БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД :

НАВИГАЦИЯ ПО РАЗДЕЛУ :





Путь по сайту: Главная / История и культура Китая / Исторический очерк Ведерникова Ю.В. "Гибель кораблей и судов в русско-японскую войну 1904-1905 г." / Глава 3. Мученики Цусимы

Глава 3. Мученики Цусимы

<< К оглавлению документа
Неудачно складывающиеся для России боевые действия в войне поставили вопрос о усилении русской эскадры на Тихом океане. Ядро будущей помощи должны были составить четыре однотипных эскадренных броненосца типа "Бородино" и броненосец "Ослябя". Прибытие же подкрепления планировалось осуществить к декабрю 1904 года.
После боев, 28 июля Артурской эскадры в Желтом море и 1 августа Владивостокского отряда крейсеров в Корейском проливе, русские морские силы уже не могли реально противостоять японскому флоту. Поэтому, на совещании 11 августа 1904 года, по настоянию к.-адм. Рожественского, было принято решение ускорить отправку на Дальний Восток Второй эскадры, но не на усиление Первой, а с задачей овладения морем, с местом базирования на порт Владивосток.
С утра 2-го октября 1904 года русская эскадра тронулась в свой 220-ти дневный поход, выйдя из Либавы. Как и планировалось, ядро эскадры составили однотипные эскадренные броненосцы - "Князь Суворов", "Император Александр III", "Бородино" и "Орел", составившие первый броненосный отряд эскадры.
Второй броненосный отряд возглавлял эскадренный броненосец "Ослябя" (флаг к.-адм. Фелькерзама), ведя за собой эскадренные броненосцы "Сисой Великий", "Наварин" и броненосный крейсер "Адмирал Нахимов".
Состав эскадры дополнял отряд крейсеров ведомый к.-адм. Энквистом - "Аврора", "Жемчуг", "Дмитрий Донской", "Светлана", "Урал" и миноносцы с транспортами обеспечения.
В последствии, возле о .Мадагаскар и б .Ван-Фонг (Вьетнам) эскадрой было получено подкрепление в виде отряда кап.1 р. Добротворского (бронепалубные крейсера "Олег" и "Изумруд", вспомогательные крейсера "Днепр" и "Рион", и миноносцы) и отряда к.-адм. Небогатова (эскадренный броненосец "Николай I", броненосцы береговой оброны "Генерал-адмирал "Апраксин",, "Адмирал Сенявин" и "Адмирал Ушаков", броненосный крейсер "Владимир Мономах").
Количественный состав эскадры далеко не соответствовал требованиям качества. Так из новых броненосцев типа "Бородино" только "Александр III" имел чуть более чем годичный опыт плавания, а остальные корабли прошли курс начальной боевой подготовки и формирование из них полноценных боевых единиц планировалось осуществить в походе. Экипажи броненосцев комплектовались за счет новобранцев, запасных и отчасти матросов срочной службы с Черномор­ского флота. "Ослябя", перед войной назначенный в I-ю эскадру и успевший пройти до ее начала только Средиземное море, имел сплаванный экипаж, но требующую ремонта машинную установку. Броненосцы "Наварин", "Сисой Великий", "Николай I" в 1902 году вернулись с Дальнего Востока и не прошли необходимые и планируемые ремонт и перевооружение в полных объемах. Броненосцы береговой обороны были изначально не предназначены для эскадренного боя.
Боевая подготовка эскадры свелась только к отработке навыков управления механизмами и наведения орудий в отдельно взятых плу­тонгах и башнях. Боевая стрельба, венчающая процесс боевой подготовки, проводилась лишь всего одна. Совместных эскадренных учений не было. Оперативная подготовка как похода, так и предстоящих боевых действий не производилось - все приказы и наставления "рождались" в голове Рожественкого экспромтом, конечного же замысла любого действия себе никто не представлял.
В чем не испытывала вторая эскадра затруднений, так это в выборе добровольцев - охотников до участия в походе и предстоящем бое. На эскадры служили офицеры имевшие опыт тихоокеанских плава­ний - капитаны первого ранга Игнациус( командир "Суворова"), Серебренников (командир "Бородино") , Бэр ( командир "Осляби), капитаны второго ранга Македонский (ст.офицер "Суворова"), Мусатов (ст.офицер "Адмирала Ушакова) и другие; - офицеры имевшие опыт боевых действий в этой войне - капитан 2 ранга Семенов (быв. ст.офицер артурского крейсера "Диана"), лейтенант Рощаковский (бывш. командир артурского миноносца "Решительный") и другие. Многие принимались по протеже своих родственников - по просьбе отца, кап. 1 р. Цывинского, на "Бородино" был зачислен его сын - мичман Цывинский, впоследствии погибший вместе с броненосцем и всем экипажем. Впервые на военную службу призывались опытные моряки торгового флота - им присваивался чин прапорщика флота и они вливались в состав офицерских кают-компаний. Унтер-офицеры и матросы эскадры не отличались "добродетелью" на берегу. Однако дезертиров среди них не было.
12 мая, в 7 часов утра от эскадры отделились угольные транспорты и под охраной трех вспомогательных крейсеров направились в Шанхай. Вместе с ними в Россию была отправлена и почта - "последнее прости" для многих из отправляющих. Тридцать восемь вымпелов эскадры: 12 броненосцев, 8 крейсеров, 9 миноносцев, 9 вспомо­гательных судов и кораблей легли курсом на Корейский пролив.
Вечером 12 мая радиотелеграфные станции русской эскадры начали принимать знаки телеграмм на японском языке. Сутками спустя, около половины третьего ночи, 14 мая вспомогательный крейсер "Синано-Мару" находясь в 49 милях от о. Сиросе открыл русскую эскад­ру. Подойдя кабельтов на 40, он лег на параллельный курс и через несколько минут повернув на право, скрылся в темноте. Скрытно соп­ровождая русских, в 6 час.18 мин. "Синано-Мару" навел и передал наблюдение подошедшему бронепалубному крейсеру "Идзуми". Постепенно начали подтягиваться все японские силы, беспрестанно сообщая Того о всех эволюциях и перестроениях русской эскадры. В час с четвертью дня адм. Того увидел русскую эскадру. Походное положение русских соответствовало его предположениям, он отдал приказ начать бой и поднял сигнал: "Судьба Империи зависит от этого боя. Сделайте все, что можете (Каждый из вас)".
В это же время главные силы японского флота были замечены с русского флагмана - броненосца "Князь Суворов". После взаимных перестроений, в 1 час.49 мин. последовал первый выстрел с "Суворова" по "Микасе". С дистанции 6500 метров, в 1 час 52 мин. японский флагман ответил тем же.
Из за неудачного управления и маневрирования русских кораблей, в первых минутах боя броненосец "Ослябя" вынужден был застопорить ход, чтобы не наскочить на идущий впереди "Орел". Расстояние же до заднего мателота - "Сисоя Великого" - уменьшилось до 25 сажен.
Первоначально японский огонь сосредоточился по всем кораблям русской эскадры, но затем в течении нескольких минут он был перенесен исключительно на "Суворов" (4 японских броненосца) и на "Ослябю" (8 японских броненосных крейсеров). Последствием этого стало выход "Суворова" из строя и роковые повреждения "Осляби". Японские снаряды, направленные на "Ослябю" повредили и носовую оконечность "Сисоя", что привело к его затоплению на следующий день.
Эскадренный броненосец "Ослябя".
14 мая 1905 года.
Около 2 час.20 мин. "Ослябя" сильно поврежденный, с разбитыми носовой частью, носовой десятидюймовой башней и шестидюймовым казематом, севший носом по самые клюзы, с креном в 12 градусов на левый борт и пожаром на рострах выкатился из строя. Около 2 час.40 мин. "Ослябя" опрокинулся на левый борт и затонул. Подоспевшими миноносцами "Бравым", "Буйным", "Быстрым" и пароходом "Свирь" некоторые члены экипажа корабля. С начала боя прошло 50 минут. Всего же с броненосцем погибло 14 офицеров, 8 кондукторов и 472 нижних чина. Из машинной команды броненосца не спасся никто.
Эскадренный броненосец "Князь Суворов".
14 мая 1905 года.
В 2 часа 26 мин. броненосец "Суворов" перестал слушаться руля и выкатился из строя на 16 румбов вправо. Одновременно был поврежден машинный телеграф, и управление кораблем стало невозможно. После минутного замешательства эскадру повел "Александр III". Описав полную циркуляцию "Суворов" прорезал строй русской эскадры между "Сисоем Великим" и "Наварином". На нем были сбиты обе стеньги, ростры со шлюпками были объяты пламенем, которое ок­ружало и боевую рубку, кормовая 12-ти дюймовая башня вышла из строя, как и большинство артиллерии корабля. Адмирал Рожественский был дважды ранен, впал в беспамятство и никем не был заменен. Управление броненосцем с трудом осуществлялось машинами, через голосовую связь. Верхняя палуба была объята пламенем.
В 3 часа 22 минуты отрядом крейсеров адм. Камимуры, разошедшимся с русской эскадрой контркурсом был замечен "Суворов". Камимура открыл по нему огонь с близкого расстояния, а с броненосного крейсера "Якумо" была выпущена торпеда, правда безрезультатно. "Суворов" отвечал из двух кормовых 75 мм. пушек.
Видя беспомощное состояние русского флагмана, японские миноносцы пошли на него в атаку, но были отражены огнем уцелевших кормовых пушек, развернувшегося при помощи машин броненосца. При этом миноносец "Сиракумо" был поврежден двумя снарядами. Броненосец представлял собой огромный костер, двигавшийся 10-ти узловой скоростью. Продолжая стрелять из уцелевших кормовых пушек,
В 6-ом часу вечера к "Суворову" подошел миноносец "Буйный". Этот корабль, приписанный к броненосцу "Ослябя" успел спасти 204 человека из его экипажа. Шлюпки на обоих кораблях были разбиты и "Буйный" на большой зыби, подойдя с подветренного борта блестяще исполнил маневр подхода к броненосцу, снял адм. Рожественского и часть его штаба. После снятия адмирала офицеры броненосца лейтенанты Вырубов и Богданов, прапорщик Курсель и команда "Суворова" стоявшие на срезе кричали "ура", махали фуражками и торопили миноносец отваливать - слева подходили японские крейсера и миноносцы. Последние обойдя броненосец с правого борта и с носа, в 7 часов 20 мин., находясь вне сектора обстрела кормовых орудий, с 300 метров выпустили торпеды. Их попало не меньше трех. Броненосец извергая пламя, окутанный черно-желтым дымом, перевернулся. На короткое время его днище было над поверхностью, а затем в 7 час.30 мин. эскадренный броненосец "Князь Суворов" погрузился вместе с оставшийся на нем командой и офицерами. Вместе с кораблем погибло 38 офицеров, 16 кондукторов и 871 нижний чин.
Эскадренный броненосец "Император Александр III".
14 мая 1905 года
Эскадренный броненосец "Александр III", приписанный к русской гвардии - Гвардейскому флотскому экипажу, после повреждения "Су­ворова" сначала пошел за выкатившимся из строя флагманом, но затем самостоятельно повел эскадру. Выступая всего 25 мин .в качес­тве ведущего эскадры "Александр III" проведя контрманевр под кормой отряда броненосцев Того, дал русской эскадре передышку, а сам попал под продольный огонь броненосцев Камимуры. В 2 часа 40 мин. сильно избитый огнем японских броненосных крейсеров, он уступил свое место "Бородино" и вступил в кильватер "Сисою Великому". По свидетельству кап.2 р. Семенова -"...посреди руин ходового мостика, окруженные бушующим пожаром, облокотившись на чудом уцелевшие леера, стояли и курили несколько офицеров - - гвардия!".
Около 5-ти часов вечера "Александр III" вышел из строя с большим пожаром и креном на правый борт, изредка стреляя из орудий левого борта. Броненосные крейсера адм. Камимуры сразу же перенесли огонь на него, хотя необходимости уже не было. Броненосец погибал. С поднятого левого борта команда бросалась в воду, правый борт быстро уходил в воду и по нему быстро перебегая, двигалось 20-30 человек. Опрокинувшись броненосец еще долго плавал верх днищем. Вокруг плавали сотни голов. Крейсер "Изумруд" подошел к месту крушения, сбросил койки, спасательные круги и пояса, но был принужден отойти японским ог­нем.
Около 8 час.15 мин. эскадренный броненосец "Александр III" погрузился. Со славного корабля не спасся никто. Вместе с броненосцем погибло 29 офицеров, 11 кондукторов и 827 нижних чинов.
Вспомогательный крейсер "Урал".
14 мая 1905 года.
Вспомогательный крейсер "Урал" в артиллерийской перестрелке с японскими крейсерами получил подводную пробоину и поднял сигнал о бедствии. На помощь поврежденному "Уралу" подошли "Анадырь", "Свирь" и "Грозный". На "Урале" был поврежден руль и и через подводную пробоину поступала вода, создававшая крен до 4 градусов. Корабль был оставлен командиром и командой задолго до того, как погрузился в воду. Так приказ покинуть корабль был отдан в половине четвертого, а крейсер "Урал" пошел ко дну в 5 час.40 мин. обстрелянный проходящими мимо броненосцами Того и потоплен выпу­щенный в него торпедой.
По последующим показаниям старшего механика крейсера крен мог быть быстро устранен и крейсер не утратил своей боеспособнос­ти. Скоропостижное (иначе не назовешь) оставление крейсера командой в первую очередь обусловлено действиями его командира - кап.2 р. Истомина, не отличавшегося наличием боевого духа и создавшего подобную атмосферу на корабле. Экипаж корабля потерял 22 нижних чина.
Буксирный пароход "Русь".
14 мая 1905 года.
Буксирный пароход "Русь" при оказании помощи поврежденному крейсеру "Урал" был протаранен транспортом "Анадырь". Вольнаемная команда буксира оставила его и перешла на "Свирь".
Плавучая мастерская "Камчатка".
14 мая 1905 года.
Во время дневного боя, находясь в отряде транспортов "Камчатка" получила сильные артиллерийские повреждения и накренилась на правый борт. К вечеру, проходя мимо "Суворова" и видя его бедственное положение, "Камчатка" пыталась оказать ему поддержку огнем своих 47-мм "пушчонок", в отражении атаки японских миноносцев. В шестом часу вечера, проходящие японские крейсера расстреляли "Камчатку", она опрокинулась и затонула недалеко от "Суворова". Спаслось всего 11 членов экипажа и 13 мастеровых. Вместе с кораблем погибло 16 офицеров, 4 кондуктора, 239 нижних чинов и 68 мастеровых.
Эскадренный броненосец "Бородино"
14 мая 1905 года
В 2 часа 40 мин. эскадренный броненосец "Бородино" повел рус скую эскадру. Используя, как и "Александр III" фактор превосходства японцев в скорости, "Бородино" предпринял попытку проникнуть на север под хвостом японской колонны. Через чрезмерную прорезь в боевой рубке был ранен командир - кап.1 р. Серебряников и командование принял старший офицер - кап.2 р. Макаров.
Броненосец "Бородино" вел русскую эскадру до семи часов ве­чера. Около 7 часов вечера по сообщениям с "Орла" броненосец получил крен в 4-5 град., с которым шел в течении 15 минут. От пожара на кормовых мостиках произошло несколько взрывов ящиков 47 мм. патронов.
Около 7 час.10 мин., почти тот час по заходе солнца крен вдруг стал резко увеличиваться, из полупортиков правого борта вырвались языки пламени, орудия правого борта сделали последние два выстрела - и броненосца не стало.
Еще некоторое время броненосец плыл кверху килем; по днищу бегало до 40 человек команды, махая руками. "Орел" обошел его, пропустив по правому борту, продолжая идти прежним курсом. Спасен был всего один человек - марсовый матрос С. Ющин. Вместе с броненосцем погибло 34 офицера, 12 кондукторов и 819 нижних чинов.
После гибели броненосца "Бородино" огонь японских кораблей стал ослабевать и линейные силы японцев отошли к Дажелету уступив арену боя своим миноносцам. Дневной бой 14 мая закончился. В сумерках начала восьмого часа вечера 14 мая японские боевые отряды уступили место своим миноносцам и отошли к Дажелету. Тринадцать японских миноносцев преграждали путь русским кораблям на север, двенадцать охватывали ее с востока и восемнадцать с юга.
Вскоре после заката к-адм. Небогатов подняв флаг "Следовать за мной" встал на "Николае I" по главе эскадры. За ним шел "Орел", немного вне строя "Адмирал Ушаков", затем "Адмирал Сенявин", "Генерал-адмирал Апраксин", "Сисой Великий", "Наварин" и "Нахимов". Крейсер "Изумруд" охранял "Николая I" с левого траверза. Отряд шел 12-ти узловым ходом на Владивосток. Около 9 часов вечера "Ушаков" не смог сдержать хода вследствие большого дифферента на нос и отстал от отряда.
Корабли отряда Небогатова ("Николай I", "Сенявин", "Апраксин" и "Ушаков"), а так же крейсер "Изумруд" с наступлением темноты скрыли огни и не открывали освещение прожекторами. Остальные же корабли постоянно открывали боевое освещение, тем самым помогая осуществлять поиск японским миноносцам. 
Японские миноносцы, подойдя с трех сторон, преодолевая сильное волнение и ночную тьму начали свою страшную атаку. Первой жертвой атаки стал крейсер "Адмирал Нахимов", полу­чивший торпедную пробоину в носовой угольной яме в начале девято­го часа вечера. "Сисой Великий" около 11 часов 15 мин. вечера получил торпеду под румпельное отделение, повредившую руль и лишившее его возможности управляться. Торпедой в носовую часть был поврежден и крейсер "Владимир Мономах". Роковым этот вечер стал "Наварина".
Эскадренный броненосец "Наварин"
15 мая 1905 года
В дневном бою "Наварин" получил пробоины в носу и в корме, и вследствие поступления воды несколько сел носом. Командир - кап.1 р. барон Фитингоф был убит в начале боя и в командование кораблем вступил старший офицер - кап. 2 р. Дуркин.
Во время ночных атак японских миноносцев "Наварин" получил попадание торпедой в корму около 10 часов вечера, приведшее к погружению корпуса до кормовой башни.
Во втором часу ночи он опять получил две мины в середину корабля, причем одну с правого, а другую с левого борта ближе к кормовой башне. Корабль опрокинулся и затонул.
С корабля спаслось всего три матроса. Вместе с броненосцем погибло 27 офицеров, 11 кондукторов и 662 нижних чина.
Массовые торпедные атаки японских миноносцев продолжались до 11 часов ночи, после чего они потеряли русские корабли из виду. По окончании атак почти все миноносцы вернулись к Дажелету на свои якорные места. По японским данным их потери заключались в трех миноносцах NоNо 34, 35 и 69 прошедшие при следующих обстоятельствах.
Японский миноносец Nо 69
14 мая 1905 года
Миноносец Nо 69 в составе первого отряда и совместно с миноносцами NNо 67, 68 и 70 с захода солнца шли на NW , около 9 час. 5 мин. открыли русские корабли слева по носу и пошли в атаку. Севернее русских кораблей шли японские миноносцы 1-го отряда "Харусаме", "Фубуки", "Ариаке", "Араре" и "Акацуки" (бывший "Решитель­ный" захваченный японцами в Чифу). В момент атаки "Акацуки" столкнулся с миноносцем Nо 69 и получил в двух местах повреждения борта. Вода сильно прибывала и "Акацуки" отказавшись от атаки пошел в Такесики.
Миноносец Nо 69 свернул себе нос в правую сторону метра на три. Носовые отсеки стали затапливаться, миноносец лишился возможности управляться. С подошедшего миноносца "Кари" его попытались взять на буксир, но стало очевидно что он затонет. В 10 час. 45 мин. экипаж спустив флаг и прокричав три раза "Банзай!" бросился в воду. Одновременно с этим миноносец затонул. Кроме двух погибших нижних чинов, остальные были спасены.
Японский миноносец Nо 34
15 мая 1905 года
Миноносец Nо 34 в составе 17-го отряда догонял русские корабли с юга. В 9 час. 5 мин. обнаружили отряд русских кораблей иду­щих на NО и приступили к атаке. При прорезывании линии отряда русских кораблей миноносец Nо 34 с 250 метров получил попадания в котельное отделение, носовой минный аппарат и был поврежден штуртрос. Лишившись возможности управляться, корабль очутился под расстрелом. На нем были убиты 7 нижних чинов, ранены начальник отряда, два кондуктора и 9 нижних чинов. Вода заполнила носовое котельное отделение и миноносец значительно сел носом. К 10 часам удалившись от русских кораблей и при оказании помощи со стороны миноносца Nо 61, миноносец Nо 34 затонул. Экипаж был спасен полностью.
Японский миноносец Nо 35
15 мая 1905 года
Миноносец Nо 35 в составе 18-го отряда совместно с миноносцами NNо 36, 60 и 61 догонял русские корабли так же с юга. В 8 час. 15 мин. обнаружили отряд русских кораблей идущих на север. При сближении с ними на миноносце Nо 61 вышел из строя рулевой привод и он отстал, а прочие попали под освещение и огонь русских кораблей и потеряли друг друга. Миноносцы NNо 36 и 60 атаковали русских с большой дистанции и не добившись попаданий отошли.
Миноносец Nо 35 идя один в атаку, под градом снарядов подошел вплотную, так что можно было видеть людей на палубах русских кораблей и выпустил торпеду. В него был направлен страшный огонь, не было ни одного отсека без повреждений от снарядов, перебило паропровод и миноносец остановился. Был убит 1 офицер и 7 нижних чинов, Команда мужественно боролась с прибывающей водой.
Перезарядив торпедный аппарат, команда миноносца приготовилась к дальнейшему бою, но так как русские корабли удалились, подняли сигнал о бедствии. Подошедший миноносец Nо 31 три раза подавал буксир, но он рвался из-за большого волнения. Положение миноносца Nо 35 стало безнадежно и его команда, спустив флаг покинула погибающий корабль.
По донесениям же русских офицеров, включая все без исключения показания о потоплении миноносцев, потопленными же считаются от четырех до восьми миноносцев.
К рассвету 15 мая уцелевшие после боя русские корабли - "Николай I", "Орел", "Апраксин", "Сенявин" и "Изумруд" - ведомые к.-адм .Небогатовым прорывались во Владивосток следуя курсом NO 23 град. и находясь в милях ста от острова Дажелет на север. "Адми­рал Ушаков" шел позади этого отряда милях в двадцати, "Сисой Великий" и "Владимир Мономах" шли к восточному берегу Цусимы с целью затопиться. При них находился миноносец "Громкий". С этой же целью к северу о. Цусима приближался "Адмирал Нахимов", а "Дмитрий Донской" держался восточнее отряда Небогатова имея рядом миноносцы "Буйный", "Бедовый" и "Грозный". "Светлана" вместе с "Быстрым" в пятом часу утра была в виду о. Дажелет. Крейсер "Алмаз" и миноносец "Бравый" шел во Владивосток держась восточной части японского моря. "Иртыш" с полночи шел на восток и к рассвету, пяти часам утра был вблизи о. Миносима.
Крейсера "Олег", "Аврора" и "Жемчуг" ведомые к.-адм. Энквистом уходили на юг, транспорта "Анадырь", "Корея" и буксир "Свирь" прошли Готские острова и так же следовали на юг. Южнее о. Цусима "Бодрый" снимал экипаж с погружающегося "Блестящего".
К тому же времени японский флот расположился в районе о. Дажелет перекрывая кратчайший путь к Владивостоку. Почти все русские корабли идущие во Владивосток, за исключением "Алмаза" и "Бравого" выбрали этот путь и придерживались Дажелета для проверки своего места. В 5 часов 20 минут японцы обнаружили идущий во Владивосток отряд Небогатова. Заключительное действо трагедии началось.
К 10 часам утра отряд Небогатова оказался окруженным со всех сторон. К половине одиннадцатого, подойдя на дистанцию 60 кабельтовых японские корабли открыли огонь. Броненосец "Орел" отвечал несколькими выстрелами, как вдруг "Николай I" спустил русские флаги, поднял японский флаг, застопорил машины, а затем передал по семафору "Окруженный превосходящими силами неприятеля вынужден сдаться".
Лишь один "Изумруд", разобрав сигнал о сдаче, дав полный ход, пошел на прорыв во Владивосток.
В последствии на судебном процессе, Небогатов говорил, что сдал отряд во избежании бесполезного кровопролития и во имя со хранения тысяч жизней.
Официальное же русское исследование о Цусимском бое сделало следующее заявление - "Нет сомнения, что силы неприятеля были подавляющие, но кровопролитие во имя чести флага никогда не может быть названо бесполезным. Честная смерть витязей на поле боя питает военную доблесть народа не на одно, а на многие и многие поколения. Примеры доблести создают мощь воинства. Проходят годы, проходят столетия, а память о павших продолжает цвести. На ней воспитывается молодежь, ее утешаются все, которым приходится страдать и проливать кровь за Родину". Дальнейшие события того дня показали тому пример.

Крейсер "Изумруд".  
18 мая 1905 года.
Увидев поднятый на "Николае I" сигнал о сдаче, "Изумруд" его отрепетовал, а затем как бы одумавшись - спустил и развив полный ход пошел на прорыв в восточном направлении. Японские крейсера "Читосе" и "Акицусима" преследовали его до двух часов дня, но затем вернулись обратно.
Предполагая, что у Владивостока его могут ждать японские суда, командир крейсера - кап. 2 р. Ферзен повел его в бухту Владимир, куда крейсер прибыл к первому часу ночи 16 мая, имея ничтожное количество угля. При входе ночью в бухту крейсер сел на мель и не сумев сойти с нее был взорван командой, опасавшейся захвата крейсера. Команда пешком добралась до Владивостока. Погибших членов экипажа крейсер не имел.
Полтора месяца спустя - 13 июля, бухту посетил японский крейсер "Ниссин" под флагом к. - адм. Ямада. Японцы обследовали крейсер, установили как невозможность снятия его с камней, так и полную боевую непригодность и удалились.
В последующие годы крейсер был поэтапно разобран на металлом и к 1988 году от него остались части днищевого набора. В том же году поисковой экспедицией клуба "Восток" на моторной яхте "Вектор" капитана  Волошина В.М. была найдена и поднята 120-мм пушка с крейсера. В настоящий момент ее можно видеть возле музея Тихоокеанского флота.
Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков". 
15 мая 1905 года
В дневном бою броненосец "Адмирал Ушаков" получил попадания крупнокалиберными снарядами: - в правый борт, у ватерлинии, пробоину заделали подручными средствами; пробоину от второго снаряда в носовой части на уровне ватерлинии не смогли заделать и задраили переборку, что привело к затоплению форпика. Корабль сел носом, потерял ход и стал плохо слушаться руля. К вечеру из-за малого хода "Ушаков" отстал от эскадры. В ночь на 15-е, на военном совете было принято решение искать эскадру, а если это не удастся, то идти во Владивосток. С рассветом обнаружили дымы четырех кораблей прямо по носу и предположив, что это отряд адмирала Небогатова пошли на них. Вскоре по траверзу показался отряд японских кораблей адмирала Катаока; от него удалось уклониться. Около 6 час. утра "Ушаков" был обнаружен японским крейсером "Читосе", который некоторое время шел параллельным курсом, а затем уклонился вправо. В половине четвертого пополудни показались главные силы японского Соединенного флота. "Ушаков" был замечен ими и начал уходить от них, но адмирал Того послал в погоню за ним броненосные крейсера "Якумо" и "Ивате". По боевым элементам японские крейсера превосходили русский броненосец, имея двукратный перевес.
"Адмирал Ушаков" повернул на юг и теперь японцам ушедшим несколько севернее пришлось его догонять. Собравшийся военный совет постановил - "драться пока хватит сил, а потом уничтожить броненосец". Только к пяти часам вечера дистанция уменьшилась до 50 кабельтов.
Выйдя на дистанцию огня японцы подняли сигнал : "Советую Вам сдаться. Ваш флагман сдался", Разобрав первую часть сигнала, командир броненосца - кап.1 р. Миклуха сказал "Продолжение сигнала нам знать не надо" и приказал открыть огонь из десятидюймовых орудий.
 
Японцы отвечали. Недолеты и разброс снарядов, заставили "Ушакова" пойти на сближение с противником. Через 10-15 мин. броненосец получил попадание восьмидюймовым снарядом в правый борт в районе носовой башни у ватерлинии. Последовавшие за этим 152-мм снаряды вывели из строя 120-мм пушку и вызвали пожар. Возникший крен сильно затруднял вращение башен и через полчаса с начала боя японцам отвечала только одно 120-мм орудие под управлением мичмана Дитлова. Броненосец погибал и командир - кап. 1 р. Миклуха приказал топить корабль, а команде спасаться. Броненосец остановился и начал быстро оседать на правый борт. Команда начала бросаться в воду, а ст. офицер, кап. 2 р. Мусатов доложил командиру - "...броненосец скоро утонет".
"Адмирал Ушаков" под крики "ура" плававших вокруг русских моряков, лег на правый борт и опрокинувшись погрузился кормой в воду, унося с собой на гафеле Андреевский флаг. При погружении произошел взрыв паровых котлов. Место гибели корабля в 60 милях к западу от о. Оки, в точке с координатами широта 37 град. 00 мин. северная, долгота - 133 град. 30 мин. восточная. Вместе с броненосцем погибли - командир и 6 его офицеров, 3 кондуктора и 84 нижних чина.
Оставшихся в живых офицеров броненосца наградили за подвиг только в январе 1907 года, а возбужденное ходатайство о посмертном награждении командира броненосца - кап.1 р. Миклухи, орденом Георгия 4-й степени было отклонено в 1910 году.
Эскадренный броненосец "Сисой Великий".
15 мая 1905 года
Броненосец "Сисой Великий" от полученной в дневном бою пробоины в носу постепенно погружался; к трем часам ночи над водой оставался едва один фут форштевня. Опасаясь, что носовые переборки долго не выдержат, броненосец двигался кормой вперед. Увидя крейсер "Владимир Мономах", командир броненосца кап.1 р. Озеров попросил принять команду с броненосца, но тот сам находился в бедственном положении и прислал на помощь сопутствующий ему миноносец "Громкий". Ввиду бесполезности помощи миноносца, командир "Сисоя" отослал его обратно, а сам после совещания со своими офицерами, направил броненосец к видневшимся берегам о. Цусима.
К семи с половиной часам утра к броненосцу подошли японские вспомогательные крейсера "Синано-мару" и "Тайнан-мару" с миноносцем "Фубуки". Они собирались открыть огонь, но броненосец поднял сигнал "Тону и прошу помощи". После запроса японцев, сдается ли он и утвердительного ответа, в восемь с четвертью утра японцы приступили к спасению. По прибытии на броненосец японцы подняли на гафеле свой флаг, но и русский спустить не смогли. Японцы попытались взять броненосец на буксир, но это им не удалось и к десяти часам утра последняя японская шлюпка отошла от броненосца, предварительно спустив японский флаг.
В 10 часов 5 минут броненосец опрокинулся на NO от мыса Карасаки в трех милях. Часть людей была подобрана из воды. Всего было спасено 32 офицера, 8 кондукторов и 582 нижних чина. За время боевых действий на броненосце погибло 2 офицера, 1 кондуктор и 56 нижних чинов.
Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов"
15 мая 1905 года.
В дневном бою "Нахимов" не получил значительных повреждений - была заклинена носовая башня и разбито одно шестидюймовое орудие. Во время ночных атак крейсер был подорван японской торпедой в начале 9 -го часа вечера и затопившей правую угольную яму. Экипаж крейсера всю ночь тщетно боролся с полученными повреждения. Когда взошла луна на крейсере увидели очертания берега и ошибочно приняв их за корейские, двинулись к ним. Приблизившись к берегу и опознав его как северную оконеч­ность о. Цусима, он остановился на 50 саженной глубине и начал спускать шлюпки и приступил к спасению экипажа. Позднее крейсер отнесло на 42 саженную глубину.
В начале шестого утра появился японский миноносец "Сирануи" и вскоре за ним вспомогательный крейсер "Садо-мару". Тот час же на "Нахимове" были открыты кингстоны и иллюминаторы. Японцы было открыли огонь, но увидя что крейсер тонет, прекратили его и прислали шлюпки для спасения. К восьми часам утра крейсер пошел на дно, как только на него вступили японцы. Оставшиеся на крейсере командир - кап.1.р .Родионов-первый и ст. штурман - лейт. Клочковский, были выброшены водоворотом на поверхность и позднее спасены японскими рыбаками. Всего за время боевых действий на крейсере погибло 1 офицер, 1 кондуктор и 52 нижних чина.
Броненосный крейсер "Владимир Мономах"
15 мая 1905 года
"Владимир Мономах" до половины девятого вечера 14 мая был атакован японскими миноносцами трижды и два раза обстрелял приближавшиеся к нему без опознавательных знаков миноносцы "Бедовый" и "Громкий". В конце девятого часа вечера к нему с кормы подошли три миноносца, делая опознавательные знаки. Крейсер прекратил стрельбу, а миноносцы подошли настолько близко, что можно было переговариваться голосом и выпустили торпеды. Одна из них угодила в носовую часть под выступ правого 6-ти дюймового орудия и нанесла ему повреждение, ставшее причиной гибели на следующий день.
От полученной торпедной пробоины к половине седьмого утра вода подошла к топкам котлов кормового котельного отсека. В восьмом часу утра крейсер был обнаружен японским миноносцем "Сирануи", а к девяти часам утра с "Мономаха" увидели японские корабли, спасавшие команду и офицеров "Нахимова". Командир крейсера, кап.1 р. Попов, приказал следовавшему с крейсером миноносцу "Громкий" идти во Владивосток, а сам направился к ближайшему берегу и открыл кингстоны. "Садо-мару" подошел к "Мономаху" и открыл огонь, но поняв, что крейсер тонет, послал на него команду чтобы им завладеть. Но так как крейсер окончательно тонул, с него были сняты люди, в том числе и подоспевшим другим японским вспомогательным крейсером - "Манджу-мару". За время боевых действий на крейсере погиб 1 человек.
Примерные координаты места гибели корабля - 34 град., 32 мин., N., 129 град., 40 мин., Е.
Миноносец "Громкий". 
15 мая 1905 года
Миноносец "Громкий" (командир - кап.2 р. Керн) отойдя от "Мономаха" лег на курс NO 23 град. Первоначально за ним погнался обнаруживший его "Сирануи", которого обстреляли с "Мономаха". Затем к нему присоединились еще два миноносца. Один из них - "Фубуки" преследовал "Громкий", а два отстали видимо имея повреждения. "Громкий" развил ход до 23 узлов, но все же в скоре его начал настигать тридцатиузловый "Сирануи". Увеличив ход до 25 узлов "Громкий" оторвался от него. Около половины 12-го дня подойдя справа от Урусана к преследующему отряду присоединился миноносец Nо 63 и вступил в бой с "Громким". Один из японских снарядов попал в кормовую кочегарку и вывел ее из строя. Ход "Громкого" упал до 17 узлов. Завязался бой с подошедшим противником. Миноносцы описывали круги и поражали друг друга. В "Сирануи" попало 20 снарядов, "Громкий" выпустил в него две торпеды, но неудачно, на нем четыре раза сбивало флаг. На "Громком" так же сбило флаг, но он был прибит к мачте гвоздями по приказу командира, сигнальщиком Скороходовым.
К началу первого дня "Громкий" расстрелял весь боезапас и вся артиллерия вышла из строя. Командир был убит, старший офицер - лейт. Паскин - серьезно ранен. Надев пояса, команда стала бросаться за борт и спасаться. Подошедшие японские миноносцы пытались завладеть "Громким", но он пошел ко дну. В месте с миноносцем погибло - 2 офицера, 1 кондуктор и 20 нижних чинов.
 
Миноносец "Безупречный".
15 мая 1905 года
Миноносец "Безупречный" под командой кап. 2 р. Матусевича шедший после боя за русскими кораблями курсом на север, был настигнут около 4 часов утра крейсером "Читосе" и миноносцем "Ариаке". Открыв огонь в 4 часа 20 минут огонь по "Безупречному" японцы к пяти с половиной часам потопили его. После этого они бросили тонувший "Безупречный" на произвол судьбы. С миноносца не спаслось ни одного человека и о его последних минутах ничего неизвестно. Вместе с миноносцем погибло 5 офицеров, 2 кондуктора и 66 нижних чинов.
Крейсер "Светлана" .
15 мая 1905 года
В пятом часу утра "Светлана" в сопровождении миноносца "Быстрый" подошла к острову Дажелет. Примерно в то же время справа и немного позади открылись японские корабли 5-го отряда адмирала Катаока. Чтобы уйти от них, "Светлана" приняла влево и прибавила хода. Около 6 часов утра слева по носу показались суда 4-го боевого отряда адмирала Уриу, который тот час же направил к "Светлане" бывшие в его отряде крейсера "Отава" и "Ниитака". В 9 часов 25 минут японцы открыли огонь по "Светлане". Чуть позже к ним присоединился миноносец "Муракумо". "Светлана" энергично отвечала огнем из двух уцелевших шестидюймовых орудий и после часового боя, расстреляв боезапас, открыла кингстоны. В 11 часов утра "Светлана" пошла ко дну, но стрельба по ней не прекращалась, пока она не погрузилась совершенно, и многие из бывших в воде людей были убиты. После чего "Ниитака" и "Муракумо" погнались за уходящим "Быстрым", а "Отава" за показавшимися на горизонте двумя пароходами, оказавшимися норвежскими китобоями. Через полтора-два часа к месту гибели подошел вспомогательный крейсер "Америка мару" и подобрал 11 офицеров, 7 кондукторов и 273 нижних чина. Вместе с крейсером погибли 10 офицеров, священник, 4 кондуктора и 156 нижних чинов. Командир и старший офицер крейсера - кап.1 р. Шеин и кап. 2 р. Зуров были убиты в последние минуты боя. "Светлана" затонула в месте с координатами - широта 34 град. N., долгота 129 град.50 мин. Е.
Миноносец "Быстрый". 
15 мая 1905 года
После гибели "Светланы" миноносец "Быстрый", преследуемый "Ниитакой" и "Муракумо" пошел к корейскому берегу. Подойдя к берегу и почти настигнутый японцами, "Быстрый" выбросился на берег к северу от Чикупен-вана. Команда и спасенные с "Осляби" (всего - 83 чел.) во главе с командиром миноносца - лейт. Рихтером сошли на берег и ушли в горы, а миноносец был взорван минным квартирмейстером Галкиным.
Сошедшие были взяты с плен японским десантом с вспомогатель­ного крейсера "Кассуга-мару". В боевых действиях на миноносце погибли 2 матроса.
Транспорт "Иртыш".
15 мая 1905 года
В дневном бою транспорт "Иртыш" получил от крупнокалиберного снаряда большую пробоину, причинившую крен в 10 град. Команда завела пластырь, но он держал воду плохо и вода прибывала. Командир транспорта предпринял попытку прорыва во Владивос­ток, следуя вдоль западного побережья Японии. Прибывавшая вода не оставила надежд на прорыв и в два с половиной часа дня 15 мая "Иртыш" встал на якорь в полутора милях от г. Хамада. К пяти часам вечера свезли команду на берег и к 10 часам транспорт затонул. В боевых действиях погибло 14 нижних чинов.
Миноносец "Блестящий".
15 мая 1905 года.
Спасая команду гибнущего "Осляби" миноносец "Блестящий" получил несколько пробоин и шел на юг, погрузившись носом и плохо слушаясь руля. В 10 час.5 мин. вечера он встретил "Бодрый", так же двигавшийся в южном направлении. С рассветом, находясь южнее Цусимы "Блестящий" начал тонуть и опасаясь появления японцев, корабль был затоплен, а его команда и восемь моряков спасенных с "Осляби" перешли на "Бодрый".
Всего на миноносце погибли 1 офицер и 2 матроса. 
Миноносец "Буйный". 15 мая 1905 года.
Крейсер "Дмитрий Донской". 16 мая 1905 года.
К десяти с половиной часам вечера 14 мая "Дмитрий Донской" окончательно отстав от крейсерского отряда шел во Владивосток. К нему присоединились "Буйный", "Бедовый" и "Грозный". Первый из-за неисправностей в машине начал отставать и к рассвету 15-го числа при крейсере находились лишь "Бедовый" и "Грозный". В седьмом часу утра на "Донском" была получена радиограмма с "Буйного" - "Прошу остановиться". С подошедшего "Буйного" на "Бедовый" был передан адмирал Рожественнский со спасенными чинами штаба, который тотчас ушел на NO 23 град. вместе с "Грозным". Экипаж "Буйного" и спасенные с "Осляби" перешли на "Донской" поскольку миноносец едва мог двигаться. После неудачной попытки взорвать миноносец он был потоплен шестидюймовой артиллерией с крейсера примерно в 70 милях к югу от о. Дажелет. Всем этим "Донской" был задержан до 12 часов дня. В четвертом часу дня с крейсера был замечен 5-й боевой отряд японских кораблей (четыре крейсера и четыре миноносца) и уклоняясь от встречи с ними "Донской" повернул на три румба влево. Через полчаса крейсер заметил японский 4 боевой отряд (так же четыре крейсера)который погнался за ним со вторым отрядом миноносцев - истребителей. Вскоре к ним присоединились еще два крейсера - "Отава" и "Ниитака". Общее количество преследовавших составило десять вымпелов.
К началу седьмого часа вечера 15 мая, сблизившись на 50 кабельтовых японцы окружили "Дмитрия Донского" и завязался бой на оба борта. Через час был смертельно ранен командир - кап.1 р. Лебедев и в командование крейсером вступил старший офицер - кап.2 р. Блохин. Ожесточенный бой длился до 9 часов вечера, когда сгустился ночной мрак. Дымовая труба была сбита, тяга упала, и ввиду невозможности достижения Владивостока в данных условиях бы­ло принято решение направиться к Дажелету, свезти команду и утопить крейсер. В 9 часов вечера крейсер встал на якорь в одной из бухт на южной части острова и за ночь свезли на берег команду.
К утру 16-го мая крейсер был отведен на полутора - две мили от берега и затоплен на большой глубине, в День кончины князя Дмитрия Донского. Примерные координаты места гибели корабля - 37 град., 30 мин., N., 130 град., 57 мин., Е.    Бой крейсера с целым отрядом из десяти вымпелов был последним сражением противоборствующих боевых кораблей на море Русско-японской войны. Всего за время боевых действий на крейсере погибло 4 офицера и 55 нижних чинов своей команды, 22 нижних чина с "Осляби" и 3 нижних чина с "Буйного".


<< К оглавлению документа


 
Главная страница | Карта сайта | Ваши запросы | Новости | Почта
Компания MEGA POWER Hong Kong Croup Limited