Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 22.09.2014 - Цель антимонопольных мер не заключается в «утверждении авторитета», а в «утверждении правил»
22.09.2014 - Цель антимонопольных мер не заключается в «утверждении авторитета», а в «утверждении правил»
В будущем следует эффективно использовать видимые и невидимые руки рынка для обеспечения потребителей возможностью со спокойной и легкой душой совершать свои покупки.
Согласно сообщению агентства Синьхуа, Госкомитет по делам развития и реформ КНР в последние дни выписал штрафные квитанции FAW - Volkswagen Sales Co., Ltd. и части дилеров Audi на сумму в 278,54 млн. юаней за ценовую монополию в провинции Хубэй; также была выписана штрафная квитанция за монополию на сумму в 33,8241 млн. юаней Chrysler Group China Sales Ltd. и части дилеров в регионе г. Шанхай. Согласно статистике репортера «Вечерняя газета г. Гуанчжоу» за этот год в Китае всего было выписано 7 штрафных квитанций с общей суммой в 1,771 млрд. юаней.
Только в прошлом месяце 12 японских компаний по производству автозапчастей было оштрафовано за монополию на 1,235 млрд. юаней, что является крупнейшей суммой штрафной квитанции после вхождения в силу антимонопольного закона в Китае. Последовательные удары не только вызвали волнение у некоторых иностранных компаний, но и критику от некоторых СМИ за сильную субъективность и нарушение обещания защиты справедливой конкуренции при присоединении к ВТО. Зато после тщательного рассмотрения контекста становится ясно, что такая критика искажает факты. Со дня вхождения в силу антимонопольного закона государственные, частные и иностранные предприятия являются объектами правоохранения. Не только в автомобильной сфере, но и в сфере продовольствия такие предприятия как Маотай, Улянъе, поставщики телекоммуникационных услуг China Unicom, Telecom – сферы и суммы штрафов этих государственных предприятий были не меньше, чем у иностранных. Недавно премьер Ли Кэцян на летнем Давосском форуме 2014 сказал: «Среди всех предприятий, которых коснулись антимонопольные расследования, иностранные занимают только 10%». Он отметил, что осуществляемый контроль, в том числе и антимонопольные расследования, в самом процессе или после, абсолютно соответствуют закону, являясь прозрачными и справедливыми. Принятые меры помогут Китаю стать более открытой страной и позволить все большему количеству иностранных инвестиций и также продукции выйти на китайский рынок.
Что же касается автомобильных предприятий, почему они подряд подвергаются подобным наказаниям? Основной причиной является то, что эти автомобильные предприятия, будучи монополистами, получают сверхприбыли выше глобального среднего уровня. Вероятно, некоторые люди видят причины в высоких налогах Китая или в том, что «китайцы богатые и глупые». Однако справедливо ли такое суждение? Согласно данным, тарифы на импорт автомобилей в Китае составляет 25%, НДС составляет 17%. Акцизный сбор делится на 7 уровней, наивысший из которых составляет 40%. На многие популярные модели автомобилей, в том числе BMW X5, Audi Q7 и другие, объем двигателя которых примерно 3,0 литра, налог составляет 0,95 от цены автомобиля. Другими словами, цена на внутреннем рынке не должна превышать более чем в 2 раза ту, что на внешнем рынке. Однако на рынке Китая цены таких автомобилей превышают внешние рыночные более чем в 3 раза. Иностранные автомобильные предприятия, благодаря своей монополии, получают большую прибыль путем ограничения цен и каналов, взысканием с дилеров, продающих автомобили по низким ценам и др., что позволяет их рентабельности достигать 30%.
На протяжении долгих лет многие транснациональные предприятии, в опоре на льготную политику, расслабленную нормативную среду и низкие штрафы за нарушения закона, постоянно проводили курс двойных стандартов в Китае и за рубежом. Даже если вспыхивали скандалы, поверхностные наказания не несли для них сильной угрозы. Таким образом, данное масштабное расследование и выписка штрафных квитанций прежде всего играет роль дисциплинарного наказания.
Тем не менее, утверждение авторитета над автомобильными предприятиями не является самоцелью. Главная цель состоит в том, чтобы снизить цены на автомобили, помочь потребителям получать реальные льготы, что в конечном итоге должно поспособствовать дальнейшему открытию рынка и упорядоченной конкуренции отечественных и иностранных предприятий. Что касается конкретных мер, во-первых, надо ускорить разработки и усовершенствование соответствующих правил для решения проблемы коренным образом. Во-вторых, следует поощрять отечественные автомобильные компании к здоровому развитию. В-третьих, необходимо реализовать льготную политику для содействия исследованию и производству отечественных автозапчастей, что позволит снизить соотношение между общей ценой запчастей и продажной ценой полностью собранного автомобиля.
Путь антимонопольной политики еще долог. Выписка штрафных квитанций это только первый шаг. В будущем следует эффективно использовать видимые и невидимые руки рынка для обеспечения потребителей возможностью со спокойной и легкой душой совершать свои покупки.