|
Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 31.10.2012 - Теория «китайской угрозы» - ложное суждение
31.10.2012 - Теория «китайской угрозы» - ложное суждениеВ процессе благополучного развития китайско-российских отношений на протяжении длительного периода времени можно было увидеть или услышать неблагозвучные комментарии, касающиеся теории «китайской угрозы».
Автор: Ли Юнцюань, заместитель директора Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая Успешно прошел саммит АТЭС, однако его геополитическое влияние все еще действует.
Несколько лет назад российское правительство утвердило стратегию социального и экономического развития Байкальского региона и Дальнего Востока. Недавно многочисленные эксперты со всего мира, в том числе из России и Китая, обсудили вопросы стратегии РФ в АТР. В условиях мирового экономического кризиса, наблюдается слабое восстановление американской экономики, ухудшается ситуация в Европе, тем не менее, экономика АТР по-прежнему демонстрирует антикризисные способности и потенциал роста. В определенном смысле, одним из главных направлений регулирования российской стратегии в Азиатско-тихоокеанском регионе является стимулирование экономического развития Сибири и Дальнего Востока при помощи экономики АТР, сокращение разрыва между западной и восточной частями страны.
Стратегия социального и экономического развития Байкальского региона и Дальнего Востока России и план возрождения Северо-востока Китая имеют одинаковое значение, различаясь лишь методами. Еще в 2009 году руководители двух стран достигли важного взаимопонимания по вопросам двустороннего регионального сотрудничества.
Однако в процессе благополучного развития китайско-российских отношений на протяжении длительного периода времени можно было увидеть или услышать неблагозвучные комментарии, касающиеся теории «китайской угрозы». Рассматривая различные точки зрения на эту тему, нетрудно заметить, что авторы – ученые или деятели СМИ – беспокоятся отнюдь не о возможности реальной угрозы, которую Китай может представлять для мира, они больше нацелены на создание впечатления о китайской угрозе в международных кругах. Тем самым, они искажают образ КНР, умаляют китайский путь развития. Исторически, каждый раз, когда речь заходила о так называемой теории «китайской угрозы», прослеживались намерения отдельных политических сил в сдерживании развития Китая.
Российский ученый-востоковед Д. В. Морозов в свое время опровергал теорию «китайской угрозы» в СМИ.
Он писал, что одним из вымыслов так называемой теории «китайской угрозы» является увеличивающееся население Китая. Авторы этого положения считают, что КНР не в силах прокормить 1 млрд. 300 млн. жителей, поэтому страна прибегнет к внешней экспансии. Д. Морозов отмечал, что, несмотря на многочисленное население Китая, в связи с тем, что правительство страны проводит политику контроля над демографической ситуацией, коэффициент роста составляет лишь 0.55%, что примерно равняется среднему аналогичному показателю в Европе. Китайское правительство претворяет в жизнь стратегию по расширению системы пенсионного обеспечения, коэффициент роста населения продолжает падать. Кроме того, площадь Китая составляет приблизительно 10 млн. кв. км, КНР находится на третьем месте, уступая лишь России и Канаде. Природные условия в Китае намного лучше, чем в РФ или Канаде, потенциал внутреннего развития довольно большой. На севере Китая – в провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь и Внутренней Монголии – на территории в 1 млн. кв. км плотность населения лишь немного превышает аналогичный показатель в Амурской области России.
Второй вымысел: Китаю катастрофически не хватает природных ресурсов, поэтому ему необходимо «расширяться». Это тоже является выдумкой. Китай занимает первые строчки в мире по запасам угля, железа, марганца, меди, олова и золота, объем добычи нефти составляет 200 млн. тонн, половина российского показателя. Кроме того, КНР постоянно осваивает новые месторождения нефти в западной части страны и прибрежных шельфах. Стремительное развитие Китая требует импорта нефти, однако это отнюдь не говорит о намерении экспансии.
Следует отметить, что в настоящее время намного реже можно увидеть высказывания, имеющие отношение к теории «китайской угрозы». Многие деятели уже заметили, что развитие Дальнего Востока неразрывно связано с сотрудничеством с КНР, китайскими элементами. Гигантский рынок, большой капитал и огромная рабочая сила Китая – важные факторы для развития России, они не являются угрозой. В опубликованной в этом году президентом Владимиром Путиным статье «Россия и меняющийся мир» отмечается, что РФ необходим процветающий и стабильный Китай, а КНР нужна сильная и успешная Россия. Говоря о дальнейшем развитии китайско-российских отношений, В. Путин подчеркнул, что необходимо поймать «китайский ветер» в «паруса российской экономики», использовать «китайский потенциал» на экономический подъем Сибири и Дальнего Востока России.
В целом, так называемая теория «китайской угрозы» в российских и мировых СМИ является ложным суждением, которое принижает возможности Китая, необходимые для мира. К счастью, в настоящее время руководители и деятели КНР и РФ, а также жители двух стран уже осознали огромный потенциал двустороннего сотрудничества и взаимовыгодные перспективы. Это и есть главное направление китайско-российских отношений. «Жэньминь жибао» он-лайн |