|
Путь по сайту: Главная / Новости / Новости Китая / 15.02.2019 - Работа по унифицированному закону об иностранных инвестициях набирает обороты
15.02.2019 - Работа по унифицированному закону об иностранных инвестициях набирает оборотыОсновным тоном проекта, на который делается упор, является поощрение и защита инвестиций, внешнему миру подается мощный сигнал о том, что Китай начинает новый раунд институциональной внешней открытости высокого уровня...
С 29 по 30 января 2019 года на 8-й сессии ПК ВСНП 13-го созыва состоялось второе групповое чтение проекта закона об иностранных инвестициях. Это означает, что работа по унифицированному закону об иностранных инвестициях в Китае, привлекающему большое внимание, уже набирает обороты. Если смотреть в общем, структура «Проекта» является четкой, содержание лаконичным, он полностью отражает основные положения нового закона в рамках руководящей идеологии законодательства. Что касается содержания, в нем полностью проявились инновационные результаты реформы системы управления иностранными инвестициями, начиная с 18-го съезда КПК. В нем также лучше отрегулированы связи с соответствующими законами и правилами, демонстрируется решимость Китая активно содействовать иностранным инвестициям, расширять внешнюю открытость, усиленно создавать удобную международную деловую среду, управляемую на основе закона. Основным тоном проекта, на который делается упор, является поощрение и защита инвестиций, внешнему миру подается мощный сигнал о том, что Китай начинает новый раунд институциональной внешней открытости высокого уровня. В «Проекте» привлекают внимание следующие моменты: 1. Равное отношение к внутренним и внешним инвестициям, акцент на справедливой конкуренции Равное отношение и справедливая конкуренция – это долгосрочное требование предприятий на иностранных инвестициях. Содействие справедливой конкуренции предприятий на внутренних и внешних инвестициях является ключевым пунктом реформы политики Китая в области иностранных инвестиций за последние годы. В сфере промышленной и научно-технической политики, государственных закупок и др. Китай выдвинул множество значительных мер. «Проект» поднял серию этих политических курсов по иностранным инвестициям на законодательный уровень, ввел всесторонний национальный режим, подчеркнул принцип конкурентного нейтралитета, что помогает сформировать для предприятий разного типа бизнес-среду, основанную на справедливой конкуренции, и позволяет рыночному механизму играть решающую роль в распределении ресурсов. 2. Упор на поощрение и защиту инвестиций Если посмотреть с точки зрения структуры «Проекта», то сначала идет поощрение и защита инвестиций, а затем управление инвестициями. Это отражает стремление нового закона сделать основной упор на поощрение и защиту инвестиций. «Проект» также активно отреагировал на ряд вопросов, вызывающих у иностранных инвесторов повышенный интерес на протяжении длительного времени. Например, 22-я статья запрещает административным органам требовать передачи технологий с помощью административных методов. 24-я статья требует от местных органов власти строго соблюдать политические обязательства, принятые в соответствии с законом и т.д. Это очень благоприятно скажется на улучшении инвестиционного климата для иностранных инвестиций и укрепит уверенность в инвестировании у зарубежных инвесторов. 3. Модель управления иностранными инвестициями будет полностью приведена в соответствие с международными требованиями Важной идеей «Проекта» является преобразование функций правительства, сокращение управленческого аппарата и предоставление большего количества прав нижестоящим органам власти. Помимо специальных административных мер по допуску, указанных в негативном списке, унифицируется управление внутренними и внешними инвестициями, упраздняются процедуры рассмотрения, утверждения и подачи заявок для создания предприятий на иностранных инвестициях, сохраняется лишь управление проектами и отраслевые лицензии, единые для внутренних и внешних инвестиций – полностью осуществляется увязка с международными требованиями по либерализации инвестиций высокого уровня и упрощению инвестирования. 4. Интеграция передового международного опыта и специфики Востока С начала проведения политики реформ и открытости, Китай упрочил обстановку в стране и стал привлекать иностранные инвестиции, превратившись во второе в мире государство по объему привлеченных из-за рубежа инвестиций. Более того, в процессе практики он накопил большой положительный опыт по поощрению и защите внешних инвестиций. Положения «Проекта» о создании механизма работы с жалобами и системы информационной отчетности для предприятий на иностранных инвестициях, формировании системы обслуживания иностранных инвестиций, составлении и публикации руководства для иностранного инвестирования не только обобщают опыт Китая, но также полностью перенимают передовую международную практику и стремятся стать образцом современного инвестиционного права. 5. Дальнейшее расширение внешней открытости «Проект» предусматривает, что Госсовет КНР может создавать специальные экономические зоны для поощрения иностранных инвестиций и расширения внешней открытости. Государство в соответствии с требованиями внешней открытости в специально установленных районах может реализовать пилотные политические меры в отношении иностранных инвестиций, поощряя последние. Местные правительства разных уровней могут в пределах установленных законом полномочий разрабатывать политику поощрения иностранных инвестиций. Осуществлять предварительные испытания и пробы в зонах свободной торговли и других специально установленных районах, а также активно предпринимать политические попытки – это важный путь Китая по расширению внешней открытости. Включение в «Проект» означает, что после выдвижения нового закона иностранные инвестиции вполне возможно получат долгосрочные дивиденды от реформ. В «Проекте» имеются некоторые моменты, нуждающиеся в совершенствовании, например, область применения должна быть конкретизирована, сфера полномочий компетентных органов уточнена, отношения между фундаментальностью и простотой в использовании урегулированы надлежащим образом и т.д. Тем не менее, мы видим, что в «Проект» ускоренно вносятся поправки и улучшения, чуть более чем за месяц он дважды передавался на рассмотрение ПК ВСНП, что демонстрирует готовность Китая к дальнейшему расширению внешней открытости. Автор: Ци Тун, директор Центра по исследованию зарубежного инвестиционного закона (COIL) Уханьского университета, профессор, научный консультант докторантов Китайский информационный интернет центр |