В последнее время китайцы проставили «красные флажки» натех местах, где они побывали в разных частях света.
Если открыть рубрику «Моменты» и посмотреть на действия друзей в соцсети Вэйсинь за время «Золотой недели» праздника 1 октября, то увидеть фотографии зарубежных путешествий друзей можно повсеместно. В последнее время китайцы проставили «красные флажки» натех местах, где они побывали в разных частях света. По данным Государственного управления по делам туризма КНР, в этом году на праздники в начале октября почти половина китайцев отправились путешествовать. Количество выехавших за границу составило почти 6 млн человек. Это беспрецедентный рекорд, и вдвое больше, чем количество выехавших за границу на «золотую неделю» дня основания КНР в прошлом году.
Поток китайских туристов не прекращается, и его сильная покупательская способность, как приливная волна – она не только проходит по всему миру, но и привносит изменения в экономику многих стран.
Услуги на китайском языке в чужих странах входит в стандартный комплект
По подсчетам Государственного управления по делам туризма, в этом году на праздники, посвященные дню основания КНР, тремя наиболее популярными направлениями для китайских туристов стали Южная Корея, Япония и Россия. Кроме того, продолжается «туристический бум» и по таким направлениям, как Южная Корея, Япония и Таиланд.
«Иногда кажется, что путешествие за границу – это как туристическая поездка по стране», говорит госпожа Сунь из Пекина. На «золотую неделю» 1 октября она с родственниками отправилась в таиландский Чиангмай. Там на улицах повсюду можно было видеть китайских туристов. Такие места, как императорский дворец Бхупин, или ночной рынок, оказались «оккупированы» туристами из Китая. Повсюду можно слышать китайскую речь, и даже тайские продавцы научились говорить несколько фраз по-китайски. По подсчетам Статистического управления по туризму Таиланда, в период отпусков праздника 1 октября, количество китайских посетителей в стране составило 280.000 человек.
Несколько дней назад, госпожа Фан из провинции Аньхой в магазине Duty Free японского города Саппоро встретила свою учительницу младших классов. Ей неоднократно говорила, «что мир тесен» и что «китайские туристы сосредотачиваются в тех, местах, где есть достопримечательности и возможность что-либо купить. И к тому же многие местные работники торговли уже научились неплохо говорить по-китайски».
В Южной Корее сложилась более удивительная ситуация. 30.000 магазинов вывесили на входе значки Alipayи Weixin. У этих платежных систем уровень покрытия в Китае выше, чем у Samsung pay и Apple pay.
Вдохновленные новой благоприятной политикой безвизового режима Китая с рядом стран, китайские туристы также заинтересовались поездками в Марокко, Тонга, Тунис и другие нишевые направления. Количество посетителей из Китая в Марокко выросло в 35 раз. Китайские туристы также способствуют развитию «красного туризма» (посещения мест связанных с коммунистическим движением, ред.) за рубежом. В таких местах, как музей Маркса, резиденция Энгельса, резиденция Ленина, а также места, где обучались и жили китайские революционеры, можно увидеть немало китайских туристов.
Вклад китайских туристов в бюджеты разных стран
Не стоит недооценивать это стремление китайских туристов «все скупать» за границей. Можно считать, что китайский зарубежный туризм является одним из стимулов мировой экономики. По данным Всемирной туристической организации ООН, с 2012 года, Китай на протяжении многих лет, был крупнейшей в мире страной-потребителем выездного туризма. Его годовой вклад в мировую туристическую отрасль превышает 13%. В 2015 году, 120 миллионов человек выехали за границу с туристическими целями, а покупок они совершили на общую сумму в 684.1 млрд. юаней. По этим двум показателям Китай занимает первое место в мире. Кроме того Всемирная туристическая организация ООН также заявила, что «после глобального финансового кризиса, китайский выездной туризм и зарубежные инвестиции Китая играют определенную роль двигателя в восстановлении глобальной экономики».
Говоря конкретнее, китайские туристы активно простимулировали экономику многих регионов.
В Южной Корее, в таких торговых районах Сеула, как Мёндон и Тондэмун, в магазинах косметики и люксовых брендов постепенно появились надписи на китайском языке. А чтобы удовлетворить потребности китайских туристов, заведения, где раньше подавали кашу с морепродуктами, или суши, перепрофилировались в пельменные. Согласно статистическим данным, в 2015 году, китайские туристы составили 70% всех иностранных туристов, которые посетили Южную Корею. В среднем, расходы каждого туриста составили 2200 долларов США. Это вдвое больше, чем средние расходы любого другого иностранного туриста в Южной Корее. А вклад китайских туристов в ВВП Южной Кореи составил 1,6%.
Японский комплекс Shopping Paradise Japan в прошлом году посетило 5 млн. китайских туристов, что принесло японской экономике 80 млрд. юаней дохода. Японская розничная торговля, а также ряд производственных отраслей Японии – от производства рисоварок до готовых китайских средств японской медицины – все они «обрели вторую молодость». По сообщению японских СМИ, китайские туристы также простимулировали спрос на такие объекты, как гостиницы и магазины. Ажиотаж, вызванный ростом спроса со стороны китайских туристов привел даже к росту цен на землю.
В Таиланде и во Вьетнаме, китайские туристы – это синоним стабильности экономики. Расходы приезжающих в Таиланд иностранных туристов составляют 11,4% ВВП страны, и 7,9 млн. китайских туристов приносят туристической отрасли Таиланда 74 млрд. юаней доходов. Приморские города Вьетнама, получающие основные доходы от туризма, такие, как Нячанг и Дананг, процветают благодаря китайским туристам. Кстати, Китай стал крупнейшим поставщиком туристов во Вьетнам.
360.000 китайских туристов, посетивших Мальдивы в 2015 году – это больше, чем местное население. В аэропорту Хитроу Лондона всего на 1% китайских туристов приходится 25% беспошлинных продаж. Впрочем, туристы из Китая не ограничиваются «шоппингом». Отдыхая, они не упускают возможность совершать инвестиции за рубежом. В Лондоне и в Австралии, инвестиции китайских туристов в недвижимость привели к росту цен на квартиры и дома в некоторых районах.
От «скупщиков недвижимости» до «путешественников»
Туристическая отрасль в последние три года активно развивалась, и в 2015 году ее объем достиг 174,4 млрд. юаней. Между тем, с точки зрения отрасли, пассивное сальдо не является плохим феноменом. Тратя крупные суммы за рубежом, китайские потребители способствуют расширению влияния Китая, и одновременно стимулируют выход китайских компаний на мировые рынки. Компания Suning приобрела японскую сеть магазинов беспошлинных товаров Laox, компания Fosun приобрела сеть курортов Club Med, а корпорация Jin Jiang Hotels приобрела Louvre Hotels Group. Все эти инвестиции являются результатом потока китайского туризма за границу.
Между тем, за «золотую неделю» национального праздника в этом году многие китайские туристы вернулись домой с меньшим количеством сумок. Количество китайских туристов, которые отправляются в Японию, продолжает расти, но их средние расходы имеют тенденцию к снижению. Китайские туристы уже не покупают так много, как раньше. «Теперь можно купить товары благодаря трансграничной электронной торговле. А покупки при путешествиях за границу китайские туристы совершают в качестве развлечения», говорит госпожа Жэнь. В прошлом году она провела отпуск в японском городе Киото «с легким багажом». Во время своего пребывания она потратила деньги на жилье, на походы по японским ресторанам и на отдых в спа. И лишь на обратном пути в аэропорту она приобрела сувениры для друзей в аэропорту.
Термин «шоппинг-бум» в отношении китайских туристов стал популярным в японском языке в прошлом году. Но в этом году данное понятие уже встречается значительно реже. 4 октября в первой половине дня, перед большим магазином беспошлинной торговли Laox в токийском торговом центре Ginza то и дело останавливались большие автобусы, из которых выходили китайские туристы. Они по-прежнему стремительно заходят в магазин, но в основном, чтобы купить лечебную косметику. «Редко можно было видеть, чтобы они расхватывали рисоварки, или крышки для унитазов», говорит один из работников магазина. По его словам за полгода поведение китайских туристов поменялось, и теперь их можно редко видеть расхватывающими товары, или активно покупающими вещи на распродажах.
Мода на «фотографии с шоппинга» тоже прошла. Китайские туристы начали больше тратить времени и сил на исторические и культурные достопримечательности. Алекси дэ Кермель (Alexis de Kermel), ответственный по работе со СМИ музея-замка Фонтенбло (Fontainebleau) во Франции заявил: «Я рад констатировать, что китайские туристы готовы оставаться у нас больше времени и получать удовольствие от посещения замка».
«Китайские туристы уделяют больше внимания жизненному опыту за рубежом, более рационально и разнообразно тратя деньги во время путешествий», рассказывает директор Китайского исследовательского института по туризм Дай Бин. Анализ перспектив отрасли института показывает, что наплыв китайских туристов за рубеж еще не завершен, и что китайские компании должны постоянно стремиться выходить на зарубежные рынки, чтобы играть за рубежом на «домашних преимуществах», задерживая заграничное потребление и повышая влияние китайского туризма в мире.
Китайский информационный интернет центр