовы на фоне предстоящих условий для данных предприятий. Зарубежный надзор и контроль становится ключевым звеном, от которого зависит судьба зарубежной закупки Китая По данным доклада «Делоит», несмотря на глобальный финансовый кризис, все больше и больше китайских предприятий обращают внимание на зарубежные сферы горной добычи. В 2009 году было заключено 33 сделки по закупке на сумму до 9,2 млрд. долларов США, что создало исторический рекорд. По сравнению с количеством сделок в 2008 году (было всего 20 закупок), был отмечен заметный рост. С 2006 года до сих пор общее количество закупок в сфере горной добычи за рубежом Китая составило 91 на сумму 31,87 млрд. долларов США. «Количество зарубежных закупок в сфере горной добычи у китайских предприятий проявляет тенденцию увеличения. Ведущий стимул состоит в экономическом развитии Китая. Китай должен обеспечить вложение производственных реквизитов для обеспечения горнодобывающей индустрии, иными словами, Китай должен обеспечить сырье. С учетом темпов экономического развития Китая, данная тенденция будет дальше сохраняться», - сказал Карл Бэйкер - партнер «Дэлоит» по обслуживанию закупок Китая. Действительно, в ходе обследования «Дэлоит» стало известно, что 85% опрошенных считают, что в предстоящие 12 месяцев обеспечение материального снабжения – важный стимулирующий фактор для развития горнодобывающей индустрии. «Уголь, сталь, медь остаются главными ролями в закупках в горнодобывающей отрасли, так как это очень важно для промышленного развития». Вместе с тем, в предстоящие месяцы ожидается деликатное изменение в данной отрасли – центр тяжести сделок будет перемещаться из АТР в Африку. «Хотя китайские предприятия все время обращают большое внимание на горнодобывающие объекты в Австралии, 85% опрошенных спрогнозировали, что предприятия перебросят свои инвестиционные цели в другие районы, Африка станет более рентабельным регионом для них. Не только потому, что в Африке горные ископаемые стоят дешевле, а также потому, что африканские страны нуждаются во внешней инфраструктурной поддержке, и многие планы по оказанию помощи у китайского правительства имеют положительное значение для того, чтобы китайские предприятия совершили прорыв в отношении местного надзора и контроля за закупками». Надо обратить внимание на то, что зарубежный административный надзор и правила по закупке становятся ведущими барьерами для китайских предприятий. Немало крупных закупок в сфере горной добычи пережили поражение или отдали слишком большую цену. В ответ на данную тенденцию Карл Бэйкер с богатым отраслевым опытом указал, что «если предприятия в начальной стадии хорошо подготовлены, то обход данных административных барьеров весьма реален». «Ключевая подготовка заключается в том, что в начальной стадии сделки надо установить контакты с местными контролерами, ознакомиться с правилами и разработать ответные планы. Например, китайская компания «Укуан» хотела приобрести австралийский объект по добыче урана. Через ранние контакты с местными надзорными органами мы узнали, что уран считается ресурсом, от которого зависит государственная стратегическая безопасность. В этой связи мы сразу откорректировали тематику и наконец достигли успеха». «В традиционном представлении китайцев иностранные надзорные органы не приветствуют закупку Китаем местных активов и отказываются от наших предложений. Зато некоторые примеры показывают, что при внимательной подготовке можно справиться даже с самыми деликатными закупками». Карл Бэйкер в свою очередь затронул позицию китайских надзорных органов. «Если закупка отвечает национальным интересам и обеспечивает поставку крупных товаров, китайское правительство в ходе осуществления надзора над зарубежными закупками обращает внимание на то, способно ли предприятие к выполнению данной закупки». Нефтегазовая промышленность: Зарубежные закупки сохраняют стабильность и перемещаются в Африку Нестабильность макроэкономики считается самой актуальной проблемой для китайских нефтегазовых закупщиков В настоящее время степень внешней зависимости от импорта нефти превышает 50%. Китай пока не планировал задействовать новые внутренние проекты по разведке и добыче. Таким образом, национальные нефтекомпании Китая стали рассчитывать на закупку объектов для обеспечения сырой нефтью взамен прямой закупки нефти на международном рынке. Это может привести к буму закупок. Доклад показывает, что 57% опрошенных спрогнозировали, что в предстоящие 12 лет ожидается лишь увеличение закупок. Вместе с тем, исторические данные показывают, что в глобальной нефтегазовой отрасли китайские предприятия завели масштабное внешнее инвестирование. С начала 2005 года были заключены 46 сделок со стоимостью до 44,4 млрд. долларов США. Хотя за прошедшие годы зарубежная закупка в сфере горной добычи создала рекордное количество сделок, но закупка в нефтегазовой промышленности лидирует по стоимости сделок. Руководитель отдела по энергетическим вопросам Всекитайской финансовой консалтинговой компании «Дэлоит» Ван Вэньцзе сообщил корреспонденту, что «с 2005 года в среднем за каждые три квартала выполнялась внешняя нефтегазовая закупка на сумму до 2,5 млрд. долларов США, выявлена тенденция увеличения суммы сделок. В 2005 году доля сделок на сумму не менее 500 млн. долларов США составила 29%, зато в первом полугодии 2010 года данная доля уже повысилась до 67%». Что касается географического расположения, 30% зарубежных закупок в нефтегазовой отрасли происходят в Северной Америке и в АТР. Зато 60% опрошенных ожидают, что с 2010 по 2011 гг. зарубежные закупки в нефтегазовой отрасли будут компактно производиться в Африке. Ван Вэньцзе одновременно указал, что «не только четыре нефтепредприятия Китая, но и немало компаний с китайскими инвестициями присоединились к зарубежным закупкам в нефтегазовой отрасли, так как за колебанием цены нефти процентная разница и стратегические интересы значительно интересуют их». «В последний месяц на международном рынке цена нефти сохраняется на уровне 60-80 долларов США за баррель. В случае сохранения экономической стабильности и цены нефти ожидается тенденция увеличения сделок». Зато на фоне прогноза о дальнейшем подорожании сырой нефти и газа свыше 80% опрошенных ожидают дальнейшего подорожания сырой нефти и природного газа в предстоящие 12 месяцев. «С учетом большого инвестиционного риска в нефтегазовой отрасли, который объясняется тем, что «среди десяти нефтепромыслов лишь один может обеспечивать нефтедобычу», риски от сделок по производной нефтегазовой продукции незначительные. Зато с учетом колебания цены нефти и влияния на цену закупки, в первоначальных переговорах китайские предприятия должны стремиться к заключению такой статьи, как, если размер колебания цены нефти сохраняется на уровне менее 10%, то настоящая сделка исполняется, если на уровне более 10%, то сделка не должна быть заключена», - предложил Ван Вэньцзе. Автомобилестроение: В следующем году потенциальные закупки будут ориентированы на активы предприятий Западной Европы Предприятия, исходя из собственного спроса, изыскивают подходящие объекты для закупки – это остается главным лейтмотивом зарубежных закупок в автомобилестроении. В марте 2010 года автокомпания Китая «Цзили» за 1,8 млрд. долларов США приобрела «Фольксваген» у автомобилестроительного производителя США «Форд». Это означает, что закупка зарубежных автомобилестроительных активов у китайских предприятий по-настоящему созревает. Доклад «Дэлоит» доказывает энтузиазм китайских автомобилестроительных предприятий в сфере закупки. Среди 26 крупных автомобилестроительных предприятий, которые были обследованы «Дэлоит», 85% опрошенных отметили, что за прошедшие три года участвовали или заключили закупочные сделки. В общем, прогнозируют, что с 2010 по 2011 гг. количество зарубежных активов Китая непременно будет расти. Данные закупки главным образом будут нацелены на приобретение новых технологий и открытие новых рынков. Половина опрошенных заявила, что в предстоящие 12 месяцев большинство китайских закупщиков будет ориентирована на активы Европы, за Европой следуют Северная Америка (38% опрошенных) и Африка (19%). Зато 54% опрошенных считают, что закупки в автомобилестроительной промышленности Китая в предстоящие 12 месяцев будут активизироваться. Так как китайские автомобилестроительные производители укрепляются и развиваются, качество их продукции догоняет международных коллег. Зато автомобилестроительная промышленность переживает раздробленное расположение и подлежит оптимизации. Кроме того, она переживает невысокую эффективность. Это также стимулирует закупки. Партнер «Дэлоит» по китайским финансовым консалтинговым услугам Цао Вэньчжэ сообщил, что на днях некий крупный европейский фонд отметил, что в Европе крупные автомобилестроительные предприятия становятся стабильными, перегруппировка производителей запчастей и их передача в основном уже завершены. Возможностей низкостоющей перегруппировки и закупки становится меньше и меньше. «Это не означает потерю возможностей зарубежных закупок для китайских предприятий. Часто цена имеет важное значение, но она не является решающим фактором. Китайской автомобилестроительной промышленности нужны технологии, брендовая репутация и рынок. В этой связи, исходя из спроса на собственное развитие, поиск подходящих объектов для закупки остается лейтмотивом зарубежных закупок для китайской автомобилестроительной промышленности». Китайский информационный интернет центр |