|
Путь по сайту: Главная / История и культура Китая / Военная история Китая. Современные военно-морские силы КНР / Глава 2. Современные военно-морские силы Китайской Народной Республики / Происхождение и становление военно-морских сил Китая
Происхождение и становление военно-морских сил Китая
<< К оглавлению документа
Военно-морские силы Китая имеют древнее происхождение [1] но первая попытка создания ВМС по европейскому образцу относится ко второй половине XIX века, к временам восстания тайпинов. . Первая собственная верфь была основана в Шанхае, в 1865 г. Год спустя, в южных провинциях, при технической помощи Франции, начинается строительство верфи в Фучжоу. В 1875 г. имелось уже несколько кораблей входивших в состав Северной, Шанхайской флотилии и флотилии в Фучжоу, не считая вооруженных кораблей принадлежащих мандаринам. Северная флотилия (Бэй-ян) была реорганизована императорским указом 1 августа 1888 г., во флот Китая, содержавшим уже первоклассные броненосцы, крейсера и канонерские лодки, подчинением Пекинскому управлению морских сил (Адмиралтейству)., но первая попытка создания ВМС по европейскому образцу относится ко второй половине
Задачами флота являлись оборона побережья и защита судоходства в Желтом море. Помимо флота Китая, существовали флотилии в Шанхае, Кантоне и Фучжоу, с подчинением руководству провинций. Последняя была уничтожена в 1885 г., во время войны с Францией. Крах военно-морского строительства Китая тех времен был вызван поражением в Японо-китайской войне 1894 - 1895 гг., уничтожившим флот как регулярную и боевую силу, и поставившим государство в зависимость от Японии.
Второй период военно-морского строительства Китая относится к 1896-1938 гг. Была составлена грандиозная кораблестроительная программа, предусматривающая техническую помощь Франции, но которая так и не была реализована в силу, как большой контрибуции Японии, так и общего экономического упадка страны. В 1907 г. Китайский флот имел четыре эскадры - Северную, Наньянскую, Фудзянскую и Гуаньдунскую, с основными задачами: пограничная и таможенная охрана, прибрежная оборона.
В 1915 г., при посредничестве американского военно-морского атташе, китайская военно-морская делегация во главе с адмиралом Вей Ханьшуй посетила судостроительный завод в Гротоне, где наблюдала строительство и испытание подводных лодок. В результате этого было определено, Китай нуждается во флоте из 200(!) субмарин, было объявлено намерение приобрести двенадцать подводных лодок, и начали формироваться экипажи. Но все закончилось ничем – императорский режим уступил место «эре военачальников», Японская империя захватила в 1905 г. Квантунский полуостров, в 1914 г. порт Циндао и провинцию Шаньдун, а в 1931 г. Мукден, образовав на северо-востоке Китая независимое государство Маньжоу-Го.
В конце 1920-х - начале 1930-ых гг. Правительство Чан-Кай-Ши попыталось приобрести подводные лодки в Германии, привлекало немецких советников и направляло военно-морских офицеров на стажировку в Германию, но все опять закончилось ничем - к концу 1930-ых г. весь восточный Китай был оккупирован Японией, фактически уничтожившей весь китайский флот.
В конце Второй мировой войны Китаю досталась большее количество японской трофейной техники. США передали 271 корабль, значительное количество которых было разоружено или повреждено. Освоить данные корабли не удалось до разделения на Тайвань и КНР, и в 1949 г., и в большинстве своем они были уведены на остров.
Третий период становления Китайского флота начинается с 1950-ых гг., когда КНР стала получать от Советского Союза масштабную военную и экономическую помощь. Были переданы боевые корабли и вспомогательные суда, безвозмездно передана ВМБ в Порт-Артуре, поставлена документация по баллистическим и крылатым ракетам, СКР пр. 50 и ДЭПЛ пр.613, 629 и 633, оказана техническая помощь при строительстве БНК и ПЛ, в подготовке военных и гражданских специалистов, передана БГАС «Волхов» и радиотехническое вооружение. В 1958 г. КНР запросило у СССР документацию и технологии для постройки АПЛ, но в этом было отказано.
[1] В июле 2005 г. исполнилось 600-лет со дня первого дальнего морского похода китайского мореплавателя и дипломата Чжэн Хэ (1371-1435 гг.). За свою почти тридцатилетнюю морскую карьеру Чжэн Хэ побывал в южной части Тихого океана, в Индийском океане, Персидском заливе и около берегов Восточной Африки. В Китае считают, что именно он открыл Америку, опередив на 70 лет Колумба, достигшего берегов Нового Света в 1492 г.
<< К оглавлению документа |