Какие перемены принесет его открытие для тематических парков и туризма в Китае?
Диснейленд (Disneyland) – это самый успешный в мире тематический парк. Какие перемены принесет его открытие для тематических парков и туризма в Китае? Диснейлэнд представляет для китайских посетителей модный туристический продукт, а для индустрии тематических парков КНР он является реальным конкурентом и объектом, достойным изучения.
Шанхайский Диснейленд похож на зеркало, и следовало бы ему сопоставить китайский развлекательный парк. В последние годы в Китае отмечается «лихорадка» в области тематических парков, и каждый хочет получить свою долю в этой жесткой конкурентной среде. Статистические данные показывают, что в настоящее время количество тематических парков в КНР достигло более 2000, в Соединенных Штатах за почти 60 лет развития их число увеличилось в 70 раз. При этом число убыточных парков достигает 70%, а прибыльных составляет менее 10%.
Почему у подавляющего большинства китайских тематических парков дела идут плохо? В отрасли преобладает мнение, что слепое следование тенденциям, нечеткое выявление «главной темы», слишком много дублирующих друг друга объектов, чрезмерная надежда на продажу билетов и недостаточное развитие производных продуктов являются тому причинами. Слепо подражая иностранным тематическим паркам и другим успешным проектам, не хватает той классической роли, которую сформировал Дисней. Туристы, посетившие парк единожды, лишены мотивации прийти сюда еще раз, и это приводит к низкому коэффициенту повторного посещения парка туристами. В настоящее время китайские тематические парки широко применяют модель работы «путешествие+недвижимость», но главным вопросом остается прибыльность модели. Очевидно, что между тематическими парками КНР и парками мирового класса все еще существует немалый разрыв.
Китаю стоит поучиться профессионализму, уровню развития и позаимствовать модель прибыли Диснейленда. Доля парка Диснейленд составляет более 50% доли мирового рынка тематических развлекательных парков, и этот показатель был получен постепенно, с тяжелым трудом. Если китайские тематические парки стремятся к хорошему развитию, то им нужно стать мастерами своего дела. Они не должны только гоняться за краткосрочной прибылью. Чжан Линъюнь заявил: «Модель прибыли тематических парков является самой большой проблемой. Нужно предотвратить инвестиции предприятий в строительство объектов недвижимости под вывеской тематических парков, перестать просто полагаться на экономическую выгоду от продажи билетов, а в обязательном порядке выстраивать всю производственную цепочку».
«Вместе с конкурентами, мы должны «испечь большой торт» на рынке тематических парков в Китае. Нельзя конкурировать с гордостью и предубеждением. Нужно также сохранять первоначальные намерения, чтобы предоставить потребителям лучший опыт. И только в таком случае можно будет шагать в рыночной конкуренции дальше и веселее», сообщил журналистам представитель компании Хуацяочэн, которой принадлежит сеть парков «Долина радости» (Happy Valley).
Достаточно ли велико рыночное пространство тематических парков в Китае? Данные показывают, что в текущих доходах городских жителей в Китае c каждых дополнительных 100 юаней 40% расходов идут на духовную культуру. Это означает, что у индустрии тематических парков в качестве движущей силы есть сильный внутренний рынок. По прогнозу американской консалтинговой фирмы AECOM, к 2020 году Китай опередит США, и станет крупнейшим в мире рынком тематических парков.
Академия общественных наук Китая опубликовала в 2015 году «Зеленую книгу по туризму», которая прогнозирует, что в будущем всемирный центр развития тематических парков будет перемещен в Китай и страны АТР. Президент Академии туризма Дай Бинь сообщил, что при полномасштабном приведении в действие таких аспектов как капитал, научно-технологические и культурные инновации, индустрия тематических парков КНР вступит в новый период развития. Приход Диснейленда в Китай дает китайской индустрии тематических парков возможность обучиться и вступить в конкуренцию лицом к лицу с американской компанией.