Китай и Россия и решили провести форум и создать Союз вузов журналистики в виду назревшей необходимости трансформации журналистского образования...
На днях в Китайском Народном университете в Пекине прошел Форум гуманитарных и социальных наук 2016: Журналистское образование и развитие СМИ в Китае и России» и торжественная церемония создания «Союза журналистского образования вузов Китая и России». Эти мероприятия прошли в продолжение форума ректоров вузов двух стран в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова в рамках 2016-2017 годов СМИ России и Китая, объявленных правительствами.
На церемонии присутствовали и выступали заместитель министра образования КНР Хао Пин, заместитель Главного государственного управления по делам прессы, издательств, радиовещания, кинематографии и телевидения КНР Янь Сяохун, представители крупнейших университетов и СМИ России и Китая и др.
Китай и Россия и решили провести этот форум и создать Союз вузов журналистики в виду назревшей необходимости трансформации журналистского образования в целях оперативного реагирования на новые вызовы времени. Инновационные подходы было предложено апробировать на студенческих медиа.
На форуме обсуждались сотрудничество между китайскими и российскими СМИ в стратегической стыковке «Экономического пояса Шелкового пути» и «Евразийского экономического союза», сотрудничество в подготовке кадров, глобальное управление, право голоса на международной арене, публичная дипломатия, ноополитика и др.
Борьба за общественное мнение ради сохранения мира
На первый взгляд может показаться, что судьба возрождения Шелкового Пути не очень зависит от журналистики. Однако, здесь стоит вспомнить, что он пролегает через страны Центральной Азии, на территории которых происходит взаимопроникновение 3 цивилизаций – христианской, конфуцианской и исламской. Через территории Центральной Азии проходит транзит российской энергетики и транзит стратегического для Китая сырья. Здесь соприкасаются интересы не только Китая и России. Страны Запада еще со времен распада СССР стремятся внести Центральную Азию в свою сферу влияния, чтобы дестабилизировать обстановку в регионе путем распространения сепаратистских настроений через СМИ. Об этом свидетельствует хотя бы недавний визит Анжелы Меркель в Киргизию и ее встреча с верховным Муфтием. В такой ситуации Китай ведет очень правильно выверенную ноополитику ( т.е. политику формирования позитивного общественного мнения через СМИ) возрождения Шелкового Пути в регионе. Об этом рассказал на конференции кандидат наук Высшей школы журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Борисович Никонов.
Как заинтересовать молодое поколение
Ван Сяньцзюй, заместитель директора Центра исследования России Китайского народного университета подчеркнул, что нам необходимо глубже и шире взаимодействовать на уровне СМИ, чтобы противостоять объему информационных вбросов, провоцирующих в России страхи относительно Китая. После прекращения тесного культурного взаимодействия в былые годы на сегодняшний день Китай и Россия столкнулись с тем, что китайская молодежь очень мало знает о современной России и ее культуре. СМИ необходимо заполнять этот пробел между эпохой «Подмосковных вечеров» и «Катюши» и современностью, возникший по историческим причинам. Только так мы сможем пробудить искренний массовый интерес китайской молодежи к России. Необходимо шире освещать современную культуру и жизнь простых людей в России, науку и технику, а не только встречи политиков, – считает Ван Сяньцзюй, – времена меняются и интересы молодого поколения, которое станет нашим будущим, меняются вместе с ними. Иными словами, чтобы молодежь понимала, зачем дружить с Россией она должна знать что из себя представляет Россия в современном мире, чем сейчас живет Россия, чувствовать ее пульс, осознавать преимущества – только тогда будет кому сменить поколение наших дедов, которые знают наизусть российские военные песни.
Безбрежная инфо-среда как поле общественной дипломатии и вызов времени
Сейчас на смену сообщающей журналистике приходит объяснительная журналистика. Иными словами, мы наблюдаем возвращение аналитической журналистики, что не может не радовать. В таких условиях именно журналист формирует повестку дня читателя. Однако, возрастает и социальная ответственность журналиста за свой текст и за то влияние, какое он может произвести на читателей, – отметила Елена Леонидовна Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, – ведь именно журналисты сейчас торят тропы народной дипломатии. Официальная дипломатия по значимости голоса стала уступать общественной. Так СМИ стали определять политическую направленность действий государств. Т.о., информирование, донесение и разъяснение своей точки зрения большой аудитории становится стратегически важным, – подтвердил зав. каф. журналистики и издательского бизнеса ДВФУ Виктор Алексеевич Бурлаков.
Однако, и журналисты уже не являются монополистами информирования. Аудитория включается в производство медиа с помощью блогов. Блогеры бросают вызов официальной журналистике. Наша аудитория не готова платить за медиа, не хочет смотреть рекламу спонсоров, а блогеров можно читать бесплатно. Таким образом, благодаря Интернету границы инфо-потоков сегодня практически безбрежны. Произошедшие изменения подтверждаются возникновением в Китае актуальной концепция Интернет+, которая подразумевает всеобщий переход официальных каналов на Интернет. Однако, и здесь не все так однозначно. Между поколениями читателей пролегли новые линии неравенства из-за перехода информации на гаджеты благодаря интернету – «цифровые дети» сейчас обладают большими техно-навыками, чем поколения взрослых, которым нелегко дается переход.
Спрос и предложение на рынке журналистики
Что до журналистского образования, то сейчас самым большим спросом пользуются выпускники направления связей с общественностью, иными словами «пиара». Такая тенденция наблюдается как в Российской медиа индустрии, так и в Китае. При этом, – сказал Юрий Михайлович Ершов, доцент факультета журналистики Томского государственного университета, – Россия располагает сильной школой бизнес-журналистики в Москве, высокоразвитой школой медиа-фото-журналистики в Томске и знаменитой школой политической журналистики в Санкт-Петербургском государственном университете. Последний уже сотрудничает с Фуданьским университетом Шанхая, закрепившим за собой славу одной из лучших школ журналистики в Китае.
Запросы работодателей в России не всегда соответствуют государственным программам Минобразования, работодатели порой даже не понимают смысла наших специализаций журналистики. Из интересуют не образование, а соответствие журналиста его нуждам. Для этого студентам нужно определенно больше практики, проблему превалирования теоретических знаний над практикой в процессе обучения отмечают студенты факультетов журналистики как в России, так и в Китае. Обеим странам нужно строить и развивать медиа-рынок, искать баланс между требованием рынка и запросами общества, т. е., гос.структур и отдельных людей. Нужен баланс между происходящим в глобальной и мировой журналистике.
Сплав обтекаемости и непосредственности даст нужный результат
Цзя Вэньшань профессор института журналистики Китайского Народного университета признал, что, несмотря на разность тактики СМИ двух стран, стратегия их одинакова. Российским СМИ свойственна непосредственность, китайским же – обтекаемость подачи информации как выражение мягкой силы, которая считается наиболее действенным средством формирования позитивного образа государства за границей. Это иллюстрирует, например, работа Институтов Конфуция за рубежом. Также профессор выразил восхищение оперативностью подачи информации и охватом российского канала Russia Today, а российские участники конференции высоко оценили особый стиль подачи правительственной информации китайского издания Женьминь Жибао (People’s Daily), а также отметили появление китайского международного обозрения Хуанцю Шибао (Global Times). В итоге, стороны сошлись на том что, и китайским и российским СМИ есть чему научиться друг у друга и научить молодое поколение журналистов, которое будет формировать образы наших стран и народа в сознании читателей в будущем.
Автор: Екатерина Рябова