Данные учения ориентированы на отработку мер защиты территорий двух стран от случайных и провокационных пусков баллистических и крылатых ракет.
Отдел связей с общественностью Министерства обороны Китая заявил 3 мая, что Китай и Россия проведут в течение месяца первые совместные китайско-российские командно-штабные компьютерные учения по противоракетной обороне. Учения, которые называются «Воздушно-космическая безопасность-2016» пройдут на базе Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны Министерства обороны России. 3 мая корреспондент издания Global Times взял интервью у китайского военного эксперта Ли Цзе.
Данные учения ориентированы на отработку мер защиты территорий двух стран от случайных и провокационных пусков баллистических и крылатых ракет. Учения не направлены против третьей стороны. Ли Цзе заявил, что в компьютерных учениях по противоракетной обороне компьютер используется в качестве основы современных технологий. При помощи компьютерных технологий рассчитывается траектория полета ракеты воображаемого врага, частота и техника ударов, командование и управление системами связи, радиолокация и другие элементы военного нападения. Также рассматриваются различные ситуации, в ответ на которые принимаются меры.
В чем же заключаются преимущества китайско-российских противоракетных учений? Ли Цзе считает, что у России относительно высокий уровень комплектующих российской противоракетной системы раннего предупреждения, также как и уровень средств для борьбы, и уровень подготовки. Например, из противоракетных комплексов S-300, S-400, S-500 и А-135, способных перехватывать ракеты, можно образовывать многоуровневую сеть обороны. А космические спутники раннего предупреждения, удаленные радиолокационные станции обнаружения наземного и морского базирования, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения можно организовать в плотную сеть предварительного оповещения, что позволяет максимально просто обнаруживать ближайшие объекты атаки в пространстве.
Ли Цзе заявил, китайский аналог военного корабля «системы Иджис (Aegis) можно размещать на передовой линии и использовать для отслеживания местонахождения радиолокационных станций с большой дальностью действия и местонахождения управляемых ракет предполагаемого противника. Это функция, которой в данный момент пока нет в России. Американский и японский военные корабли системы «Иджис» довольно часто дислоцируются в морской акватории близ берегов Северной Кореи, что равносильно продвижению военных позиций на передовую линию. В случае запуска военной ракеты можно будет найти ее местонахождение, и по необходимости, эффективно осуществить ее перехват. В области ПРО, у Китая и у России есть свои преимущества. В России относительно развиты способности раннего предупреждения и наземного перехвата. А Китай обладает преимуществами в области ПРО в море.
Ли Цзе считает, что проведение Китаем и Россией совместных учений по ПРО демонстрирует, что обе страны поддерживают друг друга с политической и моральной точки зрения. Но с другой стороны, это также негласные меры по укреплению внешней обороны. Таким образом, две страны не подвергнутся неприятельскому нападению.
Насколько китайско-российские компьютерные учения по ПРО могут быть совместными? Ли Цзе считает, что в этом отношении наиболее глубоко в этот процесс вовлечены Соединенные Штаты Америки и Япония. У этих двух стран взаимоотношения сблизились настолько, что они обсуждают информацию из области проведения реальной войны, обменявшись данными. Китай и Россия планируют проводить первые компьютерные противоракетные учения, в то время, как у двух стран разные компьютерные системы, и разные интерфейсы. Поэтому прежде всего необходимо создание единой системы для передачи данных, связи, а также управления и контроля за коммуникациями, чтобы существовал единый язык, единая информация и единые приемы. К этому обе страны взаимно привыкнут только после многократного компьютерного моделирования.
Ли Цзе сообщил корреспонденту, что китайские и российские военные должны быть знакомы, должны общаться друг с другом, изучить характер и особенности друг друга, а также сильные и слабые стороны друг друга. После того, как военные двух стран досконально разберутся друг в друге, можно вводить данные в компьютер, и проверять осуществимость совместной борьбы с угрозами противоракетной обороны. Преимущества компьютерного моделирования состоят в том, что принятыми во внимание могут быть все вероятные сценарии, все цели атаки, все средства перехвата, а также современное оружие и оружие, которое можно разработать (речь идет в том числе об электромагнитных рельсовых пушках, лазерном оружии и т.д.). Наилучший выбор будет сделан из нескольких способов реагирования другой стороны. Конечно, любой вывод в итоге обязательно должен быть испытан военной практикой, в соответствии с уровнем подготовки войск, человеческим фактором, климатическими изменениями и другими факторами. Необходимо, чтобы симуляция военных операций сочеталась с подготовкой к настоящей войне. Только тогда они смогут максимально четко и системно отражать реальные боевые действия.